Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, лекция
Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.
5. Одна или несколько компаний не удовлетворены своей долей рынка.
6.
Конкуренция усиливается
7. Барьеры выхода являются серьезной опасностью, особенно когда спрос в отрасли падает.
Барьеры выхода – это экономические и эмоциональные факторы, которые удерживают компанию в отрасли, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к усилению ценовой конкуренции, т.к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.
8. Различие приоритетов фирм, их стратегий, ресурсов, личных качеств их руководителей и страны, где они зарегистрированы.
9. Крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и предпринимают решительные и хорошо финансируемые мероприятия по превращению купленной ими фирмы в лидера рынка.
10.
Степень консолидации в
Выделяют фрагментарные отрасли (с монополистической конкуренцией), где действует значительное количество однотипных фирм. Например, отрасль детских игрушек.
Олигополистические отрасли, где действуют несколько крупных компаний тесно зависящих друг от друга. Например, металлургическая отрасль.
Монополистические
отрасли, где действует один производитель.
Например, отрасль энергетики –
ОАО ЭиЭ «Челябэнерго».
Таким
образом, конкуренция среди действующих
в отрасли фирм зависит от множества
факторов, между которыми существует
тесная взаимосвязь. Факторы конкуренции,
действующие на фирму в отрасли, эволюционируют
в течение жизненного цикла отрасли.
Вторая
сила Портера: Риск
входа на рынок потенциальных
конкурентов
Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от двух факторов:
1.
Барьеры входа в отрасль –
это препятствия, которые
Основные источники таких барьеров:
2. Реакция компаний, уже действующих на рынке, на приход нового соперника – это также значительный фактор при вступлении в отрасль.
Позиция компаний по отношению к новичку может быть двух видов:
Основными
причинами поведения
Чем
сильнее угроза от появления новых
конкурентов, тем больше оснований
у фирм-сторожилов укреплять свои
позиции, затрудняя проникновение
на рынок новичков.
Третья
сила Портера: Угроза
появления заменяющих
продуктов (товаров-субститутов)
Фирмы одной отрасли промышленности нередко конкурируют с фирмами другой отрасли промышленности, т.к. выпускаемые ими товары являются взаимозаменяемыми.
Уровень угрозу товаров-субститутов зависит от следующих факторов:
Таким
образом, наличие в отрасли угрозы
товаров-заменителей обостряет
Но
кроме сложностей, данный фактор конкуренции
создает и преимущества, которые необходимо
использовать при построении стратегии.
Четвертая
сила Портера: Экономические
возможности поставщиков
Поставщики – это реальная рыночная сила, если предоставляемый ими товар составляет существенную часть издержек при производстве отраслевой продукции
Они могут влиять на отрасль путем увеличения цены или снижения качества поставляемого сырья или услуг.
Условия высокого влияния поставщиков на отрасль:
Пятая
сила Портера: Экономические
возможности покупателей
Способность покупателей договориться между собой и диктовать условия сделки существенно уменьшает прибыль отрасли.
Покупатели стремятся снизить цену, приобрести товары/услуги более высокого качества, сталкивая конкурентов друг с другом.
Условия высокого влияния покупателей на отрасль:
Для того чтобы проанализировать конкурентное окружение, руководителям следует оценить возможности каждой из пяти конкурирующих сил.
Коллективное воздействие этих сил определяет характер конкурентной борьбы на данном рынке.
Наиболее острая конкуренция возникает в том случае, когда эти пять сил создают жесткие условия на рынке, обеспечивая на перспективу равную прибыльность или равную убыточность для преобладающего числа фирм.
Идеальная конкурентная среда в отношении получения прибыли – это такая среда, в которой и поставщики, и покупатели имеют слабую позицию на торговых переговорах, когда нет хороших заменителей, барьеры входа на рынок относительно высоки и конкуренция между существующими продавцами довольно умеренная.
Таким
образом, конкурентная стратегия компании
тем эффективнее, чем больше она
обеспечивает защиту от пяти конкурентных
сил, влияет на законы конкуренции в отрасли
на благо компании и способствует созданию
дополнительного конкурентного преимущества.
10.4.
Ключевые факторы
конкурентного успеха
Ключевые факторы успеха (КФУ) – эта общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
Ключевые
факторы успеха в разных отраслях
своеобразны. Кроме того, они со временем
могут меняться в одной и той
же отрасли под влиянием изменений
общей ситуации в ней, например, в
соответствии со стадиями жизненного
цикла отрасли.
Ученые выделяют следующие типы КФУ:
1. Факторы, связанные с технологией
2. Факторы, связанные с производством
3. Факторы, связанные с распределением
4. Факторы, связанные с маркетингом
5. Факторы, связанные с квалификацией
6. Факторы,
связанные с возможностями
Очень редко можно в определенный момент времени выделить более трех-четырех ключевых факторов успеха в конкретной отрасли. И даже среди этих трех-четырех КФУ обычно только один или два имеют наиболее важное значение.
В
процессе стратегического анализа
необходимо первоначально выделить
ключевые факторы успеха данной отрасли,
а затем разработать
На основе информации, полученной в результате анализа отрасли руководитель должен сделать взвешенный вывод об опасностях, грозящих организации на рынке, и преимуществах, получаемых организацией, после преодоления всех преград и входа в анализируемую отрасль.
Таким
образом, анализ внешней среды включает
анализ макро и микросреды компании.
Основное его предназначение – определить
и оценить возможности и
Тема
11. Анализ внутренней
среды (управленческий
анализ)
11.1.
Теоретические основы
управленческого
анализа
При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия.
При этом необходимо выявить те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из них могут стать основой конкурентных преимуществ.
Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия.
Управленческий анализ – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие выживать в условиях жесткой конкуренции.
Слабые
стороны – это недостатки и ограничения,
препятствующие успеху предприятия.
Основная
цель управленческого анализа –
оценка стратегической ситуации на предприятии
с учетом имеющихся ограничений
и перспектив развития.
В основе управленческого анализа лежат следующие принципы: