Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты развития стратегии предприятия (фирмы).
В первой главе работы, дано определение такому понятию, как стратегическое планирование. Определена необходимость и место стратегического планирования в управлении организацией. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Определены сущность и функции стратегии. Отражены преимущества и недостатки стратегического планирования. Определены направления по совершенствованию стратегического планирования в организации.
Во второй главе составлен так называемый "портрет" предприятия с точки зрения управления. Описан внутренний и внешний анализ предприятия, указано наименование предприятия и сфера деятельности. Сформированы основные задачи и функции.
В третьей главе работы уделено внимание вопросу стратегии организации МТЗ ОАО «Филит»: выработаны стратегии развития на предприятии, описаны новые направления в развитии стратегии предприятия, даны рекомендации по стратегическому развитию предприятия.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 103.51 Кб (Скачать)

    СинТЗ производит трубы и ленты стальные, литье чугунное, стальное, цветное, металлоконструкции. Является монополистом в производстве труб тонкостенных свертных, капиллярных из углеродистых сталей, нарезных нефтяного сортамента (обсадных и бурильных), с новыми видами соединений, насосно-компрессорных.

    ТМЗ производит трубы бесшовные горячедеформированные, нефтепроводные из углеродистой стали, обсадные из углеродистой и легированной, бурильные из легированной стали, трубы  печной сварки с цинковым покрытием, водо- газопроводные из углеродистой стали.

    СТЗ основан как металлургическая компания еще в 1739 г. Специализируется на производстве стальных бесшовных горячекатанных, обсадных и электросварных прямошовных труб общего назначения и для нефтегазовой промышленности. Проектные мощности завода рассчитаны на производство 1,2 млн.т труб в год. В настоящее время завод производит 17 % продукции отрасли в стране. Созданная на предприятии система качества для изготовления и поставки бесшовных обсадных с муфтами и сварных труб получила сертификат ТüV (Германия).

    ВМЗ основан в 1757 г. Основной продукцией являются трубы, прокат, стальные слитки, железнодорожные колеса. Среди прочих видов стальных труб ВМЗ производит сварные прямошовные трубы большого диаметра (до 1016 мм, с толщиной стенки до 30,2 мм) для магистральных нефте- и газопроводов.

    Наряду  с крупными трубными предприятиями  появился ряд мелких предприятий, производящих трубы, а также созданы трубные  производства на некоторых металлургических комбинатах (ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат”, ОАО “Северсталь”, ОАО  “Магнитогорский металлургический комбинат”). На "Северстали" в  цехе гнутых профилей в 2000 г. было произведено 2,7 тыс.т водогазопроводных сварных труб, в 2004 г. - уже почти 16 тыс.т. На ММК пущен в эксплуатацию стан швейцарской компании SITCO ТЭСА 40-140 производительностью 100 тыс.т труб в год диаметром 40-159 мм со стенкой 7 мм. Таким образом, на ММК эксплуатируются уже три трубных стана и, по оценкам представителей комбината, в 2003 г. на них было произведено около 50 тыс.т труб. На 2005 г. на ММК планировалось увеличить объем производства труб до 400 тыс.т в год и пустить установку для оцинкования труб. Совместно с американской машиностроительной компанией Pacific Rolled Die Company с начала 97 г. ММК реализует проект стоимостью 50 млн.долл. США по организации на рабочей площадке ММК производства 100 тыс.т в год нефтегазовых спиралешовных труб большого диаметра (до 2660 мм) с двусторонним полимерным покрытием. Однако из-за отсутствия кредитования реализация этого проекта практически приостановлена. Общий объем производства стальных труб на этих предприятиях уже превышает 270 тыс.т труб в год, что равно объему производства довольно крупного трубного завода и ведет к еще большему обострению конкуренции на внутреннем рынке.

    Следует отметить, что все российские трубные  заводы в последние годы провели  большую работу по сертификации продукции  и получили право на выпуск труб нефтяного сортамента в полном соответствии с требованиями Американского нефтяного  института API.

     

    2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. 

    Результаты  анализа внутреннего состояния  МТЗ ОАО «Филит»  и состояния внешней среды позволяют оценить соответствие возможностей предприятия рыночным запросам, на основе чего разрабатываются обоснованные программы развития компании и ее поведения на рынке, принимаются решения по набору стратегических зон хозяйствования.

    На  основе анализа факторов, характеризующих  внутреннюю среду МТЗ ОАО «Филит», с учетом результатов исследования внешней среды можно оценить состояние компании, ответив при этом на следующие вопросы.

    1. Насколько эффективна действующая  стратегия?

    2. Каковы сильные, слабые стороны  компании, какие у нее есть  возможности и что представляет  для нее угрозу?

    3. Являются ли цены и издержки  компании конкурентоспособными?

    4. Насколько прочна конкурентная  позиция компании?

    5. С какими стратегическими проблемами  сталкивается компания?

    Чтобы ответить на эти вопросы, можно использовать различные аналитические инструменты, к которым, в частности, относятся  SWOT-анализ.    SWOT-анализ1 представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.

    На  первом этапе исследования компания составляет список своих слабых и  сильных сторон.

    Сила  — это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабость — это отсутствие чего-то важного для ее функционирования или то, что не удается компании (по сравнению с другими) или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона фирмы, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может нет.

    Сильные позиции МТЗ ОАО «Филит» имеет следующие.

    Снижение  объемов импорта связано с  увеличением возможности производства труб аналогичного качества.

    Стабильный  курс доллара по отношению к рублю  делал доходным экспорт не только металлопродукции высоких переделов (например, листового проката, по которому против российских экспортеров –  крупнейших металлургических комбинатов – возбуждались антидемпинговые  процессы), но и заготовки для  переката, слитков, чугуна.

    Администрация г. Москвы заинтересована в оказании поддержки предприятиям черной металлургии, если не прямым финансированием, то другими  методами. У органов власти существует немало косвенных инструментов государственной  поддержки, включающих обоснованное регулирование  тарифов естественных монополий, содействие развитию вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий отрасли  на региональном и межрегиональном  уровнях, предоставление гарантий частным  инвесторам и др.

    Проводимое  техническое перевооружение предприятия  позволит  производить металлопродукцию для нефтегазового комплекса.

    Так, на МТЗ ОАО «Филит» введены в эксплуатацию установки “ковш – печь”, позволяющие получать низкосернистую сталь, реконструируется прокатное производство, введено в эксплуатацию оборудование ультразвукового контроля листа. На предприятии разработаны природно-легированные коррозионностойкие стали. Наличие в них легирующих элементов, перешедших из природно-легированного чугуна, повышает коррозионную стойкость труб в два раза. Так же на предприятии освоено производство микролегированных сталей классов прочности К52(Х60), К56(Х65), К60(Х70) для хладостойких труб диаметром 520–1220 мм.

    Освоено производство новых марок сталей с более высокой вязкостью, пониженным содержанием серы, что позволяет  с использованием имеющегося термоотделения получать трубы высоких групп  прочности без дорогостоящего легирования. Здесь же освоено производство бесшовных  труб с повышенной хладо- и сероводородостойкостью из низкоуглеродистых и низкосернистых сталей. Совместно с ВНИИГаз и  ВНИИСТ разработана техническая  документация на поставку спиральношовных  труб диаметром 720–1420 мм в районы Крайнего Севера.

    Важным  условием повышения конкурентоспособности  МТЗ ОАО «Филит» является производство труб с внешним и внутренним покрытиями. Ранее трубные предприятия России такие трубы не производили. В настоящее время достигнуты определенные результаты в этой области.

    Слабые  стороны.

    Несмотря  на большую работу по переоснвщению  предприятия, основные фонды все  больше стареют и ветшают, не всегда имеющееся оборудование позволяет  выпускать металлопродукцию в соответствии с требованиями заказчика, отсутствует  государственная поддержка отрасли.

    Отечественные трубные заводы отличаются недостаточностью объемов сталеплавильного передела к тому же устаревшего, поэтому они  зависят от сталеплавильных предприятий, поставляющих им заготовки и штрипс нужного размера и качества.

    Анализ  ситуации на внутреннем рынке показывает значительное его сужение, вызванное  общим состоянием российской экономики, сокращением производства в машиностроении и строительстве, снижением спроса на отдельные виды труб, снижением  платежеспособного спроса потребителей и т.д. В первую очередь сокращение производства связано с уменьшением  потребности в трубной продукции  на внутреннем рынке, с низкой конкурентоспособностью отечественных труб на внешнем рынке  в силу различных причин и неоправданно высоким импортом труб из-за недостаточной  государственной защиты отечественных  производителей.

    Резкое  сокращение производства труб (на 20%), вызванное  финансовым кризисом и, как следствие, снижением платежеспособного спроса у потребителей, снижением спроса на трубы нефтяного сортамента из-за падения цен на нефть на мировом  рынке и связанного с этим уменьшения буровых и ремонтных работ  на нефтепромыслах и т.д.

    Трубы нефтяного сортамента (нарезные, нефтепроводные, большого диаметра) составляют около  половины всех труб, выпускаемых в  России. Результаты работы предприятий в первую очередь зависят от закупки труб российскими нефтегазодобывающими компаниями (большая зависимость от возможностей и потребностей отечественного НТК).

    Основная  причина низкого уровня экспорта – сложно выйти на мировой рынок  труб, поделенный крупнейшими монополиями  – традиционными производителями  трубной продукции,– из-за низкой конкурентоспособности наших труб, довольно высокой цены, несоответствия требованиям, предъявляемым заказчиками  и т.д. «Европейское Сообщество ограничивает доступ российских продуцентов стальных труб на рынки стран - членов Союза». Гораздо более дешевую (на 17-43%) продукцию  стран Восточной Европы подвергают антидемпинговым мерам. Экспорт  стальной продукции из стран СНГ  не облагается НДС (отсюда преимущество украинских заводов по цене). Кроме  того, поставка труб из Украины является одним из немногих способов получения  оплаты за импортируемое Украиной углеводородное топливо (еще один стимул для НТК  России).

    Отсутствуют рамочные условия для иностранных  инвестиций, т.к. избыточные мощности не сокращены, а политическая и юридическая  неопределенность сохраняется.

    Стоит отметить, что для МТЗ ОАО «Филит», в случае отсутствия работы по сближению  со своими настоящими конкурентами (отечественными), удачно реализуемые примеры других предприятий превратятся в негативные проявления для рассматриваемого завода.

    Глава 3. Стратегии организации МТЗ ОАО «Филит».

    3.1. Выработка стратегии развития  на МТЗ ОАО «Филит».

    Как уже упоминалось ранее, определению  стратегии развития предшествует осознание  миссии и целей организации. Применительно  к МТЗ ОАО «Филит» миссия может  быть сформулирована следующим образом: "Наша миссия - обеспечивать потребителей более совершенными, надежными и  доступными продуктами из металла и  услугами, связанными с их использованием".

    Тогда стратегическими целями могут являться следующие:

    стать лидером на российском рынке производства металлоизделий и услуг, связанных  с их использованием;

    повысить  уровень качества предлагаемых изделий  и услуг до высших мировых стандартов;

    обеспечить  полную востребованность существующего  научного потенциала, а также условия  для его развития;

    постоянно работать над внедрением новых, более  эффективных технологий;

    достичь показателей, характеризующих эффективность  производства, на мировом уровне.

    Финансовыми целями могут быть:

    Обеспечение среднего роста объемов продаж на 3…5% в год.

    Cнижение  себестоимости производства и  реализации металлопродукции и  достижение к 2010 году средней  рентабельности хозяйственной деятельности  предприятия,  определенной по  соотношению балансовой прибыли  к себестоимости производства  и реализации продукции, не  менее 20% годовых;

    Выплатить дивиденды по акциям не менее среднемирового уровня по предприятиям черной металлургии.

    Стратегия развития в таком случае, безусловно, должна включать следующие пункты.

    Основные  принципы формирования стратегии развития МТЗ ОАО «Филит» во внешней  среде:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии