Стратегический план развития фирмы ООО "Аркада"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка стратегического плана для предприятия, производящего строительные материалы ООО «Аркада».
ООО «Аркада» начало функционировать с октября 2004 года.
Предприятие представляет собой мобильный завод по производству пенобетона и относится к категории малых предприятий – с численностью работающих до 100 человек. Его форма собственности определена как общество с ограниченной ответственностью. Данная форма собственности позволит предприятию получать льготы по налогообложению (как малому предприятию) со стороны налоговых органов.

Работа содержит 1 файл

Стратегический план развития фирмы ООО АРКАДА.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

 

Введение 

     Задача  любого предприятия в условиях рыночной экономики состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, при этом наиболее полно удовлетворять потребности  клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента.

     Успехи  и неудачи предприятия – это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин должен менять не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива.

     Работу  на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность.

     Принимая  любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и  проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров.

     Любое принимаемое решение должно в  длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Таким образом, обеспечение длительного существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в его работе придается большое значение.

     Целью данной работы является разработка стратегического  плана для предприятия, производящего  строительные материалы ООО «Аркада».

     ООО «Аркада» начало функционировать с октября 2004 года.

     Предприятие представляет собой мобильный завод  по производству пенобетона и относится к категории малых предприятий – с численностью работающих до 100 человек. Его форма собственности определена как общество с ограниченной ответственностью. Данная форма собственности позволит предприятию получать льготы по налогообложению (как малому предприятию) со стороны налоговых органов.

     Расположено предприятие на территории Курчатовского  района г. Челябинска в промышленной зоне. Вблизи предприятия располагаются удобные подъездные пути (ж/д и большегрузного транспорты). Такое месторасположение обеспечивает ООО «Аркада» необходимым сырьем с минимальными транспортными издержками.

     Мобильный завод по производству пенобетона относится  к стремительно развивающейся отрасли строительства. В настоящее время темпы строительства в масштабах России составляют 40 млн. м2 в год. Этого явно недостаточно. По оценкам Департамента по строительству РФ необходимо увеличить этот показатель, как минимум, в три раза [8]. Челябинская область поддерживает основные тенденции рынка строительства жилья, присущие России в целом.

     В настоящее время предприятие  производит только один вид продукции – блоки ячеистого бетона неавтоклавного твердения размером 500*300*200 см и плотностью 400-600 кг/м3. 
 

 

1. Теоретические аспекты рассматриваемой  проблемы 

     Вопросу стратегического управления предприятием или организацией посвящен значительный объем публикаций и учебных пособий. При этом в первом случае рассматриваются  в основном отдельные аспекты  разработки или реализации стратегии, что, как правило, является не достаточно исчерпывающим для теоретиков, т.е. сферы науки и образования. Во втором случае, процесс стратегического управления анализируется всесторонне и носит скорее методологический характер, что, в свою очередь, не находит поддержки у практиков, т.е. руководителей предприятий и организаций. Отсюда можно говорить о наличие некоторого дефицита материала, дающего краткие, но в то же время подробные рекомендации по формированию стратегического поведения хозяйствующего субъекта.

     Авторы  исследовали более трехсот различных  источников по стратегическому менеджменту с целью обзора эволюции взглядов на данную проблему и анализа наиболее современных подходов. С учетом изученного представим процесс формирования стратегии «от разработки до реализации» в форме некоторого алгоритма, представляющего собой целостную и одновременно конспективную схему формирования стратегического поведения предприятия. Но прежде, раскроем основное понятие и определим суть того, что мы будем понимать под понятием «стратегия».

     В литературе, посвященной проблеме управления предприятиями, чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие «стратегия» и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов (см. табл. 1). Рассмотрение эволюции понятия «стратегии» в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание.

     Таблица 1

Некоторые определения понятия «стратегия», отражающие усложняющий 
характер развития подходов по стратегическому управлению

Определение стратегии Автор Основной подход
1. Стратегия,  как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов А. Чандлер, 1962 г. Долгосрочные  цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования организации
2. Стратегия,  как метод определения конкурентных целей организации Гарвардская школа  бизнеса, 1965 г. Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые компания будет продолжать и/или начнет осуществлять
3. Стратегия,  как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны М. Портер, 1980-1985 гг. Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками в каждой сфере бизнеса
4. Стратегия,  как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней И.Ансофф, 1965 г.; 
Д.Стейнер, 1977 г., 
П. Лоранж, 1977 г., 
и другие авторы
При разработке стратегии следует выделять корпоративные, деловые и функциональные цели с точки зрения различного их влияния на процессы управления в организации
5. Стратегия,  как последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений Г. Минцберг,

1987 г.

При разработке стратегии основное внимание уделяется формированию планов, которые служат для целей контроля по эффективности достижения стратегических ориентиров
6. Стратегия,  как способ определения экономических и неэкономических преимуществ, которые организация намеревается предоставить основным заинтересованным группам   Стратегия приобретает  социальную направленность  и рассматривается с точки зрения корпоративной философии и организационной культуры
7. Стратегия,  как способ развития ключевых  конкурентных преимуществ организации Г. Хамель, 1989 г. Основу конкурентоспособности составляют особые способности фирмы и внутренние ресурсы
8. Стратегия,  как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности А. Томпсон,

1995 г.

Стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся)

 

     Из  приведенных определений видно, что выработка стратегии направлена, прежде всего, на адаптацию организации к изменениям внешних условий. Из всех разнохарактерных определений, будем придерживаться мнения, высказанного Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелом о том, что «стратегия – это принцип поведения или следования некой модели поведения» [13]. Здесь, предприятие рассматривается как участник рыночных отношений, т.е. как любой другой живой организм, существующий в среде себе подобных. Другими словами, подойдем к вопросу формирования стратегического поведения предприятия, как к своему собственному поведению в обществе.

     Раскрыв сущность рассматриваемого предмета, выделим основные этапы и определим  для себя последовательность, согласно которой будем формировать стратегическое поведение хозяйствующего субъекта. Затем перейдем к изучению содержательной стороны каждого из выделенных нами этапов, т.е. рассмотрим те шаги, которые необходимо предпринять для конструктивной разработки и эффективной реализации стратегии.

     Анализ  литературы по стратегическому управлению показывает, что мнения авторов к  процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы.

     И. Ансофф [1] выделяет следующую группу ключевых решений при формулировании стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии; конкурентная стратегия; создание альтернативных проектов, их отбор и реализация.

     По  М. Мескону [12] процесс стратегического управления состоит из девяти шагов. Это: выработка миссии и целей организации; оценка и анализ внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии.

     А. Томпсон и Д. Стрикланд [17] рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач: определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения.

     Модель  стратегического процесса В. Марковой и С. Кузнецовой [11] состоит из четырех этапов: определение цели; анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения; формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов; реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов.

     О. Виханский [5] процесс стратегического управления рассматривает, как динамическую совокупность пяти взаимоувязанных управленческих процессов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль реализации.

     Сопоставляя подходы этих и других авторов  к определению содержательной стороны стратегического управления можно констатировать, что в основном ученые придерживаются принципов И. Ансоффа и Г. Минцберга. Они рассматривают методологию стратегического менеджмента, как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем:

     – управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;

     – оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения или «реализуемая стратегия».

     Классическая  структурная схема формирования стратегического поведения представлена на рис. 1.

     Рис. 1. Процесс формирования стратегии  по М. Мескону [3] 

     В разрабатываемом нами алгоритме, сведем последовательность формирования стратегического поведения к следующим четырем блокам (см. рис. 2);

     1) «анализ» (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей);

     2) «планирование» (планирование стратегии, постановка задач);

     3) «реализация» (разработка планов, проведение структурных изменений);

     4) «контроль» (формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль).

     Из  схемы видно, что анализ внешнего окружения не отображается отдельным этапом, а «стоит» как бы «над» всем процессом стратегического управления. По нашему мнению «анализ, прогнозирование и мониторинг» внешнего окружения следует представлять отдельно, в виде базиса, на котором строится модель стратегического менеджмента. Это связано с тем, что оценку внешнего окружения необходимо осуществлять постоянно и этот процесс не может быть выделен в отдельный этап. (Кроме того, факторы внешней среды, в отличие от внутренней, в основном не поддаются воздействию, их можно лишь учитывать.) При таком подходе (см. рис. 2), во-первых, увеличивается степень контроля над изменениями во внешнем окружении, так как анализ среды осуществляется как бы параллельно с каждым этапом и, во-вторых, обеспечивается соответствие методологическому принципу современного стратегического управления, который заключается в построении стратегии от будущего через прошлое к настоящему (прогнозирование, анализ, мониторинг). 

Информация о работе Стратегический план развития фирмы ООО "Аркада"