Стратегический менеджмент

Автор: Вика Сафонова, 06 Июня 2010 в 21:11, реферат

Описание работы

Стратегическое управление. Стратегический менеджмент.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в конце 60-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Стратегия - (strategy) (от греч. strategos - военное искусство), общий план ведения войны, боевых операций; искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах; наука о ведении войны, искусство ведения войны; искусство руководства общественной, политической борьбой.
В литературе, при проведении семинаров, круглых столов и различных дискуссий нам приходилось встречать много других определений стратегии, но все они, как правило, сводятся к понятиям план, установки, намерения, цели и т.д. Очень часто встречаются определения: Стратегия – это искусство……. На это определение следует обратить особое внимание.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

    1.Сущность стратегического управления 

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход в конце 60-х годов ХХ века для  того, чтобы обозначить разницу между  текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь  изменениями в условиях ведения  бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим  образом и своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения.

Стратегия - (strategy) (от греч. strategos - военное искусство), общий план ведения войны, боевых операций; искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах; наука о ведении войны, искусство ведения войны; искусство руководства общественной, политической борьбой.

В литературе, при  проведении семинаров, круглых столов и различных дискуссий нам  приходилось встречать много  других определений стратегии, но все  они, как правило, сводятся к понятиям план, установки, намерения, цели и т.д. Очень часто встречаются определения: Стратегия – это искусство……. На это определение следует обратить особое внимание.

Именно так, стратегия  это искусство, образ жизни и  мышления. А стратегическое управление можно было бы сформулировать как  искусство выработки планов и  принятия решений в условиях неопределенности и ограничения ресурсов, для достижения определенных целей.

Следует отметить, что  термин «стратегическое управление»  и термин «стратегический менеджмент»  часто используются как синонимы, хотя полная идентичность отсутствует. Это связано с их структурной  основой — терминами «управление» и «менеджмент».

Существует множество  определений понятия «управление». В общем виде, управление — это  деятельность, направленная на достижение определенных целей. Термин «управление» шире, чем «менеджмент», и применяется  в разных сферах человеческой деятельности, в живых и неживых системах: например, управление государством, транспортным средством, предприятием, управление в  технических системах и т. д.

Английское слово  «management», означающее в переводе на русский  язык «управление», менее универсально в сравнении с русским и  относится только к административному  управлению. Слово «менеджмент» следует  интерпретировать в русском языке  не как управление в широком смысле слова, а как руководство, администрирование, организация дела. Менеджмент относится, прежде всего, к организациям коммерческого  и предпринимательского типа, хотя в последнее время этот термин стал использоваться в более расширенном  плане: по отношению к некоммерческим организациям, к государственному управлению экономикой региона, если к последней  применяются корпоративные методы управления.  Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента  компании. 
 
 
 

2. Этапы развития  стратегического  управления

В послевоенные годы управление фирмами практически  каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения  бизнеса, и перед фирмами вставала задача по новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегического  управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный  тому, который вкладывался в него ранее.

Стратегическое управление 50—60-х годах ХХ века представляло собой долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы  попали в центр внимания при выработке  стратегического поведения организации.

Уже в 70-е годы существенно  изменился смысл стратегического  выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком  бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может  потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е годы динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации  к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что  создание потенциала изменения, способности  фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения, стало  центром стратегичности поведения  фирмы.

Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание  стратегического поведения фирмы  к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий  момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего.

Таким образом, решение  определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны  окружения, но и обеспечить возможность  дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.

Эпоха массового производства.  Четкое разграничение отраслей и каждая из них находится на стадии роста. Господствует рынок продавца. Отсутствует межотраслевая конкуренция.

Основное внимание менеджмента направлено на совершенствование  технологии производства.

Минимальный политический и социальный контроль за бизнесом. Концепция совершенствования производства, товара, достижение высокого качества. Другие механизмы управления и ведения  бизнеса не берутся во внимание.

Эпоха массового сбыта. Начинается с того, что спрос становится равным предложению. Предприятие перестает быть закрытой системой (совокупность взаимосвязанных элементов) предприятие ориентировано внутрь себя, неважно что творится за пределами предприятия. Открытая система - это предприятие заинтересованной в том что творится вовне. В это время зародилась концепция маркетинга. Первая компания, ставшая открытой, General Motors. Также преобладало усиление сопротивления переменам со стороны управляющих. Появляется разработка механизмов управления сопротивлений.

Основное внимание уделяется качеству производимого  товара и именно соответствие качества товара требованиям рынка. Имплантация  научно-технических лабораторий  и институтов в процесс производства. Первой компанией в этом свете  является DuPont. Преобладает концепция  сбыта. Вложение достаточных средств  в товар чтобы он продавался. Усиливается  конкуренция на рынке товаров  пассивного спроса (товары о существовании  которых потребители либо не догадываются либо они им просто не нужны). Усиление некоммерческой деятельности компании (предпринимательский лоббизм), то есть бизнес пошел в политику.

Постиндустриальная  эпоха (50-90, новейший этап). Рынок покупателя. В обществе достигнут новый уровень благосостояния. Меняется структура товарооборота, то есть уменьшается доля товаров и возрастает сфера услуг. Научно-технический прогресс позволил сделать массу товаров которых раньше вообще не существовало. Ставится под сомнение тезис что экономический рост является главным двигателем социального прогресса. Показателем социального развития являются качественные характеристики уровня качества жизни граждан. Начинается движение к учету правам потребителя. Социально-политическое воздействие. Распад традиционно единой системы управляющих (выделение высшего звена из отдельного клана и приближение этой элиты к операционному менеджменту, то есть ближе к народу). В этот период разрабатывается очень много теорий конвергенции (срастание на экономической основе социализма и капитализма). Производственная концепция это концепция маркетинга, социально-этического маркетинга (с учетов удовлетворения потребностей индивидуума и общества в целом).  

3. Понятие стратегического управления 

Стратегическое управление – это такое управление, которое  опирается на человеческий потенциал  как основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, гибко реагирует и  проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей.

Объектами стратегического  управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и  функциональные зоны организации.

Предметом стратегического  управления являются:

Проблемы, которые  прямо связанны с генеральными целями организации.

Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом  организации, если этот элемент необходим  для достижения целей, но в настоящее  время отсутствует или имеется  в недостаточном объеме.

Проблемы, связанные  с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние  на будущее организации.» 

Как уже было описано  выше, стратегическое управление делится  на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную реакцию фирмы  на изменения внутри фирмы и в  окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в тех  ситуациях, когда управленческие решения  необходимо принимать срочно и ожидание нового периода планирования невозможно.

Управление на основе предвидения изменений может  быть двух видов:

- стратегическое планирование;

- управление посредством выбора стратегических позиций.  

Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений  подразделяется на следующие виды управления:  

- управление путем ранжирования стратегических задач;

- управление в условии слабых сигналов;

- управление в условиях стратегических неожиданностей.

4. Сравнение оперативного  и стратегического  управления

Характеристика Оперативное  управление  Стратегическое  управление
Миссия, предназначение  Производство товаров  и услуг с целью получения  дохода от их реализации Выживание организации  в долгосрочной перспективе посредством  установления динамичного баланса  с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
 
Объект  концентрации внимания менеджмента 
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне  организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в  окружении
Учет фактора  времени  Ориентация на краткосрочную  и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Основа  построения системы управления  Функции и организационные  структуры, процедуры, техника и  технология  Люди, системы информационного  обеспечения, рынок
Подход  к управлению персоналом  Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и  функций  
Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия
Критерий  эффективности управления   
Прибыльность  и рациональность использования  производственного потенциала 
 
Своевременность и точность реакции организации  на новые запросы рынка и изменения  в зависимости от изменения окружения
 

Обобщая рассмотренные  особенности стратегического управления и приведенные определения, можно  понять стратегическое управление следующим  образом.

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует  и проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживатъ в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей. 
 
 

Информация о работе Стратегический менеджмент