Стратегическое планирование: формулирование цели и миссии органищзации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - изучить понятие «стратегическое планирование», рассмотреть этапы данного планирования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определения такими понятиям как «стратегия», «стратегический менеджмент», и «стратегическое планирование»
- определить, что такое миссия организации и как осуществляется выбор миссии
- раскрыть содержание понятия «организационные цели» и дать их критерии
- определить для чего необходим анализ внешней внутренней среды
- рассмотреть как происходит выбор стратегии, её реализация, контроль и корректировка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава I. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………...5
1.1 Содержание понятий: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование …………………………………………………….5
1.2 Внедрение планирования в масштабах организации………………………..9
Глава II. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………….11
2.1 Оценка и анализ внешней и внутренней среды………………………………11
2.2 Выбор миссии…………………………………………………………………..13
2.3 Установление целей……………………………………………………………16
2.4 Выбор стратегии………………………………………………………………..21
2.5 Реализация стратегии…………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Копия КУРСАЧ (Восстановлен).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

Глава I. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………...5

1.1 Содержание понятий: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование …………………………………………………….5 
1.2 Внедрение планирования в масштабах организации………………………..9

Глава II. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………….11

2.1 Оценка и анализ внешней и внутренней среды………………………………11

2.2 Выбор миссии…………………………………………………………………..13

2.3 Установление целей……………………………………………………………16

2.4 Выбор стратегии………………………………………………………………..21

2.5 Реализация  стратегии…………………………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28

Список  используемой литературы………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

     Не  существует стратегии, единой для всех компаний. В то же время существуют типовые стратегии (М. Портера, Р. Дафта и др). И все же каждая организация при выработке стратегии должна ориентироваться на такие факторы как позиция фирмы на рынке, динамика ее развития, ее потенциал, поведение конкурентов, характеристики производимого ею товара или оказываемых услуг, состояние экономики, культурная среда и др. Но в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии и осуществления стратегического управления.

     Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического  управления любой организацией является формулирование ее миссия и процесс целеполагания. Актуальность работы заключается в том, что именно миссия и цели организации задают основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии и целей.

     Объектом  данной работы является процесс разработки стратегии.

     Предметом данной работы являются этапы разработки стратегии и в первую очередь процесс целеполагания.

     Главная цель данной работы - изучить понятие «стратегическое планирование», рассмотреть этапы данного планирования.

     Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

     - дать определения такими понятиям  как «стратегия», «стратегический  менеджмент», и «стратегическое  планирование»

     - определить, что такое миссия  организации и как осуществляется  выбор миссии

     - раскрыть содержание понятия «организационные цели» и дать их критерии

     - определить для чего необходим  анализ внешней внутренней среды

     - рассмотреть как происходит выбор  стратегии, её реализация, контроль  и корректировка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

     1.1 Содержание понятий: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование

     На сегодняшний день, чтобы организация могла противодействовать конкурентам, приспосабливаться к сложным условиям внешней среды и эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы, она должна обладать стратегическим мышлением.  Стратегическое мышление означает анализ долгосрочных перспектив, видение картины бизнеса в целом, включая организацию, конкурентную среду и взаимодействие между ними. Овладение стратегическим мышлением предполагает осознание концепции стратегии, уровней стратегии, принципов ее формулирования и внедрения[9, с.240].

     Чтобы овладеть стратегическим мышлением, необходимо иметь четкое представление о таких понятиях как «стратегия», «стратегический менеджмент» и «стратегическое планирование».

     СТРАТЕГИЯ. Существует два определения стратегии. Первое классическое. В нем стратегия представлена как  генеральная программа действий, а также распределение приоритетов и ресурсов для достижения масштабных целей. Данная трактовка термина имела военное происхождение. И в наше время хорошо продуманные стратегии содержат сходные концепции - будьте государственная политика, дипломатия, военные действия, спорт или бизнес. Что может быть более очевидным, чем явная параллель между военными стратегиями и современными бизнес стратегиями? Сначала мы проводим разведку боем и вынуждаем противника рассредоточить свои "войска", затем, сконцентрировав основные силы, атакуем выбранные цели и добиваемся подавляющего превосходства на избранном сегменте рынка, далее, используя его как плацдарм, осуществляем перегруппировку таким образом, чтобы добиться доминирования уже на более широком поле рынка.

     Но  позже возникло и современное  определение стратегии. Для того чтобы понять что же из себя представляет современная стратегия, рассмотрим толкования наиболее известных авторов. Например, Г. Минцберг дает пять различных толкований слова «стратегия»: стратегия как план, как ловкий прием, как паттерн (принцип поведения, устойчивая схема действий), как позиция и как перспектива. [8, c.32]. А. Томпсон и А. Стрикленд дают такое определение стратегии: «Фактически стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворения потребностей её клиентов и достижение определенных результатов»[27, с.278]. Б. Куинн говорит, что «Стратегия - это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое»[8, c.23].

     Проанализировав определения наиболее известных  авторов, приходим к выводу, что строгого понятийного содержания термина "стратегия" пока не сложилось. Но если можно сказать с уверенностью, что хорошая стратегия – это стратегия, которая нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь сильные стороны и укрепляя слабые стороны организации.

     Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ  и эффективности организации. На разработку стратегии помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются миссия и цели организации, состояние рынка, конкурентные преимущества, организационная культура, продукция, компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний.

     Краеугольными вопросами разработки стратегий  являются:

     - какие произошли и в чем состоят изменения во внешней среде (как изменился рынок по объему, структуре и другим характеристикам, каково поведение на рынке конкурентов, что в их действиях может нести угрозу, как ведут себя поставщики и др.);

     - в каком направлении должна развиваться товарная политика организации с тем, чтобы в большей степени соответствовать требованиям рынка (каков спрос на товар и какова динамика его изменения, какой товар приносит основную массу прибыли, а какой является убыточным, какой товар следует разрабатывать и какими характеристиками он должен обладать, какие следует использовать методы ценообразования и др.);

     - в каком направлении должно идти развитие организации (какие виды деятельности развивать, какие цели определены на перспективу, какие необходимы ресурсы и как их распределить наилучшим образом, каковы источники ресурсов и др.);

     - как сделать реальным новое состояние организации (как осуществить намеченные цели, какие изменения в организации необходимо провести, какие методы при этом использовать и др.).

     От  действующей стратегии зависит  не только возможность реализации потенциала организации, но и с другой стороны высокий потенциал позволяет расширить круг возможных стратегий, сделать их более активными, наступательными.

     СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Планирование – это функция менеджмента и процесс, тоже самое можно сказать и о стратегическом планировании, т.к это есть составляющая функции и процесса планирования. В результате получается план (стратегия).

     М. Мескон сказал, что «стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей»[19, с.180].

     Согласно  Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

     Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

     Стратегическое  планирование основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

     СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  МЕНЕДЖМЕНТ. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз. Также стратегический менеджмент опирается на именно на человеческий потенциал, как на основу.

     Стратегический  менеджмент — это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей. Предполагается, что данный процесс облегчит менеджерам поиск ответов на такие стратегические вопросы, как: «Где сейчас находится организация? Какие перемены и тенденции происходят в конкурентной среде? Как нам следует действовать, чтобы достичь целей?» Посредством стратегического менеджмента руководство определяет направление движения организации, т. е. ее основополагающую стратегию [9, с.240].

     Стратегический  менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

   а) определение  целей  фирмы  с  учетом  рыночной  ситуации;

   б) определение средств достижение  этих целей;

   в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

   г) разработка  соответствующих  перспективных  планов  и  программ.

     Итак мы рассмотрели все три понятия и можно сделать вывод, что стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент необходимы для того чтобы организация могла противодействовать конкурентам, приспосабливаться к сложным условиям внешней среды и эффективно использовать имеющиеся у неё ресурсы. 

Информация о работе Стратегическое планирование: формулирование цели и миссии органищзации