Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение стратегического управления на предприятии, определение проблем и мероприятий по их устранению в области стратегического управления на ОАО «Белгородский завод железобетонных конструкций-1» и эффективности их реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Стратегическое управление на предприятии:
1. Понятие стратегии, её классификация. ………………………………………… 5
2. Общая характеристика стратегического управления…………………………..7
1. Сущность стратегического управления…………………………………….7
2.Система стратегического управления……………………………………….14
3.Анализ среды……………………………………………………………………..15

3.1 Анализ внешней среды…………………………………………………………..15

3.2 Анализ внутренней среды…………………………………………………….22 Глава 2. Характеристика ОАО “ Белгородский завод железобетонных конструкций “……………………………………………………………………….24

Глава 3. Диагностика проблем на предприятии ОАО “ Белгородский завод ЖБК- 1”………………………………………………………………………………38

Глава 4. Принятие решений на ОАО “ Белгородский завод ЖБК- 1”………………………………………………………………………………………41

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список литературы…………………………………………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Образец курсовой работы.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию…

 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Менеджмент»

Тема  № 3

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 
 

 

                                       Выполнила: …

                                       Руководитель: к.э.н., доц. Шаповалов А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород 200…

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Стратегическое управление на предприятии:

1. Понятие  стратегии, её классификация.  ………………………………………… 5

2. Общая  характеристика стратегического  управления…………………………..7

    1. Сущность стратегического управления…………………………………….7
    2. Система стратегического управления……………………………………….14
  1. Анализ среды……………………………………………………………………..15

3.1 Анализ  внешней среды…………………………………………………………..15

3.2 Анализ внутренней  среды…………………………………………………….22 Глава 2. Характеристика ОАО “  Белгородский завод железобетонных  конструкций “……………………………………………………………………….24

Глава 3. Диагностика проблем на предприятии  ОАО “ Белгородский завод ЖБК- 1”………………………………………………………………………………38

Глава 4. Принятие решений на ОАО “ Белгородский завод ЖБК- 1”………………………………………………………………………………………41

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список  литературы…………………………………………………………………..45 
 
 
 
 

 

Введение 

     В настоящее время Россия находится  в состоянии перехода к рыночной экономике. В этих условиях последние  десятилетия значение стратегического  поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло.

     Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

     Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления на предприятии.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение стратегического управления на предприятии, определение проблем и мероприятий по их устранению в области стратегического управления на ОАО «Белгородский завод железобетонных конструкций-1» и эффективности их реализации.

     Объектом  исследования выступает ОАО «БЗ-ЖБК-1», занимающийся производством строительных материалов, расположенного в г. Белгороде.

     Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:

  1. Изучить существующие теоретические подходы в области стратегического управления на предприятии.
  2. Охарактеризовать ОАО «БЗ-ЖБК-1», выявить его сильные и слабые стороны.
  3. Предложить пути по устранению выявленных недостатков в работе ОАО «БЗ-ЖБК-1», относящихся к стратегическому управлению на предприятии.

     Теоретической и методологической базой выступают:

  1. Работы и отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления на предприятии.
  2. Материалы периодической печати.
  3. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800.

     Информационной  базой являются:

     а) данные статистической и бухгалтерской  отчетности ОАО «БЗ-ЖБК-1»;

     б) данные комитета госстатистики по Белгородской области;

     в) материалы маркетинговых и иных исследований, проводимых на предприятии. 
 
 
 
 
 
 

 

      Глава 1. Стратегическое управление на предприятии.

     1.1. Понятие стратегии,  классификация стратегий.

     Стратегия- это генеральное направление действий организации, следование которому в долгосрочной перспективе должна привести её к цели.

     Рассмотрим  некоторые наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенной в литературе стратегии развития бизнеса. Обычно эти стратегии называют эталонными.

     Стратегии концентрированного роста.

     Сюда  попадают те стратегии, которые связаны  с изменением продукта и (или) рынка. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт  или начать производить новый, не меняя при этом отрасли.

     Что касается рынка, то фирма ведет поиск  возможностей улучшения своего положения  на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

     Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие.

     ¨Стратегия усиления позиции на рынке при которой фирма делает все чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции.

     ¨Стратегия развития рынка заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта.

     ¨Стратегия развития продукта предполагающая решение задачи роста за счет производства нового вида продукта который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.

     Стратегия интегрированного роста

     Это стратегии бизнеса которые связаны  с расширением фирмы путем  добавления новых структур. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий если она находится в сильном бизнесе не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности так и путем расширения изнутри.

     Выделяют 2 основных типа стратегий интегрированного роста:

     ♦ Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры осуществляющие снабжение либо же приобретать компании уже осуществляющие снабжение.

     ♦ Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы  за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами находящимися между фирмой и конечным потребителем.

     Стратегии диверсифицированного роста

     Эти стратегии реализуются в том  случае если фирма дальше не может  развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

     Основные  стратегии диверсифицированного роста:

     ♦ Стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов которые заключены в существующем бизнесе.

     ♦ Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции требующей новой технологии отличной от используемой.

     ♦ Стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том что фирма  расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов которые реализуются на новых рынках.

     Стратегии сокращения

     Они реализуются тогда когда фирма  нуждается в перегруппировке  сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности когда наблюдаются спады и координальные изменения в экономике.

     Выделяют 4 типа стратегий целенаправленного  сокращения бизнеса:

     ♦ Стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии  сокращения и осуществляется тогда  когда фирма не может вести дальнейший бизнес.

     ♦ Стратегия « сбора урожая»  предполагает отказ от долгосрочного  взгляда на бизнес в пользу максимального  получения доходов в краткосрочной  перспективе. Она предполагает сокращение затрат на закупки на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта.

     ♦ Стратегия сокращения заключается  в том что фирма закрывает  или продает одно из своих подразделений или бизнесов чтобы осуществить долгосрочное изменение своих границ ведения бизнеса.

     ♦ Стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии сокращения так как ее основной идеей является поиск новых возможностей уменьшения издержек и проведении соответствующих мероприятий по сокращению затрат.

     В реальной практике фирма может реализовывать  несколько стратегий.

    1.2.Общая  характеристика стратегического  управления

    1.2.1. Сущность стратегического  управления

     Термин  «стратегическое управление» был  введен в обиход на стыке 60-70-х гг. и для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса, о которых было сказано ранее. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой [1,c 405].

     Стратегическое  управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

     Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

     Во-первых, организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в  нем не будет происходить качественных изменений [1, c.436].

     При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии