Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
При выполнении курсовой работы я ставлю перед собой несколько основных задач. Первая – исследовать особенности функционирования конкретного малого предприятия и провести его SWOT-анализ, а также рассмотреть сегментацию регионального рынка. Вторая задача – разработать стратегии организации малого бизнеса. И, наконец, выполнить анализ её позиций в конкуренции.
Как уже отмечалось, несмотря
на множество преимуществ
Некоторые руководители МП
могут просто недопонимать всю важность
стратегического менеджмента
Некоторые руководители МП могут не иметь управленческих навыков, необходимых для инициирования и поддержания стратегического процесса в ходе ведения бизнеса. Они могут осознавать пользу долгосрочного планирования, но при этом не знать, каким образом запустить этот процесс.
Наконец, что весьма важно,
многие руководители МП могут быть
крайне загружены повседневными
делами. Эти рутинные обязанности
могут отнимать время, необходимое
для стратегического
Отличается ли процесс
стратегического менеджмента в
малых и средних предприятиях
от аналогичного процесса в крупных
компаниях? Что, в сущности, представляет
собой процесс формирования и
реализации стратегии в рамках малого
бизнеса? Компании такого типа должны
иметь новую миссию, новые задачи,
новые стратегии и новую
Инструментов стратегического
анализа очень много. Более того,
для разработки стратегии может
понадобиться более детальная информация
как о внешней среде (рынки, конкуренты,
поставщики и т. д.), так и о компании
(продукты, бизнес-процессы компании, менеджмент,
ресурсы и т. д.). К сожалению, на
сегодня не существует универсального
набора методик, который бы гарантировал
компании получение информации требуемого
качества и в нужном объеме для
разработки эффективной стратегии.
Необходимо понимать, что проведение
анализа не является самоцелью —
его конечным результатом становятся
проекты решений, в данном случае
— стратегический план. Поэтому
руководству компаний следует поступать
следующим образом: выбрать сперва
несколько (чем меньше, тем лучше)
методик стратегического
Разработку эффективной
Схематически структура
Рисунок 2. Общая схема разработки стратегии
Определение миссии и целей организации
состоит из трех подпроцессов, каждый
из которых требует большой и
исключительно ответственной
Цель – это конкретное состояние
отдельных характеристик
Обычно выделяют четыре области, применительно
к которым организации
Процедура разработки стратегии, основанной
на определении видения, миссии и
цели, заключается в формировании
самих указанных характеристик
организации в будущем; умозрительном переносе разрабо
Моделью, иллюстрирующей процедуру
формирования стратегии, является планирование
своей жизни человеком
Чтобы представить ситуацию в целом по организации, известный шведский специалист в области управления и организационного развития Б. Карлоф рекомендует анализировать логику отрасли и саму организацию, а также портфель корпоративных бумаг. Нечто подобное предлагает и О.С. Виханский: учитывать как внешние, так и внутренние факторы функционирования организации, а также портфель выпускаемой продукции. Но не увязнуть в деталях и мелочах, а увидеть главное и целиком всю картину позволяет системное представление об организации. Агрегат такой системы, как организация, в данном случае может быть представлен подсистемами, составленными на разных языках описания – конфигуратором. Конфигуратор организации, состоящий из четырех описаний, выглядит следующим образом:
- идеологическая основа организации (видение, миссия, цели и стратегии);
- эффективность на рынке (потребности рынка и степени удовлетворения их организацией, доли организации на рынке и тенденции их изменения, способности организации в создании новых направлений деятельности, потребительская оценка потенциала организации);
- внутренняя эффективность использования ресурсов – труда, собственности и капитала;
- стратегическое управление организацией (способность руководства наметить стратегический курс и организовать внедрение необходимых изменений).
При анализе стратегии организации трудно себе представить, чтобы всегда можно было обнаружить какую-либо публично предъявленную стратегию. Однако попытаться выделить факторы, характеризующие деятельность организации, необходимо для того, чтобы затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. При этом необходимо провести анализ как внутренних, так и внешних для организации параметров.
В качестве критериев выбора стратегии целесообразно использовать сильные стороны организации и внешние возможности, цели организации и все виды ресурсов, а также решение главных проблем организации.
Подводя итог рассмотрению вопроса о моделировании процесса разработки стратегии управления организацией, приведем рис. 3, из которого следует, что разработка стратегии осуществляется последовательным приближением к ответу на вопрос: что принесет организации успех в будущем?
Рис. 3. Факторы, определяющие стратегию организации
Вначале необходимо «увидеть» свою организацию в будущем, причем образ организации, с одной стороны, создается как ее идеальный образ, но, с другой стороны, этот образ должен соответствовать именно той организации, для которой разрабатывается стратегия, поскольку не из любого исходного состояния организации можно достичь желаемого лучшего будущего. Этот образ необходимо наполнить содержанием того, что организация желает предложить обществу и самой себе – своим работникам, т.е. содержанием той миссии, которую организация хотела бы выполнять в будущем.
Определение конкретного результата, который может проявиться, прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей организации, для достижения которых разрабатывается стратегия.
Разрабатывается своего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех организации. Схема формирования стратегии изображена на рис. 4.
Рис. 4. Схема формирования стратегии
Самой простой моделью описания организации, как это следует из теории систем, является модель «черного ящика», в которой известны только параметры на входе в систему и на выходе из нее. Параметры на выходе из системы – это рассмотренные нами цели, а параметры на входе – описания действительного состояния организации и ее окружения. То, что находится внутри «черного ящика» (содержание самой стратегии), требует отдельного рассмотрения.
Третий
аспект стратегического менеджмента
на МП проявляется в практической
реализации бизнес-стратегий. Утверждают,
что хорошо разработанные стратегии
способны обеспечить наиболее высокую
эффективность деятельности, только
если компания умело реализует их.
Реализация стратегии - вещь непростая.
Чтобы заранее разработанные
идеи стали реальностью, необходимо
работать с людьми и с организационной
структурой. Многие специалисты по
стратегиям утверждают, что их реализация
в рамках МП приводит к конфликтам
и отнимает много времени. Это
правда. В ходе реализации стратегии
могут возникать конфликтные
ситуации, поскольку этот процесс
влечет за собой организационные
перемены. В любой организации
всегда найдется несколько сотрудников,
не желающих мириться с введением
перемен. Кроме того, реализация стратегии
требует времени, поскольку этот
процесс связан с разработкой
организационной политики, утверждением
порядка действий, составлением расписания
и бюджета, и все это следует
делать в масштабах всей организации.
Но если мы говорим о проблемах, связанных
с реализацией стратегии, это
вовсе не означает, что невозможно
эффективно осуществлять этот процесс.
Решение проблем, связанных с
реализацией стратегии и
Итак, как можно эффективно реализовать стратегию? Какие организационные факторы участвуют в процессе реализации стратегии? В принципе реализация стратегии затрагивает многие факторы организации, но среди них есть пять главных, и именно они существенно важны для реализации стратегий, в особенности в малом бизнесе. К ним относятся:
Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса