Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является проведение анализа внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
2.Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»
3.Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»
Введение 3
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия 5
1.1 Понятие внешней среды и обоснование необходимости проведения анализа внешней среды. 5
1.2 Методы анализа внешней среды 14
2.1 PEST-анализ 19
2.2 Анализ доминирующих характеристик отрасли 22
2.3 Анализ движущих сил отрасли 25
2.4 Анализ стратегии конкурентов 27
2.5 Комплексная оценка о привлекательности отрасли 29
3. Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС» 31
3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ и GE/МАКИНЗИ 31
3.2 Выбор стратегии развития компании ОАО «МТС» 33
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Схематично это можно просмотреть на рисунке 3. Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.
Рис.3.
Модель "пяти сил" Портера
Конкурентный анализ делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма в отрасли.
Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, так как они влияют:
Анализ стратегии конкурентов. Изучение действий и поведения конкурентов имеет большое значение для формирования стратегии. От стратегических намерений конкурентов зависит, какие ответные шаги будут лучшими для компании в данный момент – либо защита от действий конкурентов, либо напротив – применение наступательных стратегий.
В
таблице представлена простая для
применения схема характеристики стратегических
намерений конкурентов.
Таблица 1. Возможные стратегические намерения конкурентов.
Конкурентные масштабы | Локальные, региональные, национальные, глобальные |
Стратегические намерения | Быть лидером, быть среди лидеров, нет стремления быть лидером, сохранение позиций, только выжить. |
Цели относительно рыночной доли | Агрессивное расширение через приобретение и внутренний рост, расширение через внутренний рост, расширение через приобретение (удержания существующей) доли рынка, отказ от некоторой доли рынка в целях достижения краткосрочных целей. |
Конкурентная позиция (ситуация) | Усиление позиции, способность сохранить настоящую позицию, попытка улучшить позицию, потеря рыночных позиций. |
Стратегическое положение | Главным образом наступательное, главным образом оборонительное, комбинация наступления и обороны, агрессивное наступление, консервативное следование. |
Конкурентная стратегия | Стремление к низкоценовому лидерству, дифференциация (основанная на качестве, сервисе, технологическом преимуществе, репутации компании и др.), фокусирование на рыночную нишу (географическую, покупателей со специфическими нуждами и др.). |
Такого
краткого обзора конкурентов с анализом
карты стратегических групп обычно
бывает достаточно, чтобы диагностировать
намерения конкурирующих
Оценка комплексной привлекательности отрасли. Заключительным этапом анализа внешней среды является обзор всей отраслевой ситуации и формирование заключения о привлекательности или непривлекательности отрасли, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Важные факторы, принимаемые во внимание при формировании заключения о привлекательности отрасли:
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.[1, с.181].
Анализ
внешней среды представляет собой
процесс, посредством которого разработчики
стратегического плана
2.
Анализ внешней среды
предприятия ОАО «МТС»
Теперь осуществим переход от теории к практике и проведем анализ ОАО «МТС» с использованием вышеописанных методик. Для этого необходима краткая информация о данном предприятии.
Компания МТС образована в октябре 1993 года. ОАО «Моби́льные ТелеСисте́мы» (МТС) — крупнейший оператор сотовой связи GSM и UMTS в России и странах СНГ, обслуживающий более 87,26 миллионов абонентов. Также МТС на данный момент является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной Европе. Сеть «MТС» использует стандарт GSM и UMTS.
Компания работает в России (имеются лицензии на оказание услуг связи в стандарте GSM в 82 регионах страны), Туркменистане, Узбекистане, на Украине и в Белоруссии. Также у компании имеются лицензии на оказание услуг фиксированной связи в 48 субъектах федерации.10
Проведем анализ для диагностики макросреды. Он поможет увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы, а также сформулировать возможности и угрозы со стороны внешней среды.
Политические факторы:
Наличие
в стране рыночной экономики, открывающей
новые возможности для
Строительство
новых дорог и направлений
дает возможность установки все
больших станций связи
До недавнего времени политическая ситуация в стране была крайне нестабильной. Но в последние несколько лет в связи с оживлением российской экономики постепенно происходит стабилизация политической ситуации, что дает возможность предприятиям прогнозировать изменения. Значительно уменьшилась вероятность риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации.
Услуги компании не являются новыми на российском рынке. Также у компании имеются лицензии на оказание услуг фиксированной связи в 48 субъектах РФ. 11
Компания имеет свой узнаваемый логотип, что значительно повышает ее конкурентоспособность. По данным независимых исследований, за год, прошедший после проведения ребрендинга, узнаваемость торговой марки компании выросла с 84 % до 91 %.12 В настоящее время рынок сотовой связи находится в благоприятном состоянии.
Экономические факторы:
Рост
платежеспособности позволил предприятию
погасить задолженность перед
Рост темпов инфляции. В 2010 году, по данным Росстата, рост индекса потребительских цен составил 13,3% и впервые с 1999 года снизился выпуск продукции и услуг. А результаты опросов показывают, что в восприятии покупателей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17% только за последние 3 месяца 2010 года.14
На фоне мирового финансового кризиса, начинавшегося как кризис американской ипотечной, банковской и в целом финансовой системы, все активнее обсуждается идея о необходимости поиска альтернативы доллару на место мировой резервной валюты. Ослабление доллара США против евро - главного кандидата на смену, - продолжавшееся до конца апреля 2008 года, только подстегивало эти разговоры и способствовало переводу части долларовых активов центральных банков различных стран в европейскую валюту. В то же время, объемы номинированных в долларах международных резервов ЦБ мира по-прежнему значительны, а спрос на американские казначейские обязательства на фоне падения большинства финансовых рынков остается высоким.15
Социальные факторы:
Приток
молодых специалистов с легкостью
осваивающих новые технологии. Заработная
плата средняя и высокая
Высокий
уровень коррупции и
Министерство здравоохранения и социального развития РФ прогнозирует, что благодаря мерам по решению демографической проблемы к концу 2010 года рождаемость в России увеличится почти на 26%, сообщает РИА Новости.16
Отсутствие
благоприятных экономических
Технологические факторы:
Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. Чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, также осуществлять мероприятия по внедрению новых технологий и приобретению нового оборудования, подбирать новых и переобучать собственных работников.
Вложение инвестиций в усовершенствование предоставляемых услуг, улучшение качества связи и модернизацию оборудования. 28 мая 2008 года МТС запустила сеть третьего поколения (3G: UMTS) в Санкт-Петербурге ; летом 2008 года сеть третьего поколения появилась в: Казани, Сочи, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде; осенью 2008 года во Владивостоке и Новосибирске.17
Возможность использования конкурентами современных технологий, позволяющих занять практически равное положение по ассортименту услуг и уровню затрат. «МегаФон» сдал в эксплуатацию первый в России фрагмент сети стандарта IMT-2000/UMTS (3G) на территории Санкт-Петербурга и части Ленинградской области. «Билайн» также вводит в коммерческую эксплуатацию технологии EDGE в г. Москве, г. Екатеринбурге, на территории Ленинградской области, г. Омске, г. Новосибирске и г. Сочи. 18
Анализ PEST-факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды носит благоприятный характер.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии