Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, лекция

Описание работы

Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.

Работа содержит 1 файл

Лекции. Стратегический менеджмент.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

    Следующим этапом разработки и реализации стратегии  является создание совокупности стратегий, позволяющих достичь поставленных целей.

    Г. Минцберг, проведший фундаментальное  исследование по изучению труда руководителей высшего звена, называет три основных образа действий при формулировке стратегии, которые определяются личностью и системой ценностей высшего руководства: предпринимательский, адаптивный и плановый.

    1. Предпринимательский образ действий. В соответствии с этой моделью процесс формирования стратегических альтернатив осуществляется подсознательно в голове лидера, обычно предпринимателя, на основе глубокого понимания логики данного вида бизнеса и хорошего знания ситуации. Это дает ему возможность сформировать свое видение проблемы, путей решения и продвижения к будущему. Основное внимание концентрируется на возможностях роста предприятия, текущие проблемы уходят на второй план. Личный и неформальный характер видения придает стратегии гибкость и плодотворность.

    2. Альтернативный образ действий  или обучение посредством опыта.  Исходит из возможности и необходимости  корректировки стратегии под воздействием внешних импульсов, возникающих 
в ходе ее реализации; Он характеризуется в большей мере оперативным решением существующих проблем, чем поиском новых возможностей. Формируемая стратегия фрагментарна и буквально вылепливается своими создателями, готовыми и пересмотреть выбранную линию поведения. Стратегические решения принимаются в рамках многостороннего диалога большего числа сотрудников различных рангов при условии минимального вмешательства и контроля со стороны руководства. Такой образ действий типичен для многих крупных предприятий.

    3. Плановый образ действий. Рассматривает выработку стратегии как полностью осознанный и контролируемый мыслительный процесс, находящий свое материальное воплощение в системе планов. В этом случае осуществляется как активный поиск новых возможностей, так и оперативное решение существующих проблем. Эта классическая модель предполагает наличие централизованного штата и нацелена на достижение определенного стратегического положения предприятия в окружающей среде. Такие стратегии разрабатываются специалистами-плановиками, руководитель которых выступает в качестве главного организатора их работы. 

    Из  всего многообразия стратегических альтернатив осуществляется непосредственный выбор наиболее предпочтительного  варианта.

    Сам процесс стратегического выбора проходит не только на рациональном уровне, но и на иррациональном – по интуиции, опыту, умению предвидеть обстановке и т. п.

    Установлено, что на выбор стратегии влияет множество факторов. Важнейшие из них:

  • вид деятельности и особенности отрасли, в которой работает предприятие;
  • характер целей, которые ставит перед собой, предприятие;
  • ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры;
  • финансовые ресурсы и обязательства предприятия по уже принятым решениям;
  • состояние внешней среды;
  • виды и степень рисков;
  • предпринимательские способности;
  • степень зависимости от среды;
  • фактор времени.
 

    Сформированные  стратегии оцениваются по степени  пригодности для достижения главных целей предприятия и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации.

    При выборе необходимо придерживаться определенных критериев: 

  1. Соответствие  возможностям и угрозам внешней  среды.
  2. Соответствие целям предприятия и совместимость с его миссией.
  3. Достижение конкурентных преимуществ:
  • использование сильных сторон предприятия и слабостей конкурентов;
  • нейтрализация или компенсация слабых сторон предприятия и сильных сторон (преимуществ) конкурентов.
  1. Выполнимость стратегии:
  • наличие необходимых ресурсов;
  • совместимость стратегии с внутренней организацией;
  • возможные последствия.
  1. Непротиворечивость стратегии:
  • достижение портфельного баланса всех структурных подразделений предприятия;
  • использование эффекта синергизма единой системы деловых единиц.
 

    При выборе стратегии используются следующие  методы:

  • факторный анализ
  • расчетно-конструктивный метод
  • сравнительный метод
  • метод моделирования
  • метод сценариев
  • метод анализа ликвидности
  • экспертный метод
  • иные методы (интуиция и т, п.)
 

    Заключительный  этап анализа стратегических альтернатив  – оценка приемлемости риска, заложенного  в стратегии.

    Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:

  • реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;
  • к каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии;
  • оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
 
 

Тема 14. Реализация стратегии  организации  

    Следующим этапом действий руководства является воплощение выбранной стратегии  в систему внутрифирменных долгосрочных (стратегических), среднесрочных и  тактических планов и специальных программ развития предприятия, его производственных и функциональных подразделений.

    В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов. 

    Первый  этап — углубленное изучение состояния  среды, целей и разработанных  стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:

  • уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегией, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды;
  • доведение идей стратегического плана и смысла целей до сотрудников предприятия с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий.
 

    Второй  этап — разработка комплекса решений  по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников. 

    На  третьем этапе высшее руководство  принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру с целью достижения наилучших результатов по реализации стратегии; 

    Четвертый этап состоит в проведении тех  необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для этого составляется сценарий возможного сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению до минимума реального сопротивления и закреплению проведенных изменений. 

    Пятый этап — корректировка стратегического  плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства. 

    Выполнение  стратегии направлено на решение  трех задач.

    1. Установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость, соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация.

    2. Оценка соответствия выбранной  стратегии и внутриорганизационных  процессов с целью ориентации  деятельности предприятия на  осуществление принятых стратегических  решений. Соответствие должно  быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивации, нормы и правила поведения, квалификация работников и т.п.

    3. Выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению предприятием.

    Представленные  задачи решаются посредством изменений, которые фактически составляют содержание процесса выполнения стратегии. 

    Проведение  необходимых изменений способствует тому, что на предприятии создаются  условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько предприятие готово к эффективному осуществлению стратегии. Можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа стратегических изменений.

    1) Перестройка предприятия предполагает  фундаментальные изменения, затрагивающие  миссию и организационную культуру  предприятия. Данный тип изменений  характерен для ситуации, когда  предприятие меняет свою отрасль  и соответственно продукт и место на рынке. В случае перестройки организации возникают самые большие трудности с выполнением стратегии, поскольку они происходят и в технологической области, и в сфере трудовых ресурсов.

    2) Радикальное преобразование предприятия проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят изменения, вызванные, например, ее слиянием с аналогичной организацией. В этом случае слияние различных культур, появление новых продуктов и выход на новые рынки требуют сильных внутриорганизационных изменений, касающихся организационной структуры.

    3) Умеренное преобразование осуществляется  в том случае, когда предприятие выходит на рынок с новым продуктом и стремится завоевать для него покупателей. В этом случае изменения затрагивают производственный процесс и маркетинг.

    4) Обычные изменения связаны с  проведением преобразований в  маркетинговой сфере с целью  поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность предприятия в целом. 

    При этом необходимо помнить, что любые  стратегические изменения должны носить системный характер. В силу этого  они затрагивают все стороны  функционирования предприятия.  
 
 

Тема 15. Контроль реализации стратегии 

    Заключительный  этап стратегического управления —  контроль хода реализации стратегии. Контроль необходим для выявления и  предотвращения угроз, связанных с  выполнением стратегии.

    Контроль (фр. controle — проверка) — составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.  

    Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных  работ, осуществляемых в такой последовательности:

    1. Определение параметров, подлежащих  оценке, или сферы контроля.

    2. Разработка стандартов или точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Стандарты, используемые для оценки хода реализации стратегии, представляют собой детализацию стратегических целей.

    В системе контроля стандарты разрабатываются для оценки не только конечных, но и промежуточных результатов. На данном этапе устанавливается также величина достигнутого отклонения от стандарта.

    3. Оценка результатов функционирования  за обозначенный период.

    4. Сопоставление фактических результатов функционирования с установленными стандартами. На этом этапе решается также вопрос: допустимы ли выявленные отклонения от принятых стандартов.

    5. Выработка корректирующих воздействий  в случае, если отклонения больше допустимых, т.е. выявление причин отклонений и путей их устранения. Отметим, что система контроля может указать на необходимость пересмотра самих планов и стандартов (например, поставленные цели могут оказаться излишне оптимистичными). 

Информация о работе Стратегический менеджмент