Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
При выполнении курсовой работы я ставлю перед собой несколько основных задач. Первая – исследовать особенности функционирования конкретного малого предприятия и провести его SWOT-анализ, а также рассмотреть сегментацию регионального рынка. Вторая задача – разработать стратегии организации малого бизнеса. И, наконец, выполнить анализ её позиций в конкуренции.
Введение
Актуальность темы "Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса" бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организациях малого бизнеса. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.
Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иным грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Основной целью является исследования теорий стратегического менеджмента, доказать что стратегия является основным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе, разработать стратегию по увеличению доли рынка на примере ИП Черкашина Е. С.
Объектом исследования является стратегическая деятельность организации по сбыту оптовой и розничной торговли строительных отделочных материалов.
Предметом исследования является выработка
и реализация стратегии, создание структуры
управления предприятием, ориентированной
на решение проблем
Жёсткая конкуренция на рынке,
ускорение изменений в
Принято считать, что менеджмент рассматривает и решает проблемы крупных организаций. Однако в настоящее время средний и малый бизнес также играют важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, в развитии технологических инноваций, поэтому и для этого сектора экономики значение стратегического менеджмента трудно переоценить.
Значительный вклад в изучение проблемы стратегического управления предприятием внес известный российский исследователь Фатхутдинов Р. А. В курсовой работе я использовала основные аналитические и методологические принципы, разработанные именно этим автором.
При выполнении курсовой работы я ставлю перед собой несколько основных задач. Первая – исследовать особенности функционирования конкретного малого предприятия и провести его SWOT-анализ, а также рассмотреть сегментацию регионального рынка. Вторая задача – разработать стратегии организации малого бизнеса. И, наконец, выполнить анализ её позиций в конкуренции.
Глава1. Теоретические основы стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.
В настоящее время существует
множество определений
"Стратегия— это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом,
что предприятие получает единое направление движения" .
"Стратегическое управление— это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь — ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей". Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,
- анализ внешней среды фирмы,
- анализ ее внутренней обстановки,
- выбор и разработка стратегии фирмы,
- анализ портфеля
- проектирование ее
- выбор степени интеграции и систем управления,
- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",
- определение нормативов
поведения и политик фирмы
в отдельных сферах ее
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Все это отражено на рис.1.
Рисунок 1. Содержание стратегического менеджмента
Выделяют следующие функции стратегического менеджмента:
Планирование стратегий включает в себя:
Организация выполнения стратегических планов включает:
Координация действий по формированию и реализаций стратегий заключается в следующем:
Мотивация, как функция
стратегического менеджмента
Контроль состоит из следующих действий:
Данные функции
Малое предприятие — это
не организационно-правовая форма, термин
«малое» характеризует лишь размер
предприятия, а критериями отнесения
предприятия к малым являются
численность работающих и доля государственной,
муниципальной собственности и
собственности общественных объединений
в уставном капитале этих предприятий,
которая должна составлять не более
25%. Численность работающих на МП определяется
по среднесписочной численности
основного производственного
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.
МП как хозяйствующий
субъект обладает самостоятельностью
в осуществлении своей
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых предприятий:
В современных условиях первый
путь является основным, так как
практически все действующие
МП были созданы в рамках государственной
собственности, и механизм их преобразования
в частную собственность
Для того чтобы быть эффективным,
особенно на МП, процесс стратегического
менеджмента не всегда должен придерживаться
строго формального порядка. Как
показывают исследования, компании, которые
часто прибегают к
Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса