Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение стратегического управления на предприятии, определение проблем и мероприятий по их устранению в области стратегического управления на ОАО «Белгородский завод железобетонных конструкций-1» и эффективности их реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Стратегическое управление на предприятии:
1. Понятие стратегии, её классификация. ………………………………………… 5
2. Общая характеристика стратегического управления…………………………..7
1. Сущность стратегического управления…………………………………….7
2.Система стратегического управления……………………………………….14
3.Анализ среды……………………………………………………………………..15

3.1 Анализ внешней среды…………………………………………………………..15

3.2 Анализ внутренней среды…………………………………………………….22 Глава 2. Характеристика ОАО “ Белгородский завод железобетонных конструкций “……………………………………………………………………….24

Глава 3. Диагностика проблем на предприятии ОАО “ Белгородский завод ЖБК- 1”………………………………………………………………………………38

Глава 4. Принятие решений на ОАО “ Белгородский завод ЖБК- 1”………………………………………………………………………………………41

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список литературы…………………………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Образец курсовой работы.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

     1. 3.2. Анализ внутренней среды

     Внутренняя  среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

     Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

     Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям [8, c.265].

Выводы:

  1. При стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.
  2. Стратегическое управление рассматривают как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды, определение миссии и цели, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения.
  3. Внешняя среда является источником питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
  4. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

 

Глава 2. Общая характеристика ОАО «Белгородский завод

железобетонных конструкций-1» 

     2.1. Полное и сокращенное  наименование предприятия.

     Открытое  акционерное общество «Белгородский  завод железобетонных конструкций-1» (ОАО «БЗ-ЖБК-1»). Юридический адрес: Россия, 308800, г. Белгород, ул. Коммунальная, 5. 

     2.2. Организационно-правовая  форма

     Открытое  акционерное общество «Белгородский  завод железобетонных конструкций-1»  имеет частную форму собственности. Высшим органом правления является собрание акционеров. Уставной капитал разделен на 23306 акций. Держателем акций являются члены трудового коллектива и фонд имущества Белгородской области – 11886 акций, составляющих 51% УК ОАО, были распространены по закрытой подписке среди членов трудового коллектива.

     ОАО «БЗ-ЖБК-1» имеет самостоятельный  баланс, счета в банках, угловой штамп, фирменный и товарный знаки, эмблему и другие реквизиты. 

     2.3. Управленческая структура  предприятия.

  1. Совет акционеров
  2. Совет директоров
  3. Генеральный директор
  4. Технический директор
    1. главный технолог

      - лаборатория

    1. отдел архитектуры
    2. технический отдел
    3. зам. технического директора по компьютерам
    4. отдел гл. механика
    5. отдел гл. энергетика
    6. гл. теплоэнергетик
    7. отдел ТБ
  1. Директор по производству и сбыту
    1. производственный отдел
    2. отдел сбыта
    3. склад готовой продукции
    4. транспортный цех
    5. РМЦ
  2. Директор по строительству
    1. группа заказчика
    2. гр. подрядных работ
    3. участок монтажа КПД
    4. участок общестр. и отдел работ
    5. уч. сец-конт. работ
    6. строительные объекты
  3. Директор по коммерции и комплектации
    1. гр. металлопроката
    2. гр. стройматериал
    3. гр. лесоматериалов
    4. гр. таможенного оформления
    5. гр. вспомогательных м-лов
    6. центральный склад
  4. Директор по маркетингу
    1. служба маркетинг, исслед.
    2. гр. рекламы
    3. гр. договоров и взаим.
    4. аудиторская гр. нов. партн.
    5. гр. по изучению конкуренции
  5. Директор ТЦК
    1. станция тех обслуживания
    2. торговая служба
    3. магазины, киоски
    4. кафе, столовые
  6. Директор по соц. вопросам
    • охрана
    • зав. хоз
    • детские сады
    • мастер по ремонту обуви
 

     2.4. Миссия предприятия.

     Миссию  предприятия можно определить так: «Добиться и поддерживать наивысшую  удовлетворенность потребителей, имея ввиду повышение качества продукции и услуг путем постоянного обновления технологий и развития потенциала работников организации, что позволит иметь устойчивый рост объемов продаж и доли на рынке, а также обеспечить максимальную прибыль и лидерство в отрасли». 

     2.5. Характеристика продукции предприятия.

     Номенклатура  выпускаемой продукции разнообразна:

  1. Бетон и раствор товарный.
  2. Керамзитобетон.
  3. Мелкоштучные изделия, изготавливаемые на оборудовании германских фирм «HENKE» и «HESS».
  4. Художественные кованные изделия по технологии и на оборудовании германской фирмы «KRIGER».
  5. Плиты перекрытий, стеновые панели.
  6. Фундаментные блоки, подушки.
  7. Сваи, лотки, детали теплотрасс, перемычки.
  8. Плиты дорожные.
  9. Тротуарная плитка, стеновой камень.
  10. Столярные изделия и тепломатериалы и многое другое.

     Разнообразный ассортимент мелкоштучных изделий, стеновых камней, тротуарной плитки, изготавливаемый на оборудовании германских фирм «HENKE» и «HESS», по качеству экологически чистой строительной продукции заняло одно из первых мест в России. 

     2.6. Цель ОАО « Белгородский завод ЖБК –1» состоит в максимальном получении прибыли. 

     2.7. Персонал предприятия.

     По  состоянию на 01.06.2003г. численность  работающих на ОАО «БЗ-ЖБК-1» составила 2632 человека. Из них 2072 рабочих.

     Наибольшую  часть работников ЖБК-1 составляют мужчины в возрасте 25-30 лет. Это показатель того, что высшее руководство предприятия ведет политику «Дорога молодым» или «Молодежь – будущее». Причина наибольшего удельного веса мужского персонала объясняется особенностями отрасли.

     Размер  заработной платы на предприятии зависит от количества реализованной продукции.

     Каждый  сотрудник рассматривается как  личность. Уважение достоинства, поощрение  заслуг, вознаграждение за работу –  должно быть справедливым, соразмерным и иметь мотивирующий характер. Каждый сотрудник чувствует себя частью команды, работающий на общий успех предприятия. 

     2.8. Политика организации,  культура фирмы.

      Политика  организации включает в себя следующие  составляющие;

  • научно-техническая политика;
  • ассортиментная политика;
  • политика в области технологии;
  • политика МТО;
  • сбытовая политика;
  • ценовая политика;
  • социально-экономическая политика.

     Каждая  из этих составляющих решает определенные задачи в своих направлениях. Некоторые из них: адаптация производства к меняющимся условиям рынка, внесение корректив в планы; установление номенклатуры выпускаемой продукции, степень дифференциации продукции; механизация и автоматизация производства, ресурсосбережение, использование системного оборудования; обеспечение бесперебойного функционирования предприятия; выбор целевого рынка, системы сбыта, каналов сбыта, системы товародвижения; формирование принципов ценообразования, определение уровня прибыли и рентабельности; сотрудничество с профсоюзами, социальное обеспечение работников.

     Поскольку ЖБК-1 организован давно, то культура предприятия уже сформирована, имеет свои традиции. За последнее время, естественно, они претерпели изменения: изменился стиль управления, переориентировались акценты в обучении работников, сменились акценты и в кадровой политике. Для повышения организационной эффективности через культуру используется модель, наиболее близкая к модели Питерса-Уолтермана: связь с потребителем, поощрение предприимчивости, люди - главный источник эффективности, не заниматься ни своим делом, сочетание гибкости и жесткости в управлении. 

     2.9. Анализ факторов  внешней среды.

     Динамика  емкости рынка сборного ж/б (именно в этой отрасли работает ЖБК-1) Белгородской области выглядит следующим образом:

     1999 г.: С = 250,7 – 20 + 0 + 5,1 = 235,8 тыс.м3

    2000г.: С = 235,8 – 16 + 0 + 5 = 194,8 тыс.м
    2001г.: С = 194,8 - (194,8 - 402,3) : 4 * 1 = 142,9 тыс.м
    2002г.: С = 194,8 - 51,875 * 2 = 91,05 тыс. м3

       
 
 
 
 
 
 

 Рис. 3. Динамика емкости рынка сборного  железобетона Белгородской области. 

       Одним из факторов, влияющих на емкость рынка сборного ж/б, является объем капиталовложений в строительство - отрасль, потребляющую данную продукцию.

     Тротуарную  плитку выпускают 5 наиболее крупных  предприятий Белгородской области, значит, рынок является олигополистическим, состоящим из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок из-за сложностей с производственной базой (большая площадь производственных и складских помещений).

     Значимым  фактором косвенного воздействия, оказывающим влияние на функционирование ЖБК-1, является технология. Необходимость перехода на новые, ресурсосберегающие технологии или же технологии, альтернативные используемым, которые обеспечивают выпуск более качественной продукции вынуждает руководство постоянно следить за развитием НТП, за тем, какие технологии используют конкуренты.

     Наиболее  важный фактор фонового окружения - общее  состояние экономики. Оно определяет стратегию предприятия как финансирование своего производства за счет кредитов, т.к. высокие темпы инфляции обесценивают долги и после кризиса всегда идет, пусть и невысокий, рост производства, так что, больших проблем с возвратом кредита не возникает.

     К среде непосредственного окружения относятся, главным образом, потребители, конкуренты и поставщики. 

      2.10. Потребители.

     Потребителями продукции ЖБК-1 являются физические и юридические лица. В настоящее время предприятие имеет около 150 крупных потребителей, основными из них выступают:

  1. ОАО «Техстрой», ул. Промышленная, 6,
  2. ОАО «Промстрой», ул. Мичурина, 62,
  3. ОАО «Промтекстиль», г. Воронеж,
  4. ОАО «Монолитбелстрой», ул. Б. Хмельницкого, 133в,
  5. ОАО «КМАрудстрой», г. Губкин,
  6. ОАО СУ-5 Белгородстрой,
  7. Индивидуальные застройщики.
 

2.11. Конкуренты.

Конкурентами завода выступают:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии