Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
При выполнении курсовой работы я ставлю перед собой несколько основных задач. Первая – исследовать особенности функционирования конкретного малого предприятия и провести его SWOT-анализ, а также рассмотреть сегментацию регионального рынка. Вторая задача – разработать стратегии организации малого бизнеса. И, наконец, выполнить анализ её позиций в конкуренции.
Процесс
реализация стратегии – это перевод
избранной стратегии в
Многие специалисты выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на реализацию стратегии; среди прочих они придают особую важность структуре организации, ее ресурсам, а также стилю руководства. Наибольший интерес в этой области представляет одна из ранних и уже широко признанных основ для реализации стратегий и развития организации, - предложенная McKinsey & Co., руководствуясь результатами обсуждений с бизнес-консультантами, учеными и руководителями бизнеса предложили схему семи S, объединяющую семь факторов, имеющих существенную важность для успешной реализации стратегии. Семь S - это общие ценности (shared values), стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), навыки и умения (skills), стиль (style), персонал (staff). Схема включает ключевые компоненты, ответственные за реализацию стратегии; их должный учет позволит руководителям нацелить повседневную деятельность организации на реализацию стратегии.
Графическая схема McKinsey представляет собой шестигранник, в вершинах которого (начиная с верхней и далее по часовой стрелке) находятся стратегия, системы, стиль, персонал (нижняя вершина), навыки и умения, структура. В центре шестигранника располагаются общие ценности. Все элементы схемы соединены прямыми.
Логика
схемы предполагает, что после
утверждения разработанной
Стратегия представляет собой общий план действий организации. Это те действия, которые организация намечает предпринять ввиду ожидаемых ею перемен во внешней деловой среде, а также изменений, касающихся ее клиентов и конкурентов. Можно разрабатывать стратегию при помощи SWOT-анализа, формулирования миссии и целей организации. Схема семи S подчеркивает, что на практике разработка стратегии не столь сложна, как ее успешная реализация. Когда стратегия разработана и утверждена, руководству следует уделять пристальное внимание остальным шести факторам схемы, чтобы поддерживать процесс реализации стратегии и обеспечить ему успех.
По большому счету правильный учет семи рассмотренных выше факторов может обеспечить успех в реализации стратегий, в то же время цена провала в этой области может быть для организации огромной. Если организация не смогла эффективно реализовать разработанную стратегию, ее ждет растрата ценных и ограниченных ресурсов, средств, времени. Помимо этого результатом провала становится ухудшение морального климата, снижение доверия сотрудников к высшим руководителям организации и утрата веры в правильность их действий. Кроме того, вследствие этого организация может утратить гибкость. Так что крайне важно рассмотреть, как именно организации и в частности МП, должны осуществлять реализацию стратегий. Для этого мы рассмотрим такие организационные факторы, как структура, стиль руководства, человеческие ресурсы и процесс составления бюджета.
Малая
организационная структура
Рис.5. Организационная структура микрофирмы
Стратегическому предпринимательству свойственны восемь основных признаков: личное видение (стратегическое), эффективность контактов со всеми кругами заинтересованных лиц, организационная культура, знания и опыт, способность вызвать доверие, способность пойти на риск, выполнение руководящей роли и желание руководить. Управляющие МП играют ряд ролей в процессе реализации стратегии, будучи одновременно начальниками, создателями стратегии, координаторами действий, наставниками и постановщиками задач.
Стратегию, или программу перемен, сложившуюся в сознании отдельного руководящего индивидуума, гораздо труднее претворить в жизнь, чем стратегию, созданную с участием тех, кому придется работать в условиях последствий ее реализации. Весь вопрос в том, с каких позиций руководителю следует подходить к реализации стратегии. Отвечая на него, Burns выделяет разные степени перемен в деловой окружающей среде и разные уровни сложности решаемых задач. Он выделяет несколько подходов к руководству, используемых предпринимательскими организациями (табл. 1).
Таблица 1. Стиль руководства в предпринимательстве
Стиль руководства |
Степень изменения окружающей среды |
Степень сложности задачи |
Организационная структура |
Патерналистский или автократический |
Низкая |
Низкая |
Иерархическая |
Патерналистский |
Высокая |
Низкая |
Горизонтально-иерархическая |
Патерналистский или консультативный |
Низкая |
Высокая |
Командная с формально-иерархической матрицей |
Командное руководство |
Высокая |
Высокая |
Инновативная, гибкая, децентрализованная,
командная с горизонтально- |
Известно, что реализация стратегии встретит меньше препятствий на своем пути, если сотрудники организации чувствуют свою причастность к процессу ее формирования и знают, что в ней есть и их личный вклад. Если сотрудники знают, что их выслушают, учтут их мнения и пожелания, они будут более готовы внести свой вклад не только в разработку стратегии, но и в ее последующее внедрение. В этом смысле реализация стратегии начинается с той первой минуты, когда рядовые сотрудники и руководители низшего звена вовлекаются в процесс определения будущего организации. Считается, что управляющие зачастую опускают руки, не сумев грамотно реализовать стратегию.
Глава 2. Аналитические основы
стратегического менеджмента
2.1. Общая характеристика организаций малого бизнеса
Проанализируем проблему стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса на примере семейного бизнеса ИП Черкашина Е. С. В прошлом индивидуальный предприниматель Черкашина Елена Сергеевна, создатель предприятия «Обои-Центр», собирается заработать на продаже отделочных материалов более мелким компаниях в Омске, а также на торговле в розницу. Она готова предложить им широкий выбор отделочных материалов по ценам ниже, чем у большинства крупных компаний в нашем городе, тем самым получив прибыль от большего оборота, а не от наценки. Все время компании приходится сдерживать натиск конкурентов.
Досье:
Предприятие «Обои-Центр» создано в 2010 году. Около 30% товара реализуется в розницу, 70% предназначено для оптовых поставок. В ассортиментном перечне более 2000 наименований. К лету 2012 году компания готовится к расширению площади магазина, что будет способствовать расширению ассортимента.
Таблица 2. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
Год |
Затраты (в руб.) |
Прибыль (в руб.) |
2010 |
||
2011 |
6523870 |
10468081 |
Деятельность фирмы
Это ген. директор – Черкашина Е. С, она набирает персонал, занимается контролем финансовых дел, занимается поиском новых поставщиков и налаживанием контактов; бухгалтер – Данилова И. С., она ведет все расходы и доходы, начисляет заработную плату работникам, ведет отчетность; менеджер по продажам – Богданова Т. В., занимается работой с оптовиками. И 2 оператора – Пупова И. Н. и Юрачева С. В. обслуживают клиентов по рознице, заказывают и выписывают товар, зав. складом и кладовщик – Данилов В. В. и Кокорин Д. С., занимаются приемом и выдачей товара.
Рис. 6. Организационная структура ИП Черкашина Е. С..
Важное замечание, Черкашина выкупила уже действующее предприятие, раннее называвшееся «Обои от Ульяны», директор которого был на грани банкротства. Ассортимент на тот момент был невелик, товарооборот был очень маленьким. Тогда, как Черкашина заказа большой выбор ассортимента, что привлекло больше оптовиков и простых покупателей, товарооборот резко увеличился, предприятие стало приносить большую прибыль.
ИП Черкашина Е. С. получает только лицензированную продукцию с заводов-изготовителей, с большинством которых договоры заключены уже на протяжении 7 – 10 лет. Основной ассортимент ИП Черкашина Е. С – обои (флизелин, винил, бумага, дуплекс, шелкография, пена) и потолочные плиты отечественных производителей.
Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать бизнес устойчивым – прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить его дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом. Проведение систематических анализов деятельности позволяет:
- быстро, качественно и
персонально оценивать
- точно и своевременно
находить и учитывать факторы,
влияющие на получаемую
- определить расходы и
тенденцию их изменения, что
необходимо для определения
- находить оптимальные
пути решения различных
Для всесторонней
оценки эффективности торговой
деятельности используются
Документооборот на предприятии играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)
Документация оформляется менеджером по продаже (оформление сделок) и операторами (платежные документы), заверяется печатью. Процесс оформления документации контролируется бухгалтерией. Организация работы с документами – это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив.
2.2. SWOT-анализ деятельности организации малого бизнеса
Рассмотрим сильные и слабые стороны организации, а так же возможности и угрозы.
Сильные стороны: проработав на рынке уже 2 года, предприятие накопило достаточные финансовые ресурсы. Плюсом является хорошая репутация у покупателей, и почти самая низкая цена в городе на определенные группы товаров. Происходит большая экономия на складских услугах за счет большого объема продаж сразу с завода производителя. Преимуществом среди конкурентов является то, что у предприятия подписаны договора с транспортными компаниями, которые находят машины на доставку и поставку товара в два раза дешевле, что сокращает расходы на транспорт и уменьшает себестоимость товара.
Слабые стороны: как уже отмечалось, несмотря на множество преимуществ использования в МП стратегического менеджмента, все еще остаются руководители, такие как этот директор, которые по тем или иным причинам избегают его применения. Эти причины заключаются в следующем: недопонимание всей важности стратегического менеджмента для своего бизнеса, отсутствие необходимого знания в этой области и информация о стратегическом процессе и его преимуществах для них и их компаний, не знание методик стратегического менеджмента. Наконец, недостаток управленческого таланта у руководителя, это связано с отсутствием специального образования, и с достаточным опытом работы в данной сфере. Отсутствие квалификации у менеджеров часто приводят к ошибкам в работе. Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, цель у руководства получить прибыль, а от чего это не важно, важно чтобы работа не прекращалась. Так же минусами являются: ниже среднего маркетинговые способности и неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса