Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:13, курсовая работа
Объектом исследования является стратегическое и оперативное планирование в у управлении организацией на примере ОАО«Завод ЖБК-1».
Цель исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию взаимосвязи стратегического и оперативного планирования как определяющего фактора развития производства на предприятии. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
• исследовать и уточнить сущность основных понятий менеджмента, используемых в области стратегического и оперативного управления производством на предприятии;
• разработать методику анализа влияния взаимосвязи стратегического и оперативного управления производством на развитие экономики предприятия;
• обосновать основные направления и рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности производственной деятельности предприятий машиностроения на основе применения взаимосвязи стратегического и оперативного управления.
Введение
Глава 1. Понятие и сущность стратегического и оперативного планирования
1.Понятие и сущность стратегического планирования
2.Содержание и задачи оперативного планирования
Глава 2. Анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Завод ЖБК-1»
2.1 История и краткая характеристика предприятия
2.2 Мероприятия по стратегическому и оперативному планированию и их эффективность
2.3 Рекомендации по развитию стратегического и оперативного планирования
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущность стратегического и оперативного планирования
Глава 2. Анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Завод ЖБК-1»
2.1
История и краткая
2.2
Мероприятия по
2.3
Рекомендации по развитию
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Темпы
изменения условий и увеличения
объема знаний в сегодняшнем мире
настолько высоки, что планирование
представляется единственным способом
формального прогнозирования
Планирование,
поскольку оно служит для формулирования
установленных целей и
Учитывая всевозрастающую ограниченность ресурсов, очень важно добиваться их максимально эффективного использования. План должен быть разработан настолько умело, чтобы использование ограниченных ресурсов было оптимальным.
Важную
роль в деятельности предприятия
играют капитальные вложения.
Они должны давать прибыль как можно раньше.
Это обстоятельство еще раз подчеркивает
необходимость разработки плана и его
строгого выполнения.
Вследствие
возрастающих издержек, усложнения производственно-
хозяйственных связей, роста цен
и динамичного изменения
На процесс реализации плана влияют изменения внутренних и внешних условий. Поэтому предусматривается оперативное планирование, в котором учитываются последствия изменившейся ситуации. Оно используется для принятия решений в любой возникшей ситуации. Планирование является динамическим в том смысле, что в начальный план вносятся изменения с целью отражения изменившихся условий. Следует подчеркнуть, что изменения возможны лишь при условии существования самого плана.
Управление реализацией плана состоит в анализе информации и принятии решений. Поэтому не вызывает сомнения необходимость включения в план раздела, относящегося к контролю деятельности предприятия.
В хозяйственной практике российских предприятий механизм стратегического и оперативного планирования находится в стадии становления либо реформирования, поэтому очевидно, что задача разработки методологии стратегического и оперативного планирования и управления, эффективной в современных российских условиях является чрезвычайно актуальной. Но одного этого недостаточно. Даже наилучшая стратегия не будет осуществлена на практике, если не будет адекватной ей тактики: оперативного управления, являющимся инструментом проведения в жизнь избранной стратегической концепции. Отсюда - острая проблема - взаимосвязь стратегического и оперативного управления, которая к настоящему времени разработана крайне слабо и не отражена в сколько-нибудь значительных научных и методических разработках.
Объектом исследования является стратегическое и оперативное планирование в у управлении организацией на примере ОАО«Завод ЖБК-1».
Цель исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию взаимосвязи стратегического и оперативного планирования как определяющего фактора развития производства на предприятии. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
• исследовать и уточнить сущность основных понятий менеджмента, используемых в области стратегического и оперативного управления производством на предприятии;
• разработать методику анализа влияния взаимосвязи стратегического и оперативного управления производством на развитие экономики предприятия;
•
обосновать основные направления и
рекомендации по совершенствованию
и повышению эффективности
Теоретической
и методологической основой исследования
являются научные труды и разработки
отечественных и зарубежных авторов
по проблемам экономики
Основные
методы исследования. В работе использованы
методы стратегического и оперативного
управления, абстрактно-логический, сравнительный,
трендовый, системно-диагностический
и расчетно-аналитический методы.
Глава 1. Понятие и сущность стратегического и оперативного планирования
1.1 Понятие стратегического планирования
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.
В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы.
Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.
Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.
Стратегическое планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.(5, с.115)
Во-первых, стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.
Во-вторых,
он устанавливает каждому
В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.
В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.
В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.
В-седьмых,
демонстрирует возможность
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;
5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.(9,с. 350
Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных предприятиях, имеет следующую структуру (рис.1.).
Каждый этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий.
В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.
Выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров.
При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке.(10, с. 69)
1.2 Содержание и задачи оперативного планирования
Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.
Оперативное планирование производства является завершающим звеном плановой работы на предприятии - продолжением и конкретизацией заданий техпромфинплана. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения.