Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 05:28, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть этапы стратегического планирования. И применить методику стратегического планирования на практике. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть цели и задачи стратегического планирования. Этапы стратегического планирования.
2. Определить виды стратегии, их характеристика, обоснование выбора стратегии.
3. Дать характеристику предприятию ООО «Ветал».
4. Обосновать рыночную стратегию предприятия.
Введение 3
1. Цели и задачи стратегического планирования. Этапы стратегического планирования. 4
1.1 Анализ сильных и слабых сторон предприятия. 7
1.2 Анализ стратегических альтернатив. 9
1.3 Реализация стратегического плана. 13
1.4 Оценка стратегического плана. 13
2. Обоснование выбора стратегии. 14
2.1 Матрица рост/доля рынка. Метод Boston Consulting Group. 15
2.2 Матрица развития товара/рынка 17
2.3 Матрица «привлекательность отрасли/позиция в конкуренции» (матрица «выбора направлений»). 18
3. Характеристика ООО «Ветал» 19
4. SWOT-анализ и рыночная стратегия ООО «Ветал». 20
Заключение 22
Список использованных источников 23
Приложение 1 24
Перед
фирмой стоят четыре основные стратегические
альтернативы: ограниченный рост, рост,
сокращение и сочетание этих стратегий.
Ограниченного роста
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель – выбор стратегии, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми, концепцию фирмы и ее будущего.
На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
По
содержанию стратегия предприятия
должна охватывать решения в области
структуры и объемов
1.
Продуктово-сбытовая стратегия
2.
Ресурсно-рыночная стратегия –
совокупность стратегических
3. Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.
4.
Интеграционная стратегия –
5.
Финансово-инвестиционная
6.
Социальная стратегия –
7.
Стратегия управления –
8.
Стратегия реструктуризации –
совокупность решений по приведению
производственно-
Для
стратегического планирования характерно
использование типовых
На практике разработка стратегии – это выполнение следующих этапов:
Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Но стоит подчеркнуть, следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Это связано с тем, что без знания потенциала невозможно определить, какая именно часть рынка должна подвергнуться наиболее детальному исследованию. Понятно поэтому, как важен процесс анализа потенциала предприятия.
Как видно из приведенного перечня этапов, создание и внедрение стратегии – достаточно трудоемкая процедура. Однако значимость для предприятия этого процесса намного превосходит затраты на его реализацию. Дело в том, что сам по себе процесс осмысления ситуации, ее коллективное обсуждение, разбор различных вариантов действий в тех или иных сферах деятельности предприятия приносят огромную пользу, повышают степень системности и обоснованности принятия решений и управления предприятием в целом. Немаловажно и то, что в процессе обсуждения стратегии улучшается менеджмент, консолидируется коллектив, снижается уровень противоречий в интересах собственников, менеджеров, работников предприятия.
Формирование
стратегии фирмы в целом
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.
Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.
Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод «внедрить немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни – сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
2.
Обоснование выбора
стратегии.
Задача разработки и реализации планов по улучшению привлекательности и конкурентной силы каждой составляющей портфеля деловой активности компании является центральной во всей концепции стратегического управления на уровне корпорации. Таким образом, перед разработчиками стратегии встают три основных вопроса:
Одним из наиболее распространенных методов оценки качества видов деятельности компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля – двухмерная модель, сравнивающая стратегическое положение каждого вида деятельности (бизнеса) компании.
Матрица может быть построена на основе любой пары показателей, характеризующих стратегические позиции. Наиболее существенными являются темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность и стадия развития данного продукта или рынка.
Три типа матриц хозяйственного портфеля применяются наиболее часто – матрица «рост/доля рынка», разработанная Boston Consulting Group, матрица «развитие товара/развитие рынка», матрица «привлекательность отрасли/положение в конкуренции», созданная компанией General Electric совместно с McKensey.
Первая, наиболее широко используемая матрица портфеля деловой активности, состоящая из четырех квадрантов, разработана ведущей консалтинговой компанией Boston Consulting Group (БКГ) (приложение 3). По осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждое хозяйственного подразделение представлено в виде круга, размер которого определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли корпорации от всех видов деятельности.
Относительной
долей рынка считается
меньше 1,0.
Матрица предлагает следующую классификацию компаний: «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки», «собаки» и предполагает соответствующие стратегии. «Дикие кошки» при определенных условиях могут стать «звездами», а «звезды» с приходом зрелости превратятся в «дойных коров», а затем в «собак».
«Звезды» занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли и одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля за этими ресурсами со стороны руководства. Стратегия «звезды» направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции фирмы в условиях растущей конкуренции. По мере замедления темпов развития отрасли «звезда» превращается в «дойную корову».
«Дойная корова» занимает лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли. Сбыт относительно стабилен без дополнительных затрат, поэтому фирма приносит прибыли больше, чем требуется средств для поддержания доли на рынке. Стратегия направлена на поддержание существующего положения как можно дольше. Основные задачи фирмы сводятся к предложению новых моделей товаров с целью стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам, периодической «напоминающей» рекламе и новым ценовым скидкам.