Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, лекция
Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует  в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более  индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
    Стратегический  менеджмент - основа управления предприятием.
    Следующим 
этапом разработки и реализации стратегии 
является создание совокупности стратегий, 
позволяющих достичь 
Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.
1. Предпринимательский образ действий. В соответствии с этой моделью процесс формирования стратегических альтернатив осуществляется подсознательно в голове лидера, обычно предпринимателя, на основе глубокого понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации. Это дает ему возможность сформировать свое видение проблемы, путей решения и продвижения к будущему. Основное внимание концентрируется на возможностях роста предприятия, текущие проблемы уходят на второй план. Личный и неформальный характер видения придает стратегии гибкость и плодотворность.
    2. 
Альтернативный образ действий 
или обучение посредством 
в ходе ее реализации; Он характеризуется 
в большей мере оперативным решением существующих 
проблем, чем поиском новых возможностей. 
Формируемая стратегия фрагментарна и 
буквально вылепливается своими создателями, 
готовыми и пересмотреть выбранную линию 
поведения. Стратегические решения принимаются 
в рамках многостороннего диалога большего 
числа сотрудников различных рангов при 
условии минимального вмешательства и 
контроля со стороны руководства. Такой 
образ действий типичен для многих крупных 
предприятий.
    3. 
Плановый образ действий. Рассматривает 
выработку стратегии как полностью осознанный 
и контролируемый мыслительный процесс, 
находящий свое материальное воплощение 
в системе планов. В этом случае осуществляется 
как активный поиск новых возможностей, 
так и оперативное решение существующих 
проблем. Эта классическая модель предполагает 
наличие централизованного штата и нацелена 
на достижение определенного стратегического 
положения предприятия в окружающей среде. 
Такие стратегии разрабатываются специалистами-плановиками, 
руководитель которых выступает в качестве 
главного организатора их работы. 
Из всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительного варианта.
Сам процесс стратегического выбора проходит не только на рациональном уровне, но и на иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановке и т. п.
Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшие из них:
Сформированные стратегии оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации.
    При 
выборе необходимо придерживаться определенных 
критериев: 
При выборе стратегии используются следующие методы:
Заключительный этап анализа стратегических альтернатив – оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии.
Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:
Тема 
14. Реализация стратегии 
организации  
    Следующим 
этапом действий руководства является 
воплощение выбранной стратегии 
в систему внутрифирменных 
    В 
процессе реализации стратегии каждый 
уровень руководства решает свои 
определенные задачи и осуществляет 
закрепленные за ним функции. Решающая 
роль принадлежит высшему руководству. 
Его деятельность на стадии реализации 
стратегии может быть представлена в виде 
пяти последовательных этапов. 
Первый этап — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
    Второй 
этап — разработка комплекса решений 
по эффективному использованию имеющихся 
у предприятия ресурсов. На этом этапе 
проводится оценка ресурсов, их распределение 
и приведение в соответствие с реализуемыми 
стратегиями. Для этого составляются специальные 
программы, выполнение которых должно 
способствовать развитию ресурсов. Например, 
это могут быть программы повышения квалификации 
сотрудников. 
    На 
третьем этапе высшее руководство 
принимает решения о внесении 
изменений в действующую организационную 
структуру с целью достижения наилучших 
результатов по реализации стратегии; 
    Четвертый 
этап состоит в проведении тех 
необходимых изменений на предприятии, 
без которых невозможно приступить к реализации 
стратегии. Для этого составляется сценарий 
возможного сопротивления изменениям, 
разрабатываются мероприятия по устранению 
или уменьшению до минимума реального 
сопротивления и закреплению проведенных 
изменений. 
    Пятый 
этап — корректировка 
Выполнение стратегии направлено на решение трех задач.
1. Установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость, соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация.
    2. 
Оценка соответствия выбранной 
стратегии и 
3. Выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению предприятием.
    Представленные 
задачи решаются посредством изменений, 
которые фактически составляют содержание 
процесса выполнения стратегии. 
    Проведение 
необходимых изменений 
    1) 
Перестройка предприятия 
    2) 
Радикальное преобразование 
    3) 
Умеренное преобразование 
    4) 
Обычные изменения связаны с 
проведением преобразований в 
маркетинговой сфере с целью 
поддержания интереса к 
    При 
этом необходимо помнить, что любые 
стратегические изменения должны носить 
системный характер. В силу этого 
они затрагивают все стороны 
функционирования предприятия.  
 
 
Тема 
15. Контроль реализации 
стратегии 
Заключительный этап стратегического управления — контроль хода реализации стратегии. Контроль необходим для выявления и предотвращения угроз, связанных с выполнением стратегии.
    Контроль 
(фр. controle — проверка) — составная 
часть управления экономическими объектами 
и процессами с целью проверки соответствия 
наблюдаемого состояния объекта желаемому 
и необходимому положению, предусмотренному 
законами, инструкциями, другими нормативными 
актами, а также программами, планами, 
договорами, проектами, соглашениями.  
Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в такой последовательности:
1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.
2. Разработка стандартов или точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Стандарты, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию стратегических целей.
В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта.
    3. 
Оценка результатов 
    4. 
Сопоставление фактических 
    5. 
Выработка корректирующих