Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

При выполнении курсовой работы я ставлю перед собой несколько основных задач. Первая – исследовать особенности функционирования конкретного малого предприятия и провести его SWOT-анализ, а также рассмотреть сегментацию регионального рынка. Вторая задача – разработать стратегии организации малого бизнеса. И, наконец, выполнить анализ её позиций в конкуренции.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 115.69 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Актуальность темы "Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса" бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организациях малого бизнеса. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.

Разработка стратегии  является одной из основных функций  менеджмента. Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иным грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Основной целью является исследования теорий стратегического  менеджмента, доказать что стратегия  является основным условием устойчивого  развития и сохранения конкурентоспособности  фирмы в долгосрочной перспективе, разработать стратегию по увеличению доли рынка на примере ИП Черкашина Е. С.

Объектом исследования является стратегическая деятельность организации по сбыту оптовой и розничной торговли строительных отделочных материалов.

Предметом исследования является выработка  и реализация стратегии, создание структуры  управления предприятием, ориентированной  на решение проблем стратегического  менеджмента.

Жёсткая конкуренция на рынке, ускорение изменений в макросреде, глобализация бизнеса, борьба за ресурсы, развитие информационных сетей, новые  возможности для бизнеса благодаря  развитию НТР, широкая доступность  современных технологий, появление  новых запросов потребителей, а так  же ряд других причин привели к  резкому росту интереса к стратегическому  управлению.

Принято считать, что менеджмент рассматривает и решает проблемы крупных организаций. Однако в настоящее время средний и малый бизнес также играют важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, в развитии технологических инноваций, поэтому и для этого сектора экономики значение стратегического менеджмента трудно переоценить.

Значительный вклад в изучение проблемы стратегического управления предприятием внес известный российский исследователь Фатхутдинов Р. А. В курсовой работе я использовала основные аналитические и методологические принципы, разработанные именно этим автором.

При выполнении курсовой работы я ставлю перед собой несколько  основных задач. Первая – исследовать  особенности функционирования конкретного малого предприятия и провести его SWOT-анализ, а также рассмотреть сегментацию регионального рынка. Вторая задача – разработать стратегии организации малого бизнеса. И, наконец, выполнить анализ её позиций в конкуренции.

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретические  основы стратегического менеджмента

    1. Сущность и функции стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии  как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее  состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней  средой.

"Стратегия— это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом,

что предприятие получает единое направление движения" .

"Стратегическое  управление— это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь — ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей". Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества.

Содержанием стратегического  менеджмента являются:

- определение назначения  и главных целей бизнеса фирмы,

- анализ внешней среды  фирмы,

- анализ ее внутренней  обстановки,

- выбор и разработка  стратегии фирмы,

- анализ портфеля диверсифицированной  фирмы,

- проектирование ее организационной  структуры,

- выбор степени интеграции  и систем управления,

- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",

- определение нормативов  поведения и политик фирмы  в отдельных сферах ее деятельности,

- обеспечение обратной  связи результатов и стратегии  компании,

- совершенствование стратегии,  структуры, управления.

Все это отражено на рис.1.

 

 

Рисунок 1. Содержание стратегического  менеджмента

 

Выделяют следующие функции  стратегического менеджмента:

  • планирование стратегии;
  • организация выполнения стратегических планов;
  • координация при решении стратегических задач;
  • мотивация к достижению стратегических результатов;
  • контроль процесса выполнения стратегии.

Планирование стратегий  включает в себя:

  • прогнозирование – в него входят анализ внутренних и внешних факторов, обоснование стратегии, оценка риска и т.д.
  • разработка стратегии – формирование миссии, определение перспектив, формулировка стратегии, увязка стратегий по подразделениям и тд.;
  • бюджетирование – стоимостная оценка стратегии, распределение ресурсов, составление бюджета и т.д.

Организация выполнения стратегических планов включает:

  • формирование потенциала фирмы;
  • согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией;
  • создание корпоративной культуры поддерживающей стратегию

Координация действий по формированию и реализаций стратегий заключается  в следующем:

  • согласование управленческих решений отдельных уровней;
  • последовательная консолидация целей;
  • консолидация стратегий структурных подразделений.

Мотивация, как функция  стратегического менеджмента представляет собой систему стимулов побуждающих  персонал к выполнению стратегии, достижению нужных результатов. Непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

Контроль состоит из следующих  действий:

  • непрерывное наблюдение за реализацией стратегии;
  • заблаговременное выявление опасностей;
  • минимизация последствий ошибок, отклонение, непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

Данные функции стратегического  менеджмента выражают его сущность, способствуют реализации стратегии  в нестабильной внешней среде.

Малое предприятие — это  не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения  предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и  собственности общественных объединений  в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности  основного производственного персонала  и сотрудников, работающих по договорам  и совместительству. К малому бизнесу  относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в  промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном  обслуживании, до 50 человек — в  других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.

Организационно-правовая форма  МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской  деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных  предприятий, товариществ, акционерных  обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

МП как хозяйствующий  субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной  деятельности, распоряжении выпускаемой  продукции, прибылью, оставшейся после  уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании  устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и  контроля, порядок образования имущества  предприятия, его выкупа (если оно  приватизируется), условия реорганизации  и прекращения деятельности и  др.

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной  деятельности (многопрофильные), относятся  к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

  • переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
  • выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
  • создание новых малых предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как  практически все действующие  МП были созданы в рамках государственной  собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен  законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации  в различных сферах деятельности. Третий – сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.

Для того чтобы быть эффективным, особенно на МП, процесс стратегического  менеджмента не всегда должен придерживаться строго формального порядка. Как  показывают исследования, компании, которые  часто прибегают к стратегическому  менеджменту, как правило, действуют  более успешно, нежели те, кто им не пользуются. Стратегический менеджмент позволяет организации действовать  превентивно, предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как  поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации. Стратегический менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение  и придает смысл миссии компании. Наличие ясного видения создает  синергию и объединяет в один поток  всю энергию организации. Это  помогает эффективно доносить до всех работников планы организации, тем  самым, обеспечивая их готовность решать организационные задачи. Стратегический менеджмент позволяет оценить сильные  и слабые стороны организации  и сосредоточится на стратегически  важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды; это позволяет понять природу происходящих во внешней деловой среде изменений и привнести  в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.

Преимущества  стратегического менеджмента в  условиях МП:

  • Помогает специалистам по выработке стратегий лучше понять текущее положение компании;
  • Придает ясный смысл видению и миссии компании;
  • Позволяет оценить преимущества и недостатки компании и сосредоточится на том, что представляет для нее стратегический интерес;
  • Помогает специалистам по разработке стратегий правильно определить задачи и цели компании;
  • Подготавливает средства для решения задач и достижения целей организации;
  • Позволяет организации предпринимать более упреждающие и профилактические действия;
  • Повышает готовность организации противостоять как поддающимся контролю, так и неподконтрольным проблемам;
  • Создает в рамках организации коммуникационный процесс, обеспечивая тем самым готовность достигать поставленные цели;
  • Оценивает эффективность реализации стратегии компании, обеспечивая информацию по проблеме соответствия стратегии условиям внешней среды, и помогает понять природу изменения этих условий;
  • Позволяет привнести в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса