Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:00, курсовая работа
Главная цель данной работы - изучить понятие «стратегическое планирование», рассмотреть этапы данного планирования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определения такими понятиям как «стратегия», «стратегический менеджмент», и «стратегическое планирование»
- определить, что такое миссия организации и как осуществляется выбор миссии
- раскрыть содержание понятия «организационные цели» и дать их критерии
- определить для чего необходим анализ внешней внутренней среды
- рассмотреть как происходит выбор стратегии, её реализация, контроль и корректировка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава I. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………...5
1.1 Содержание понятий: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование …………………………………………………….5
1.2 Внедрение планирования в масштабах организации………………………..9
Глава II. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………….11
2.1 Оценка и анализ внешней и внутренней среды………………………………11
2.2 Выбор миссии…………………………………………………………………..13
2.3 Установление целей……………………………………………………………16
2.4 Выбор стратегии………………………………………………………………..21
2.5 Реализация стратегии…………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………
- сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).
К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях [11, с.121].
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего.
Оценка
выбранной стратегии
- соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
- соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
-
приемлемость риска, заложенного в стратегии.
2.5 Реализация стратегии
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. По этому вопросу Питер Друкер считает, что пробным камнем для плана будет желание руководства предоставить ресурсы для его выполнения. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.
Процесс реализации стратегического плана включает в себя такие компоненты как тактика, политика, процедуры и правила.
ТАКТИКА. Подобно тому как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Например, конкретный игровой ход представляет собой тактику, согласованную общей стратегией.
Вот некоторые из характеристик тактических планов:
1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии.
2.
В то время как стратегия
почти всегда разрабатывается
на высших уровнях руководства,
3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
4.
В то время как результаты
стратегии не могут быть
ПОЛИТИКА. После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.
Политика
обычно формулируется высшими
ПРОЦЕДУРЫ. Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Организации, как и люди, могут выиграть, используя прошлый опыт для будущих решений. Напоминание о том, что случилось в прошлом, может помочь предупредить ошибку. Одинаково важно и то, что не нужно заново повторять анализ, который дал в результате удовлетворительное решение; это сберегает время и предупреждает от ошибок. Таким образом, когда ситуация при принятии решения имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую считает правильным заново применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизованные указания. Выраженные формальным образом, эти указания носят название «процедура».
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо». Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
ПРАВИЛА. Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора. Чтобы выполнить свои задачи по обеспечению внутренней безопасности, ЦРУ, например, должно принимать к себе на работу только людей исключительно лояльных и заслуживающих доверия. Поэтому оно не может позволить руководителям нанимать любого человека без специального изучения его биографии. Руководство также считает необходимым исключить возможность выбора там, где имеется относительно высокая вероятность того, что некоторые люди могут вести себя таким образом, который приведет к отрицательным последствиям. Во многих организациях, например, требуется, чтобы сотрудники находились на рабочем месте в конкретный период времени, скажем, с 9 часов утра до 5 часов вечера.
Чтобы решить эти небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, руководители используют правила. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.
Правила
отличаются от процедур тем, что они
рассчитаны на конкретный и ограниченный
вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации,
в которых имеет место
Также необходимо отметить такие этапы стратегического планирования как этап проверки и оценки и этап корректирующих действий.
ЭТАП
ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ наступает
после истечения установленного
периода времени. Его задачей
является определение степени достижения
целей, выявление проблем и помех, определение
причин этих проблем, выявление личных
потребностей и вознаграждение за эффективную
работу.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ МЕРЫ. Принимая что цели не были достигнуты, и убедившись, что руководство точно установило причину, необходимо решить, какие следует принять меры для корректировки отклонения. Если установлено, что поставленные цели были нереалистично трудными, уровень ожидаемых результатов работы все же может быть снижать не следует. Ведь вполне возможно, что причина неудачи связана не с работником, а с каким-либо другим фактором организации, например, структурой, задачами или технологией. Если дело обстоит таким образом, то эти факторы должны быть изменены в нужную сторону с учетом воздействия, которое окажет это изменение на другие аспекты организации.
Если цели были достигнуты, или принимая во внимание результаты этапа проверки, процесс может начаться заново — с установлением целей на предстоящий период.
Итак, мы рассмотрели все этапы стратегического планирования.
Весь
процесс можно изобразить схематично
(рис.2)
Рис.2 Этапы процесса стратегического планирования
В целом стратегическое планирование – это замкнутый цикл с прямой связью и обратной, который состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются основные ориентиры фирмы, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает результаты первого и второе этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует собственную стратегию, на последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план, исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней.
Также
в завершении следует отметить, что
главным условием эффективного функционирования
стратегического планирования является
постоянное внимание к нему со стороны
высших руководителей и привлечение к
выработке и реализации стратегий широкого
круга лиц [11, с.127].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое планирование является очень актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного планирования заставляет предприятия заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического планирования.
Если в прошлом многие компании могли весьма успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятия.
Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) – вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Важное место в стратегическом управлении отводится выделению и анализу миссии и цели организации, определяющих смысл организационной деятельности. Представленная в явном виде миссия включает в себя следующие понятия и взаимосвязь между ними: покупатели; продукция или услуги; рынки; технология; забота о выживании, росте и прибыльности, ценности; самооценка; имидж; отношение к персоналу.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации
Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
Информация о работе Стратегическое планирование: формулирование цели и миссии органищзации