Стратегическое планирование в ЗАО «ПРОМИНСТРУМЕНТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Одной из ключевых составляющих функционирования предприятий является планирование. Стратегия развития представляет собой методы и средства развития организации на перспективу. Разработка и управление стратегии достаточно не простая задача. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы стратегии бизнеса 5
1.1. Области выработки стратегии 5
1.2. Эталонные стратегии развития 7
1.3. Шаги определения стратегии 10
1.4. Выбор стратегии 10
2. Стратегическое планирование в ЗАО «ПРОМИНСТРУМЕНТ» 14
2.1. Краткая характеристика ЗАО «ПРОМИНСТРУМЕНТ» 14
2.2. Порядок составления и корректировка стратегического плана 20
в ЗАО «ПРОМИНСТРУМЕНТ». 20
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовой измененный1.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

      Одной из ключевых составляющих функционирования предприятий является планирование. Стратегия развития представляет собой методы и средства развития организации на перспективу. Разработка и управление стратегии достаточно не простая задача. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического управления. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом,  с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в соответствии с изменяющейся ситуацией.

      Курсовая  работа раскрывает теоретические аспекты  разработки стратегии бизнеса, но прикладной характер данного вопроса более  сложная проблема в сложившихся  экономических условиях хозяйствования предприятий Российской Федерации. 

    1. Теоретические основы стратегии бизнеса

      Определение стратегии для фирмы принципиально  зависит от конкретной ситуации, в  которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы  к формулированию стратегии и  некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

1.1. Области выработки стратегии

      В общем виде стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок. Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий,  далее в данном реферате  будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не отдельных ее подразделений.

      При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением  фирмы на рынке:

    • какой бизнес прекратить;
    • какой бизнес продолжить;
    • в какой бизнес перейти.

     Это значит, что стратегия концентрирует  внимание и связана с тем:

    • что организация делает и чего не делает;
    • что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Один из  ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М.Портер, выделяет три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке. [5] 

     Первая  область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегии связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему реализации продукции, т.е. чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.

     Вторая  область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.       

     Третья  область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в продукции определенного типа. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, сто фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

1.2. Эталонные стратегии развития

Наиболее  распространенные, выверенные практикой  и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние. [7]

     Первую  группу эталонных  стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента.

     Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

    • стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы сданным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия.
    • стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
    • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который предположительно будет  реализовываться на уже освоенным фирмой рынке.

       Вторую  группу эталонных  стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста.

       Выделяются  два основных типа стратегий интегрированного роста:

    • стратегия обратной вертикальной интеграции - рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение.
    • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции - росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечными потребителем, т.е. над системами распределения и продажи.

Третьей группой эталонных  стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

       Стратегиями данного типа являются следующие:

    • стратегия центрированной диверсификации, - это поиск и использование заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов.
    • стратегия горизонтальной диверсификации, - это поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой.
    • стратегия конгломеративной диверсификации – это расширение фирмы за счет производства, технологически не связанных с уже производимыми продуктами, новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

   Четвертым типом эталонных  стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать и в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение – взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

       Выделяются  четыре типа стратегий целенаправленного  сокращения бизнеса:

    • стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляющаяся тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес.
    • стратегия “сбора урожая”, предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе.
    • стратегия сокращения, заключающаяся в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса.
    • стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат.

       В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

1.3. Шаги определения стратегии

       Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии, проведение анализа портфеля продукции, выбор стратегии фирмы и оценку выбранной стратегии.

       Уяснение  текущей стратегии. Уяснение текущей стратегии очень важно потому, что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация, и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии.

      Анализ  портфеля продукции. Анализ портфеля продукции представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Анализ портфеля продукции дает наглядное представление о том, что портфель, как сумма, существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег обновление и отмирание. [4]

1.4. Выбор стратегии

       Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

       Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие:

       Сильные стороны отрасли  и сильные стороны  фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста.

       Слабые  фирмы должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстрорастущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приводят к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения.

Информация о работе Стратегическое планирование в ЗАО «ПРОМИНСТРУМЕНТ»