Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:05, лекция
Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.
3.
Функциональная стратегия
Функциональная стратегия конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса.
Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании, а также в создании управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей фирмы.
Главная
ответственность за формирование функциональной
стратегии обычно возлагается на руководителей
подразделений. При выполнении стратегии
руководитель подразделения работает
в тесном контакте со своими заместителями
и главами других подразделений.
4.
Операционная стратегия
Операционные
стратегии дополняют и
Главная
ответственность за разработку операционных
стратегий ложится на руководителей
среднего звена, предложения которых
должны быть рассмотрены и приняты вышестоящим
руководством.
Таким
образом, стратегический план организации
есть совокупность стратегий, выработанных
различными менеджерами, на различных
уровнях организационной
Тема
6. Факторы, определяющие
стратегию организации
Факторов, которые оказывают влияние на разработку и реализацию стратегии компании огромное множество. Это связано с тем, что любое предприятие (организация) имеет как множество связей с внешней средой, так и внутренние коммуникации, структуру, особенности.
Для эффективной работы предприятия необходимо учитывать всю совокупность факторов. Это можно сделать, классифицировав их по следующим критериям:
1. По сфере возникновения выделяют:
2. По
природе возникновения
3. По
возможности прогнозирования
4. По
масштабам распространения
5. По открытости выделяют:
Причем факторы взаимодействуют между собой, что ведет к изменению их силы или направления влияния. А также их характеристики изменяются во времени. Поэтому необходимо учитывать приоритетность одних факторов над другими. Например, в настоящее время фактор риска и неопределенности преобладает над факторами, обеспечивающими долгосрочное развитие предприятия.
Наиболее распространено деление факторов на внутренние и внешние. Так как стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена внутренняя деятельность компании.
Среди внешних факторов можно выделить:
Среди внутренних факторов выделяют:
Тема
7. Подходы к выполнению
задачи по разработке
стратегии
В зависимости от различных факторов: размеров, формы организации, стиля управления – на каждом предприятии стратегии разрабатываются по-разному.
Например, в небольших компаниях, управляемых авторитарным руководителем, выработка стратегии проходит неформально. Часто стратегия существует не в письменном виде, а только в уме предпринимателя и устных договоренностях с главными подчиненными.
Крупные фирмы склонны вырабатывать свои планы посредством ежегодного планирования стратегии (дополненного описанием необходимых процедур, форм и временных факторов), что предполагает широкое административное участие, многочисленные исследования и встречи для обсуждения предлагаемых решений.
Чем
крупнее предприятие и
Ученые выделяют четыре основных подхода выработки стратегии:
1. Главный стратегический подход. Особенностью данного подхода является то, что руководитель лично выступает как главный стратег и главный предприниматель, оказывающий сильное влияние на оценку положения, на альтернативные стратегии, которые были изучены, и на детали стратегии.
Но управляющий не делает всю работу самостоятельно, он становится только главным архитектором стратегии и активно привлекает к ее построению менеджеров низшего звена, определяя и контролируя процесс формирования главных ее составляющих. Управляющий действует как руководитель разработки стратегии и в избранной стратегии есть его большой личный вклад.
2.
Подход «делегирование
Управляющий
наблюдает со стороны, с помощью
отчетов и переговоров
Преимущество
данного стиля выработки
Слабым местом здесь является то, что в конечном итоге управляющий может быть настолько отдален от формального процесса выработки стратегии, что перестает осуществлять реальное стратегическое руководство, а подчиненные могут прийти к выводу, что стратегическое планирование недостаточно важно, чтобы претендовать на личное внимание и время управляющего, что свидетельствует о слабом руководстве в вопросах выработки направления развития.
Часто разрабатываются стратегии, рассчитанные на короткий срок и быстрое исполнение. Эти стратегии имеют дело с сегодняшними проблемами, а не с выбором положения предприятия, позволяющего использовать завтрашние возможности.
3.
Совместный (коллаборационистский) подход.
Это промежуточный вариант
4.
Инициативный подход. При этом
подходе управляющий лично не
заинтересован ни в выработке
деталей стратегии, ни в том,
чтобы возглавлять группу «
Этот
подход показывает себя наилучшим образом
в крупных, диверсифицированных
корпорациях, где исполнительный директор
не может лично направлять разработку
стратегии в каждом подразделении.
Руководители, работающие в главном офисе,
зависят от честолюбивых и талантливых
работников на уровне подразделений, которые
могут видеть стратегические возможности,
незаметные для руководства. Руководство
корпорации может сформулировать главные
стратегические направления как директивы
для организации в целом. Но ключом к выработке
стратегии является стимулирование и
вознаграждение новых стратегических
инициатив, задуманных инициативными
сотрудниками, которые верят в удачу и
очень хотят благословения, чтобы добиваться
ее. При этом подходе вся стратегия сформирована
из суммы инициатив, которые должны быть
одобрены и защищены.
Из
четырех основных подходов, которые
могут использовать управляющие
для выработки стратегии, по
существу ни один не выступает как лучший.
У каждого есть свои сильные и слабые стороны.
Часть II. Стратегический
анализ
Тема
8. Теоретические
основы анализа внешней
среды
Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешней среды. Организация как открытая система может выжить только во взаимосвязи с внешней средой.
Внешняя
среда – это факторы, находящиеся
за рамками организации и
Разработка стратегии логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут оказать влияние на его стратегию.
Внешний анализ является частью так называемого SWOT-анализа.
SWOT-анализ
– это аббревиатура английских
понятий (strengths – сила, weaknesses –
слабость, opportunities – возможности
and threats – угрозы). Он представляет
собой анализ сильных и слабых
сторон фирмы, оценку ее
Основное назначение анализа внешней среды — выявить и эффективно использовать при разработке стратегии возможности и угрозы, которые существуют в настоящее время и которые могут возникнуть для предприятия в будущем.
Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые можно использовать для повышения эффективности деятельности организации.