Стратегическое и оперативное планирование в управлении организацией на примере ОАО «Завод ЖБК-1»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является стратегическое и оперативное планирование в у управлении организацией на примере ОАО«Завод ЖБК-1».

Цель исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию взаимосвязи стратегического и оперативного планирования как определяющего фактора развития производства на предприятии. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

• исследовать и уточнить сущность основных понятий менеджмента, используемых в области стратегического и оперативного управления производством на предприятии;

• разработать методику анализа влияния взаимосвязи стратегического и оперативного управления производством на развитие экономики предприятия;

• обосновать основные направления и рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности производственной деятельности предприятий машиностроения на основе применения взаимосвязи стратегического и оперативного управления.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность стратегического и оперативного планирования

1.Понятие и сущность стратегического планирования
2.Содержание и задачи оперативного планирования
Глава 2. Анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Завод ЖБК-1»

2.1 История и краткая характеристика предприятия

2.2 Мероприятия по стратегическому и оперативному планированию и их эффективность

2.3 Рекомендации по развитию стратегического и оперативного планирования

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     В вопросах индивидуального строительства  «ЖБК-1»  предлагает полный комплекс услуг – начиная от подбора земельного участка для будущего коттеджа и заканчивая установкой забора на приусадебном участке. Собственное производство строительных материалов позволяют подобрать самый экономически выгодный вариант строительства.  
Уверенно ориентируясь в современных рыночных условиях, они проводят модернизацию производства, основные производственные мощности оснащаются западноевропейским оборудованием, наращиваются темпы выпуска продукции.  
          В настоящее время: 
Основные виды деятельности 
•   производство строительных материалов, изделий и конструкций 
•   проектирование и строительство жилых, общественных, производственных зданий,  церквей 
•   проектирование и выполнение комплексных работ по благоустройству территорий с применением брусчатки бетонной, художественных кованых изделий, малых архитектурных форм 
•   коммерческая деятельность 
•   риэлторская деятельность (покупка, продажа, аренда, обмен квартир) 
•   воспитание детей-сирот в заводском детском доме по методике нравственно - трудового развития личности ребенка в среде трудового коллектива 
Основная продукция 
•   железобетонные изделия и конструкции - более 3000 наименований 
•   плиты перекрытия по технологии и на оборудовании фирмы «Echo» (Бельгия) 
•   брусчатка бетонная, бортовые, стеновые, рядовые и лицевые камни СКЦ на оборудовании фирм «Henke» и «Hess» (Германия) 
•   бетоны и растворы 
•   керамзитовый гравий 
•   столярные изделия (на итальянском оборудовании) 
•   пластиковые окна и двери по технологии фирмы КВЕ 
•   художественные кованые изделия на оборудовании фирм «Krieger» и «Hebo» (Германия) 
•   лакокрасочная продукция 
•   малые архитектурные формы из металла, дерева, декоративного бетона с мраморным заполнителем 
•   комплектующие изделия для строительства домов «под ключ» 
Услуги 
•   укладка тротуарной плитки и благоустройство территорий 
•   выполнение отделочных, плотницких и кровельных работ 
•   предоставление автотранспортной и строительной техники, грузозахватных приспособлений 
•   обучение рабочих и специалистов в учебно-курсовом комбинате 
•   интеллектуальное обслуживание 
•   сантехнические услуги 
•   швейное производство 
•   утилизация отходов производства 
•   услуги дома быта 
           Эта корпорация хорошо известна,  не только в своем  регионе, но и далеко за его пределами, благодаря тому, что их деятельность направлена на полное удовлетворение всех требований потребителей в сочетании с высоким качеством выпускаемой продукции.
 

     2.2 Мероприятия по стратегическому  и оперативному планированию  и их эффективность

     ОАО «Завод ЖБК-1» несмотря на свою почти  полувековую историю, ранее использовало приростный стиль организационного поведения, что давало возможность централизованного стратегического планирования в государственных масштабах.

     Деятельность  предприятия строится на основе: самостоятельно заключенных договоров; самостоятельного планирования своей деятельности и  определения перспектив и приоритетов развития исходя из уровня спроса на производимую продукцию; кооперации с предприятиями и организациями, в том числе и с зарубежными

     В «советский» период процесс стратегического  планирования был отлажен как  часы. Хотя по словам самих работников предприятия это была лишь видимость, т.к. планы спускались сверху, внутриотраслевые связи, внутриминистерская схема снабжения несколько изменяли механизмы планирования.

     Сейчас, несмотря на тяжелое материальное положение  руководство от планирования не отказывается.

     Создано специальное структурное подразделение  – отдел по исследованию перспектив развития предприятия, который сотрудничая с отделом маркетинга и планово-экономическим отделом, производственно-диспетчерским отделом, занимается стратегическим планированием.

     Планирование  доходов и расходов

     Внедрение мероприятия и его реализация обусловили некоторые изменения  в отчете о прибылях и убытках  за 2005 год. Приведем прогнозный отчет  о прибылях и убытках, исходя из допущения, что в отчете претерпели изменения лишь те показатели, которые связаны с инвестиционной деятельностью предприятия, а остальные показатели остались неизменными. 

     Таблица 2.1.

     Прогнозный  отчет о прибылях и убытках

     Показатель      За  отчетный

     период

      

     За  аналогичный

     период  предыдущего года

     наименование

      

     код

      

     1      2      3      4
     Доходы и расходы  по обычным видам               878034      878034
     деятельности         
     Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ,         
     услуг (за минусом  налога на добавленную стоимость,         
     акцизов и аналогичных  обязательных платежей)      010
     Себестоимость проданных  товаров, продукции,                       
     работ, услуг      020      608615      608615
     Валовая прибыль      029      269419      269419
     Коммерческие расходы      030      (7550)      (7525)
     Управленческие расходы      040      (30687)      (30687)
     Прибыль (убыток) от продаж      050      231182      231207
     Прочие доходы и  расходы               2671      2671
     Проценты к получению      060
     Проценты к уплате      070      (1959)      (1959)
     Доходы от участия  в других организациях      080      142      142
     Прочие операционные доходы      090      84114      84114
     Прочие операционные расходы      100      (86210)      (86210)
     Внереализационные доходы      120      1765      1765
     Внереализационные расходы      130      (43184)      (43184)
     Прибыль (убыток) до налогообложения      140      188521      188546
     Отложенные налоговые  активы      141      42      42
     Отложенные налоговые  обязательства      142      617      617
     Текущий налог на прибыль      150      (58014)      (58014)
     Штрафные санкции

     Чистая  прибыль (убыток) отчетного

              (70)      (70)      
     129862
     периода      190      129887

       Планирование движения  денежных средств

     В связи с возникшими в 2005г. затратами  на внедрение инвестиционного проекта  имело место изменение значений показателей движения денежных средств. Представим прогнозный отчет о движении денежных средств на условиях, упомянутых в предыдущей главе. 

     Таблица 2.2.

     Прогнозный  отчет о движении денежных средств

     Показатель      За  отчетный

     год

      

     За  аналогичный

     период  предыдущего года

     наименование

      

     код
     1      2      3      4
     Остаток денежных средств

     на  начало отчетного года

      

     010

     6979      6979
     Движение денежных средств               854385      854385
     по текущей деятельности         
     Средства, полученные от покупателей, заказчиков      020
     Прочие доходы      040      2158      2158
     Денежные средства, направленные:      100              
     на оплату приобретенных  товаров, услуг,                              
     сырья и иных оборотных  активов      150      (571323)      (571323)       
     на оплату труда      160      (106094)      (106094)       
     на выплату дивидендов, процентов      170      -      -       
     на расчеты по налогам и сборам      180      (122908)      (122908)       
     финансирование детского дома             (2745)      (2745)       
     на прочие расходы      190      (1637)      (1637)       
     Чистые денежные средства от текущей деятельности      200      51836      51836
     Движение денежных средств                       
     по инвестиционной деятельности         
     Выручка от продажи  объектов основных средств         
     и иных внеоборотных активов      210
     Выручка от продажи  ценных бумаг и иных финансовых вложений      220      69613      69613
     полученные проценты      230      2671      2671       
     полученные дивиденды      240      142      142       
     Поступления от погашения займов предоставленных другим организациям      250      42900      42900
     Долевое участие  в строительстве               5633      5633
     Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений      300      (68453)      (68453)
     Займы, предоставленные  другим организациям      310      (68643)      (68643)
     Приобретение объектов основных средств, доходных вложений                   -1360      -3400
     Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности      340      -17497      -19537
     Движение денежных средств               -      -
     по финансовой деятельности         
     Поступления от займов и кредитов, предоставленных               1000      71338
     другими организациями      360
     Погашение займов и  кредитов (без процентов)      400      (31105)      (31105)       
     Погашение обязательств по финансовой аренде      410      -      -       
     Проценты уплаченные             (1959)      (1959)
     Отчисления от прибыли             (36700)      (36700)
     Чистые денежные средства от финансовой

     деятельности  и их эквивалентов

      

     430

     -68764      1574
     Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и  их эквивалентов      440      -34425      33873
     Остаток денежных средств  на конец отчетного               -27446      40852
     периода      450
     Величина влияния  изменений курса иностранной                       
     валюты по отношению  к рублю      460
 
 
 

     2.3 Рекомендации по развитию стратегического  и оперативного планирования

     Первые  шаги по созданию системы стратегического  планирования на ОАО 
«Завод ЖБК-1» уже сделаны. Есть много недостатков и недоработок, что открывает свободу действий по налаживанию системы.

     Стратегический  план должен учитывать план развития предприятия, разрабатываемый высшим руководством с целью определения  плана диверсификации, плана приобретения прав владения и план слияния.

     План  разработок и исследований должен включать в себя планирование фундаментальных исследований, план исследования и разработок новой продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план сферы исследований и разработок.

     Административно-управленческий план в любом случае должен прорабатываться с позиции плана реализации отдельных проектов, что непосредственно влияет на производственный план, план реализации и финансовый план.

     Планирование  стратегии НИОКР предполагает определить и скоординировать решения, связанные с созданием нового продукта и технологии для его производства. Для этого в плане необходимо учесть следующую последовательность: технологическое прогнозирование (получение информации о предполагаемых технологических трендам, новых открытиях, инновационной деятельности) и планирование, определение структуры инновационных работ, разработка системы управления.

     В плане научно-технического развития предприятия показывается влияние 
НИОКР на предпринимательскую деятельность предприятия и распределение ресурсов отдельно на НИОКР и технологическую подготовку производства.

     Важной  частью стратегии маркетинга является бюджет. Необходимо сначала узнать, что предприятие потянет одну из альтернатив 
(финансовый лимит на маркетинг), а потом уже принимать решение о самой стратегии.

     Конечно, необходимо включить стратегию товара, каналов распределения, продвижения  товара и ценообразование.

     Стратегия производства – основа для создания продукции, реализация которой дает возможность авансировать средства в инновации, НИОКР, маркетинг. В плане необходимо учитывать планирование и контроль, повышение производительности труда (связано с анализом факторов и разработкой программы ее роста, улучшение системы и структуры управления) и человеческий фактор в производстве (влияет на производительность труда).

       
 

     Заключение

     Процесс планирования охватывает не только определение  контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем  плановом периоде, но и тесную их увязку со стратегически перспективной  концепцией развития экономики народного хозяйства страны.

     Стратегическое  планирование является систематизированным  и логическим процессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве  прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив.

     Стратегический  план позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений. Основными задачами стратегического планирования являются: определение необходимых политических решений, оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции, оценка необходимых производственных мощностей в будущем, предварительная оценка размера возможных капитальных вложений. Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные (от 5 до 15 и более лет), среднесрочные (от 2 до 5) и текущие планы (на 1 год). В зависимости от того, кто принимает решения, планирование может быть децентрализованное (снизу - вверх), централизованное (сверху - вниз), и интерактивное (во взаимодействии).

     При составлении стратегического плана  необходимо учитывать, что стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, хозяйственная деятельность которого и его стратегия взаимосвязаны. При этом стратегии и тактика предприятия взаимосвязаны.

     Стратегический  план предприятия составляется в  такой последовательности:

     1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.

     2. Определение хозяйственной политики  предприятия.

     3. Формулировка базовой стратегии  и выбор стратегической альтернативы.

     4. Формулировка функциональных стратегий:  маркетинга, научно- исследовательских  и опытно- конструкторских работ, производства организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия.

     Стратегический  план предприятия состоит из следующих  разделов:

     1. Цель и задача предприятия.

     2. Текущие и долгосрочные задачи.

     3. Базовая стратегия и основные стратегические альтернативы.

Информация о работе Стратегическое и оперативное планирование в управлении организацией на примере ОАО «Завод ЖБК-1»