Стратегическое и оперативное планирование в управлении организацией на примере ОАО «Завод ЖБК-1»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является стратегическое и оперативное планирование в у управлении организацией на примере ОАО«Завод ЖБК-1».

Цель исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию взаимосвязи стратегического и оперативного планирования как определяющего фактора развития производства на предприятии. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

• исследовать и уточнить сущность основных понятий менеджмента, используемых в области стратегического и оперативного управления производством на предприятии;

• разработать методику анализа влияния взаимосвязи стратегического и оперативного управления производством на развитие экономики предприятия;

• обосновать основные направления и рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности производственной деятельности предприятий машиностроения на основе применения взаимосвязи стратегического и оперативного управления.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность стратегического и оперативного планирования

1.Понятие и сущность стратегического планирования
2.Содержание и задачи оперативного планирования
Глава 2. Анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Завод ЖБК-1»

2.1 История и краткая характеристика предприятия

2.2 Мероприятия по стратегическому и оперативному планированию и их эффективность

2.3 Рекомендации по развитию стратегического и оперативного планирования

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     Глава 1. Понятие и сущность стратегического и оперативного планирования

    1. Понятие и сущность стратегического планирования
    2. Содержание и задачи оперативного планирования

     Глава 2. Анализ стратегического и оперативного планирования ОАО «Завод ЖБК-1»

     2.1 История и краткая характеристика  предприятия

     2.2 Мероприятия по стратегическому  и оперативному планированию  и их эффективность

     2.3 Рекомендации по развитию стратегического  и оперативного планирования

     Заключение

     Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Темпы изменения условий и увеличения объема знаний в сегодняшнем мире настолько высоки, что планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. Оно обеспечивает организацию средств создания плана деятельности как на перспективный, так и на текущий периоды и дает основу для принятия управленческих решений.

     Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей и разработки путей их реализации, помогает создать единство общих целей внутри организации и тем самым является организующим началом в деятельности предприятия.

     Учитывая  всевозрастающую ограниченность ресурсов, очень важно добиваться их максимально  эффективного использования. План должен быть разработан настолько умело, чтобы использование ограниченных ресурсов было оптимальным.

     Важную  роль в деятельности предприятия  играют капитальные вложения. 
Они должны давать прибыль как можно раньше. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость разработки плана и его строгого выполнения.

     Вследствие  возрастающих издержек, усложнения производственно- хозяйственных связей, роста цен  и динамичного изменения факторов внешней среды растет элемент  риска в деятельности предприятия. Кроме обоснования технической  реализуемости плана для нормального функционирования предприятия необходимы также аргументированные графики и расчетные оценки в качестве доказательств его способности и возможности эффективно достигать поставленных целей. Поэтому в план деятельности предприятия должны быть включены разделы, относящиеся к его организационно-техническому развитию, основной деятельности, ее обеспечению и обслуживанию, планы по себестоимости, прибыли и рентабельности, а также финансовый план.

     На  процесс реализации плана влияют изменения внутренних и внешних условий. Поэтому предусматривается оперативное планирование, в котором учитываются последствия изменившейся ситуации. Оно используется для принятия решений в любой возникшей ситуации. Планирование является динамическим в том смысле, что в начальный план вносятся изменения с целью отражения изменившихся условий. Следует подчеркнуть, что изменения возможны лишь при условии существования самого плана.

     Управление  реализацией плана состоит в  анализе информации и принятии решений. Поэтому не вызывает сомнения необходимость включения в план раздела, относящегося к контролю деятельности предприятия.

     В хозяйственной практике российских предприятий механизм стратегического и оперативного планирования находится в стадии становления либо реформирования, поэтому очевидно, что задача разработки методологии стратегического и оперативного планирования и управления, эффективной в современных российских условиях является чрезвычайно актуальной. Но одного этого недостаточно. Даже наилучшая стратегия не будет осуществлена на практике, если не будет адекватной ей тактики: оперативного управления, являющимся инструментом проведения в жизнь избранной стратегической концепции. Отсюда - острая проблема - взаимосвязь стратегического и оперативного управления, которая к настоящему времени разработана крайне слабо и не отражена в сколько-нибудь значительных научных и методических разработках.

     Объектом  исследования является стратегическое и оперативное планирование в  у управлении организацией на примере ОАО«Завод ЖБК-1».

     Цель исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию взаимосвязи стратегического и оперативного планирования как определяющего фактора развития производства на предприятии. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:

     • исследовать и уточнить сущность основных понятий менеджмента, используемых в области стратегического и  оперативного управления производством  на предприятии;

     • разработать методику анализа влияния взаимосвязи стратегического и оперативного управления производством на развитие экономики предприятия;

     • обосновать основные направления и  рекомендации по совершенствованию  и повышению эффективности производственной деятельности предприятий машиностроения на основе применения взаимосвязи стратегического и оперативного управления.

     Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов  по проблемам экономики переходного  периода, стратегическому и оперативному менеджменту, внутрифирменному планированию, внутренние методические материалы, используемые на практике работы промышленных предприятий, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования.

     Основные методы исследования. В работе использованы методы стратегического и оперативного управления, абстрактно-логический, сравнительный, трендовый, системно-диагностический и расчетно-аналитический методы. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие и сущность стратегического и оперативного планирования

     1.1 Понятие стратегического планирования

     Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему  маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

     В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование  экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы.

     Первым  и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования  предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом  расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.

     Цели  бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.

     Стратегическое  планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.(5, с.115)

     Во-первых, стратегический план задает перспективное  направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему  все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.

     Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению  предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.

     В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.

     В-четвертых, стратегический подход стимулирует  менеджеров предприятия лучше оценивать  свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

     В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.

     В-шестых, создает основу для распределения  ограниченных экономических ресурсов.

     В-седьмых, демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и  оценки деятельности предприятия, как  единую систему современного менеджмента.(3, с. 56)

     Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:

     1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;

     2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

     3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

     4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;

     5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

     6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

     7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.(9,с. 350

     Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных предприятиях, имеет следующую структуру (рис.1.).

     

 

     Каждый  этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий.

     В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.

     Выбор цели и стратегии предприятия  составляет основу самостоятельной  планово-управленческой деятельности менеджеров.

     При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке.(10, с. 69)

     1.2 Содержание и задачи оперативного планирования

     Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.

     Оперативное планирование производства является завершающим звеном плановой работы на предприятии - продолжением и конкретизацией заданий техпромфинплана. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения.

Информация о работе Стратегическое и оперативное планирование в управлении организацией на примере ОАО «Завод ЖБК-1»