Стратегическое планирование: формулирование цели и миссии органищзации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы - изучить понятие «стратегическое планирование», рассмотреть этапы данного планирования.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определения такими понятиям как «стратегия», «стратегический менеджмент», и «стратегическое планирование»
- определить, что такое миссия организации и как осуществляется выбор миссии
- раскрыть содержание понятия «организационные цели» и дать их критерии
- определить для чего необходим анализ внешней внутренней среды
- рассмотреть как происходит выбор стратегии, её реализация, контроль и корректировка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава I. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………...5
1.1 Содержание понятий: стратегия, стратегический менеджмент, стратегическое планирование …………………………………………………….5
1.2 Внедрение планирования в масштабах организации………………………..9
Глава II. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………….11
2.1 Оценка и анализ внешней и внутренней среды………………………………11
2.2 Выбор миссии…………………………………………………………………..13
2.3 Установление целей……………………………………………………………16
2.4 Выбор стратегии………………………………………………………………..21
2.5 Реализация стратегии…………………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Копия КУРСАЧ (Восстановлен).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     1.2 Внедрение планирования в масштабах  организации

     Планирование  является живым и действенным  только тогда, когда работники организации принимают непосредственное участие в процессе постановки целей и разработке планов их достижения. Критически важная роль в этом процессе принадлежит менеджерам — именно они обязаны создать в организации обстановку наибольшего благоприятствования участию сотрудников в процессе планирования.

     РОЛЬ  ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА. Планирование по-прежнему начинается и заканчивается на вершине организационной иерархии. Руководство призвано предложить такую формулировку миссии компания, которая будет вдохновлять сотрудников к напряженному труду, высокой степени вовлеченности в деятельность организации. Высший менеджмент определяет общую схему планирования и принципы постановки целей, несет полную ответственность за его эффективность. А для того чтобы оно было действенным, от высших руководителей требуются поддержка и участие. Если уж «верхи» организации не проявляют интереса к планированию, то кто же?

     ПОДГОТОВКА. Степень вовлеченности менеджеров первой линии и рядовых сотрудников в стратегическое планирование во многом определяется уровнем их подготовки. Стратегическое планирование требует знания рынков и других элементов внешней среды, равно как и глубокого понимания внутренней деятельности компании. Как показывает пример Springfield Remanufacturing, если вы хотите, чтобы ваши подчиненные понимали, какую роль играют цели и планы, обучайте их.

     НОВЫЕ РОЛИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ. В организациях могут сохраняться должности специалистов по планированию, но сегодня они выполняют преимущественно вспомогательную, поддерживающую роль, несут ответственность, а постановку ограниченного круга целей и планов. Специалисты-плановики осуществляют сбор данных, проводят статистический анализ, занимаются построением графиков и расписаний, выполняют иные виды работ, помогающих остальным работникам формулировать цели и разрабатывать планы, отвечающие истинным потребностям организации [9, с.233]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

     2.1 Оценка и анализ внешней и  внутренней среды

     Итак, первым шагом в процессе стратегического  планирования является комплексный  анализ организационной среды, который состоит из анализа внешней среды и анализа внутренней среды организации.

     АНАЛИЗ  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ представляет собой  процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации  факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы [19, с.191].

     Анализ  внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации  время для прогнозирования возможностей, время для составления плана  на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

     С точки зрения оценки этих угроз и  возможностей роль анализа внешней  среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

     1. Где сейчас находится организация?

     2. Где, по мнению высшего руководства,  должна находиться организация  в будущем?

     3. Что должно сделать руководство,  чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

     Угрозы  и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей. Этими областями  являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение (рис. 1).

                                                     Экономические 
                             Технологические                                                   Конкурентные
 
 

    Международные Социальные 
 

                                               Рыночные                        Политические 

Рис.1 Факторы внешней среды.

     Но  при анализе внешней среды  необходимо учитывать не только те факторы, которые могут представлять серьезную опасность для стратегии и деятельности организации в общем, но и те факторы, которые могут открывать дополнительные возможности для нее [11, с.120].

     При этом с помощью специальных коэффициентов  определяется сравнительная значимость факторов.

     Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности, руководство переходит к анализу внутренней среды.

     АНАЛИЗ  ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ является вторым шагом  диагностики процесса стратегического  планирования. Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы ее жизнедеятельности.

     Особенность анализа внутренней среды состоит  в возможности получения такой и столько информации, какой и сколько нужно для обоснованных выводов и принятия эффективных решении.

     Анализ  должен включать: оценку действующих  стратегий, анализ использования потенциала организации, сравнительный анализ конкурентных преимуществ, выявление сильных и слабых сторон, определение стратегических проблем (задач).

     Этот  анализ позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы  воспользоваться возможностями, и  какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы, связанные  с внешними опасностями. Анализ основан  на управленческом обследовании следующих функциональных зон:

     - маркетинг

     - финансы (бухгалтерский учет)

     - производство

     - персонал

     - организационная культура и имидж  организации.

     В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства и те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации [11, с.120]. 

     2.2 Миссия организации

     Итак, стратегия – это оптимальный  набор правил и приемов, которые  позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы [11, с.116].

     Так что же такое миссия организации?

     Миссия  организации – это выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение предприятия в долгосрочном периоде. Миссия компании определяет её статус, декларирует принципы её функционирования, заявления, действительные намерения руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину её существования. Она выражает устремленность организации в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными [11, с.117].

     Наукой  менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые  при формулировании миссии. Поэтому  существует множество самых разнообразных  подходов к определению миссии и  к ее содержанию. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд»: предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на их широкий круг. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.

       Миссия не должна зависеть  от текущего состояния организации,  форм и методов ее работы, так  как в целом она выражает  устремленность в будущее, показывая,  на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе

     Прежде  чем разрабатывать стратегию  любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет.

     Миссия  формулирует и формализует статус предприятия на внешнем рынке  и обеспечивает направления и ориентиры для определения цели и выбирает его стратегию.

     Значение  миссии деятельности предприятия особое. Оно заключается в том, что  миссия:

     - является основой для всех  плановых решений фирмы, для  дальнейшего определения её целей  и задач;

     - помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия т.е способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа;

     - даёт субъектам внешней среды  общее представление о том,  что из себя представляет организация,  к чему стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова её философия и т.п.

     Миссия  не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как  и в какие сроки следует  делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.

     Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность  неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

     Миссия  организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем  организации. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям [24, с.504].

     Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

    - она действительно может помочь предприятию стать лучше;

    - в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке;

    - ее разделяют большинство сотрудников предприятия.

    2.3 Цели организации

     Третий  этап стратегического планирования отводится установлению целей. Цели — это «маяк», конечные результаты; планы — «корабль», имеющиеся в распоряжении на текущий момент средства. Термин планирование объединяет «маяк» и «корабль»; это процесс определения целей организации и средств их достижения [9, с.212].

     Как говорилось ранее, цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в  долгосрочной перспективе. Однако если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Правильнее сказать, можно выделить следующие свойства целей:

Информация о работе Стратегическое планирование: формулирование цели и миссии органищзации