Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты развития стратегии предприятия (фирмы).
В первой главе работы, дано определение такому понятию, как стратегическое планирование. Определена необходимость и место стратегического планирования в управлении организацией. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Определены сущность и функции стратегии. Отражены преимущества и недостатки стратегического планирования. Определены направления по совершенствованию стратегического планирования в организации.
Во второй главе составлен так называемый "портрет" предприятия с точки зрения управления. Описан внутренний и внешний анализ предприятия, указано наименование предприятия и сфера деятельности. Сформированы основные задачи и функции.
В третьей главе работы уделено внимание вопросу стратегии организации МТЗ ОАО «Филит»: выработаны стратегии развития на предприятии, описаны новые направления в развитии стратегии предприятия, даны рекомендации по стратегическому развитию предприятия.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 103.51 Кб (Скачать)

    активный  поиск потребностей в самых различных  областях металлургии, соприкасающихся  с ней и наиболее эффективное  и качественное их удовлетворение, использование обратной связи с  потребителями;

    увеличение  своего влияния, присутствия на мировом  рынке металлопродукции, а также  во взаимоотношениях с местными и  мировыми органами влияния (торговые организации, различные уровни власти);

    максимальное  использование потенциальных возможностей внешней среды и предупреждение негативного ее влияния;

    вклад в укрепление российской экономической  системы, в общем, и черной металлургии  в частности.

    Основные  принципы формирования стратегии развития внутренней среды МТЗ ОАО «Филит»:

    наиболее  эффективное использование сильных  сторон предприятия (в т.ч. и развитие потенциальных), а также комплексное  устранение слабых его мест, мешающих достижению поставленных целей;

    создание  гибкой организационной системы  управления и планирования, быстро адаптирующейся к внезапным изменениям;

    повышение эффективности производства.

    Исходя  из представленных выше основных принципов  формирования стратегии развития завода, можно определить ее основные направления.

    Стратегия конкурентной борьбы - учитывая огромный потенциал российского металлургического  рынка, а также наличие несколько  лидирующих компаний в трубной подотрасли, наиболее перспективным представляется превращение российских конкурентов  в стратегических партнеров с  целью создания "весомой объединенной силы" на мировом металлургическом рынке. Это обусловлено проведением  антидемпинговой политики странами ЕС, импортом отечественными представителями  НГК труб. И, кроме того, необходимостью получения возможности давления на органы власти на различных уровнях  с целью изменения внешнеторгового  сальдо по трубам в положительную  сторону.

    Укрепление  партнерских отношений и максимальное использование их преимуществ для  внедрение инновационных проектов.

    Ассортиментная  политика - диверсификация производства с целью устранения сильной зависимости  от результатов деятельности и возможностей НГК, а также дистанцирования  от металлургических комбинатов, запустивших  свои собственные трубные производства;

    В целях использования обратной связи  с потребителями организация  активной деятельности в сфере Интернет, как наиболее охватывающего, простого и дешевого средства интерактивной  работы с клиентами. В пользу этого  направления свидетельствуют данные, приведенные на сайте "Металлургическая отрасль России": "По прогнозам  американских экспертов ожидается, что к 2010 г. от 40 до 60% всей металлопродукции в мире будет продаваться через Интернет. 2006-й год является переломным - многие компании могут оказаться за бортом. Ни одна компания не выживет в-одиночку, поэтому мы приглашаем всех на конференцию".

    Максимально использовать благоприятную ситуацию, сложившуюся в НГК с целью  увеличения портфеля заказов и направления  полученных ресурсов на проведение агрессивного инновационного развития и коренного  реформирования предприятия с привлечением ведущих специалистов по консалтингу.

    Техническая политика - развитие научного потенциала предприятия, путем финансирования разработки и реализации наиболее перспективных  проектов; постоянное совершенствование  качества продукции и эффективности  ее производства.

    Организационная стратегия - создание гибкой организационной  структуры управления, реструктуризация  и реинжиниринг.

    Финансовая  политика - обеспечение роста прибыли  за счет развития новых направлений  и максимального повышения эффективности  уже налаженных производственных процессов.

    Кадровая  политика - в значительной степени  определяется организационной стратегией, финансовой и технической политиками. Т.е. рост количества сотрудников, повышение  корпоративной культуры, ответственности  за результаты деятельности всего предприятия, профессиональной подготовки, введение различных методов и систем стимулирования работников.

    Экологическая стратегия - поскольку завод является концентрированным местом загрязнения, предполагается снижать уровень  загрязнений путем внедрения  новых экологически чистых технологий.

    Следуя  вышеуказанным направлениям, в данной работе предлагается обоснование инвестиционной стратегии развития МТЗ ОАО «Филит».

      Выполнение миссии предприятия  по этому направлению возможно  реализацией проекта  реконструкции  профилегибочного агрегата. В результате  будут затронуты все пункты  стратегии развития, т.к. этот  проект предполагает  проведение  в жизнь представленных экологической  политики завода, его финансовой, кадровой, технической, ассортиментной  политик и стратегии конкурентной  борьбы. 

3.2. Новые направления в стратегии развития предприятия. 

    Наряду  с обеспечением выпуска конкурентоспособного по качеству и цене металла первых переделов (заготовка, прокат черных и  цветных металлов) необходимо создание производства высококачественной металлургической продукции более высокой степени  готовности.

    Основные  виды импортируемых труб – это, в  первую очередь, трубы сварные диаметром  1420 мм с трехслойным полимерным покрытием (до недавнего времени в России не производились и их импорт обоснован), обсадные и насосно-компрессорные трубы (большая часть их может быть произведена в России, закупка производится только по финансовым соображениям) и т.д. В целом, около 70–75% импортируемых труб может быть произведено в России и импорт их не всегда обоснован. Ссылки на то, что закупаются более качественные трубы, также не всегда корректны, так как часто трубы ввозятся из стран, где их качество не выше, чем в России (Румыния, Чехия, Турция, Венесуэла и др.).

    Таким образом, проблема снижения необоснованного  импорта трубной продукции, которая  может быть произведена на российских трубных заводах, актуальна и  ее решение во многом позволит изменить ситуацию на внутреннем рынке и защитить отечественных производителей труб.

    Ужесточение конкуренции на внутреннем и внешнем  рынках вынуждает российских производителей труб, металлургов принимать дополнительные меры по повышению конкурентоспособности  продукции. Во-первых, это внедрение  современных технологических процессов  прокатки и термообработки труб, использование  методов неразрушающего контроля выпускаемой  продукции, производство труб с наружным и внутренним покрытиями. Во-вторых, снижение производственных затрат и  соответственно цены, реструктуризация производства. Одним из путей повышения  качества выпускаемой продукции  для наших производителей труб является приведение технологии в соответствие с международными стандартами и  сертификация продукции.

    Так, в ГНЦ ЦНИИчермет разработаны  и внедрены в производство новые  коррозионностойкие деформируемые  свариваемые стали, изделия, из которых  могут использоваться для обустройства газовых и нефтяных месторождений. Лабораторные и натурные испытания  показали, что эти отечественные  материалы положительно зарекомендовали  себя для изготовления деталей, узлов  скважинного и шельфового промыслового оборудования, работающего в агрессивных  сероводородных средах. Изделия из таких сталей могут выпускаться  в виде труб, проволоки, листового  проката. Разработана технология производства биметаллической металлопродукции, использование которой позволяет  повысить стойкость нефтегазового  оборудования в десятки раз. Такая  металлопродукция перспективна для  производства сварных двух- или трехслойных  труб, резервуаров, реакторов.

    В ОАО “УралНИТИ” проводится большой  объем научных работ, направленных на реализацию технической политики в области трубного производства. Одним из примеров тесного сотрудничества института с нефтегазовыми компаниями страны можно назвать создание технологии производства длинномерных безмуфтовых  труб, техническое решение создания нефтетрубопроводов “труба в трубе”, что позволит свести к минимуму экологические  последствия аварий на трубопроводах  и т.д.

    По  оценкам ОАО “Газпром”, потребность  в трубах диаметром 1420 мм в ближайшие годы может достигнуть 1–1,3 млн. т в год для строительства новых газопроводов и до 200 тыс. т для ремонта существующих (на период 2005-2020 гг. соответственно 16,9344 млн.т и 2,52 млн.т). Требования к данным трубам самые жесткие: длина труб 18 метров, рабочее давление 100 атм., трехслойная полимерная наружная изоляция и внутреннее гладкостное покрытие, класс прочности стали от К52 до К60, температура эксплуатации до -60°С, производство с учетом технологического опыта ведущих фирм Германии, Италии, Японии и т.д.

    На  МТЗ ОАО «Филит» "…всё свое внимание сосредоточили на улучшении качества труб, повышении их эксплуатационной надежности и конкурентоспособности. Завод совместно с металлургическими комбинатами продела значительную работу по улучшению потребительских свойств металла и созданию труб нового поколения. В первую очередь уделяется внимание производству коррозионностойких труб в северном исполнении. Такие трубы уже используют ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "Нижневартовскнефтегаз".

    В случае удовлетворения потребности  в таких трубах путем импорта  страна в ближайшее десятилетие  понесет колоссальные валютные потери – в миллиарды долларов. Следует  решить, что эффективнее для России – зависимость от импорта труб из Дальнего Зарубежья, Украины и  расчеты за эти трубы валютой, стратегическими энергоносителями, которых нам уже сейчас не хватает, или строительство современного производства труб большого диаметра в России, тем более, что есть как  минимум 5 вариантов организации  такого производства в различных  регионах. Но это потребует значительных инвестиционных ресурсов. Конечно, это  должно быть тщательно проработанное  техническое и экономическое  решение, обеспеченное государственной  поддержкой, поддержкой потребителей этих труб в лице “Газпрома” – одного из основных покупателей труб большого диаметра, соответствующей экспертизой, привлечением инвесторов и т.д. В  результате страна может получить крайне необходимую качественную импортозамещающую  продукцию и решить многие проблемы. В настоящее время в Минэкономики России прорабатывается вопрос о  создании такого производства. К работе привлечены отраслевые институты, такие  как ГНЦ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина, московский “Гипромез”, а также  ГНЦ ВНИИметмаш им. А.И. Целикова и  др., сделаны запросы в ведущие  нефтегазодобывающие компании страны о перспективах развития потребности  в трубах большого диаметра на ближайшее  десятилетие и регионах потребления  труб. Все это позволит определиться с возможностью создания мощного  производства труб большого диаметра и местом его размещения.

    Существует  разрыв между производителями и  потребителями труб. Не всегда трубные  предприятия знают и принимают  участие в тендерах на поставку труб для строительства трубопроводов, довольно часто нефтегазодобывающей  компании проще или выгоднее закупить трубы за рубежом притом, что такие  трубы могут выпускаться в  России, производители и потребители  не всегда знают о взаимных требованиях  и возможностях и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.3. Рекомендации по стратегическому развитию предприятия. 

    На  МТЗ ОАО «Филит» есть возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет введения в эксплуатацию новых мощностей трубопрокатного стана ПГА-2х50х360. Это будет возможно по завершению его реконструкции. Производство выше указанной продукции является экологически эффективным и будет пользоваться спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для этого на заводе проводится подготовка к сертификации система качества в английской фирме “Регистра Ллойда”. После получения сертификата продукция может экспортироваться в любую страну мира.

    В результате гамма продукции, представляемая потенциальным потребителям заводом, пополнится водогазопроводными трубами  замкнутых и гнутых профилей, производимых на основе современной наукоемкой, экологически чистой, высокомеханизированной технологии. Т.е. в результате реализации предлагаемого проекта будут  затронуты такие важные направления  стратегии развития, как: востребованность высокого научного потенциала; внедрение  современных ресурсосберегающих технологий производства; необходимость улучшений  экологической политики. Что добавляет  дополнительную ценность рассматриваемому проекту.

    В настоящее время МТЗ ОАО «Филит» уже выполнило необходимые строительно–монтажные работы в полном объеме, включая монтаж профилегибочного агрегата ПГА и агрегата продольной резки металла, строительство инженерных коммуникаций, ввод в действие цеха подготовки производства. Общий объем вложенных средств в ценах на 01.01.2005 г. составляет 62,1019 млн.рублей.

          Для завершения реконструкции  объекта необходимо:

  • изготовление валкового инструмента и приобретение оборудования (стоимость работ – 1415457,863 рублей);
  • проведение пуско–наладочных работ и комплексного опробования оборудования (стоимость работ – 9468784,554 рублей);
  • реконструкция подъездных ж/д путей (стоимость работ – 1752655,254 рублей).

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии