Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, лекция
Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.
Следующим
этапом разработки и реализации стратегии
является создание совокупности стратегий,
позволяющих достичь
Г. Минцберг, проведший фундаментальное исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.
1. Предпринимательский образ действий. В соответствии с этой моделью процесс формирования стратегических альтернатив осуществляется подсознательно в голове лидера, обычно предпринимателя, на основе глубокого понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации. Это дает ему возможность сформировать свое видение проблемы, путей решения и продвижения к будущему. Основное внимание концентрируется на возможностях роста предприятия, текущие проблемы уходят на второй план. Личный и неформальный характер видения придает стратегии гибкость и плодотворность.
2.
Альтернативный образ действий
или обучение посредством
в ходе ее реализации; Он характеризуется
в большей мере оперативным решением существующих
проблем, чем поиском новых возможностей.
Формируемая стратегия фрагментарна и
буквально вылепливается своими создателями,
готовыми и пересмотреть выбранную линию
поведения. Стратегические решения принимаются
в рамках многостороннего диалога большего
числа сотрудников различных рангов при
условии минимального вмешательства и
контроля со стороны руководства. Такой
образ действий типичен для многих крупных
предприятий.
3.
Плановый образ действий. Рассматривает
выработку стратегии как полностью осознанный
и контролируемый мыслительный процесс,
находящий свое материальное воплощение
в системе планов. В этом случае осуществляется
как активный поиск новых возможностей,
так и оперативное решение существующих
проблем. Эта классическая модель предполагает
наличие централизованного штата и нацелена
на достижение определенного стратегического
положения предприятия в окружающей среде.
Такие стратегии разрабатываются специалистами-плановиками,
руководитель которых выступает в качестве
главного организатора их работы.
Из всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительного варианта.
Сам процесс стратегического выбора проходит не только на рациональном уровне, но и на иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановке и т. п.
Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшие из них:
Сформированные стратегии оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации.
При
выборе необходимо придерживаться определенных
критериев:
При выборе стратегии используются следующие методы:
Заключительный этап анализа стратегических альтернатив – оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии.
Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:
Тема
14. Реализация стратегии
организации
Следующим
этапом действий руководства является
воплощение выбранной стратегии
в систему внутрифирменных
В
процессе реализации стратегии каждый
уровень руководства решает свои
определенные задачи и осуществляет
закрепленные за ним функции. Решающая
роль принадлежит высшему руководству.
Его деятельность на стадии реализации
стратегии может быть представлена в виде
пяти последовательных этапов.
Первый этап — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
Второй
этап — разработка комплекса решений
по эффективному использованию имеющихся
у предприятия ресурсов. На этом этапе
проводится оценка ресурсов, их распределение
и приведение в соответствие с реализуемыми
стратегиями. Для этого составляются специальные
программы, выполнение которых должно
способствовать развитию ресурсов. Например,
это могут быть программы повышения квалификации
сотрудников.
На
третьем этапе высшее руководство
принимает решения о внесении
изменений в действующую организационную
структуру с целью достижения наилучших
результатов по реализации стратегии;
Четвертый
этап состоит в проведении тех
необходимых изменений на предприятии,
без которых невозможно приступить к реализации
стратегии. Для этого составляется сценарий
возможного сопротивления изменениям,
разрабатываются мероприятия по устранению
или уменьшению до минимума реального
сопротивления и закреплению проведенных
изменений.
Пятый
этап — корректировка
Выполнение стратегии направлено на решение трех задач.
1. Установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость, соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация.
2.
Оценка соответствия выбранной
стратегии и
3. Выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению предприятием.
Представленные
задачи решаются посредством изменений,
которые фактически составляют содержание
процесса выполнения стратегии.
Проведение
необходимых изменений
1)
Перестройка предприятия
2)
Радикальное преобразование
3)
Умеренное преобразование
4)
Обычные изменения связаны с
проведением преобразований в
маркетинговой сфере с целью
поддержания интереса к
При
этом необходимо помнить, что любые
стратегические изменения должны носить
системный характер. В силу этого
они затрагивают все стороны
функционирования предприятия.
Тема
15. Контроль реализации
стратегии
Заключительный этап стратегического управления — контроль хода реализации стратегии. Контроль необходим для выявления и предотвращения угроз, связанных с выполнением стратегии.
Контроль
(фр. controle — проверка) — составная
часть управления экономическими объектами
и процессами с целью проверки соответствия
наблюдаемого состояния объекта желаемому
и необходимому положению, предусмотренному
законами, инструкциями, другими нормативными
актами, а также программами, планами,
договорами, проектами, соглашениями.
Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ, осуществляемых в такой последовательности:
1. Определение параметров, подлежащих оценке, или сферы контроля.
2. Разработка стандартов или точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Стандарты, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию стратегических целей.
В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта.
3.
Оценка результатов
4.
Сопоставление фактических
5.
Выработка корректирующих