Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является раскрыть тему стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, выявить его характерные особенности, преимущества и ограничения, описать стадии разработки и принятия стратегий в организациях. Задачами этой работы являются обоснование важности стратегических решений в организациях на примере фирмы «ПензаИнвестТрейд» и выявление слабых и сильных сторон в деятельности организации с помощью SWOT-анализа. А так же разработать стратегию деятельности предприятия в будущем, дать рекомендации по улучшению работы фирмы. Объектом исследования данной работы является предприятие малого бизнеса, предметом исследования – реализация и разработка стратегии организации, изучение сильных и слабых сторон деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента………….6

1.Сущность и функции стратегического менеджмента…………..……6
2.Процесс выработки стратегии фирмы………………………………14
3.Механизм реализации стратегии развития фирмы…………………18
Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса………………………………………………………...…….24

2.1. Характеристика предприятий………………………………………...24

2.2. SWOT-анализ деятельности организации…………………………...26

Глава 3. Разработка и реализация стратегии предприятия………………28

3.1. Составляющие экономической стратегии предприятия малого бизнеса………………………………………………………………..………………28

3.2. Разработка стратегии предприятия…………………………………..30

Заключение………………………………………………………………….33

Список используемой литературы………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Важное  замечание, Карпеченков основал «ПензаИнвестТрейд» в 2006 году, имея только 30 тыс. руб. стартового капитала, начал он с продажи сухих смесей. Тогда бизнес строительных материалов ему представлялся просто: он арендует помещение под офис, находит партнеров, которые на условиях предоплаты заказывают товар, после чего закупает товар у местных производителей и продает его партнерам. Иного варианта, кроме продажи сухих смесей по предоплате, Карпеченков тогда даже не рассматривал: казалось, это была единственная стратегия, не требовавшая особых затрат и одновременно гарантировавшая компании определенный уровень продаж.

    Сухие смеси пользовались стабильным спросом  у покупателей, и нажив небольшой капитал директор «ПензаИнвестТрейда» Петр Карпеченков решил добавить в ассортимент сантехнику.

    Переломный  момент в работе «ПензаИнвестТрейда» наступил через год после открытия компании, когда партнер-компания «Магма» заказала большую партию сухих смесей. Тогда Карпеченков понял выгоду работы по оптовым поставкам. К тому времени был уже найден хорошим поставщик, который давал низкие дилерские цены. Заказ был выполнен, было решено пополнять ассортимент товара, который возможно было закупать у производителей по низким ценам. Дали объявление в специализированную газету и Интернет. 

    В результате в 2007 году ассортимент «ПензаИнвестТрейда» пополнился цементом, цементностружечными плитами, комплектующими для гипсокартона. 

    2.2. SWOT-анализ деятельности организации 

    Рассмотрим сильные и слабые стороны организации, а так же возможности и угрозы.

    Сильные стороны: проработав на рынке уже 2 года, предприятие накопило достаточные финансовые ресурсы, так же появилась кредитная линия в банке, что позволяет значительно расширить возможности предприятия по кредитованию своих клиентов. Плюсом является хорошая репутация у покупателей, и почти самая низкая цена в городе на определенные группы товаров. Происходит большая экономия на складских услугах за счет большого объема продаж сразу с завода производителя. Преимуществом среди конкурентов является то, что у предприятия подписаны договора с транспортными компаниями, которые находят машины на доставку и поставку товара в два раза дешевле, что сокращает расходы на транспорт и уменьшает себестоимость товара.

    Слабые  стороны: как уже отмечалось, несмотря на множество преимуществ использования в МП стратегического менеджмента, все еще остаются руководители, такие как этот директор, которые по тем или иным причинам избегают его применения. Эти причины заключаются в следующем: недопонимание всей важности стратегического менеджмента для своего бизнеса, отсутствие необходимые знания в этой области и информация о стратегическом процессе и его преимуществах для них и их компаний, не знание методик стратегического менеджмента. Наконец, недостаток управленческого таланта у руководителя, это связано с отсутствием специального образования, и с достаточным опытом работы в данной сфере. Отсутствие квалификации у менеджеров часто приводят к ошибкам в работе. Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии, цель у руководства получить прибыль, а от чего это не важно, важно чтобы работа не прекращалась. Так же минусами являются: ниже среднего маркетинговые способности и неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

    Возможности: выход на новые рынки, увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах – как правило, строители привыкли закупать все в одном месте, это позволяет увеличить разнообразие товаров, тем более, когда известны примерные соотношения, что ведет к экономии. Ускорение роста рынка строительных услуг ведет к ускорению рынка строительных материалов, это открывает большие возможности «ПензаИнвестТрейду», тем более предприятие уже зарекомендовало себя на рынке.

    Угрозы: появление новых конкурентов на рынке, у которых будут более большие возможности и связи, например, приход на рынок какой-нибудь московской компании. На сегодняшний день подобных конкурентов местным фирмам не так много, но они создают конкуренцию.

      В данном случае был выбран  самый простой способ провести  сканирование среды бизнеса – применить SWOT-анализ. Формирование стратегии представляет собой разработку долгосрочных планов для эффективного управления возможностями и угрозами внешней среды на основе корпоративных преимуществ и недостатков. Формирование стратегии включает определение корпоративной миссии, постановку достижимых целей, разработку стратегии, выработку руководящих принципов политики. Реализация стратегии представляет собой процесс, в ходе которого стратегии приводятся в действие путем разработки программ, подготовки бюджета и рабочих процедур. Процесс этот может включать изменения общей культуры, структуры и руководства организации. 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

3.1.  Составляющие экономической стратегии предприятия малого бизнеса 

    Модель  динамичного стратегического менеджмента для МП описывает процесс, посредством которого МП определяют свои намерения, цели и желательный уровень достижений; решают, какие действия  следует предпринять для своевременного достижения поставленных целей, часто – в условиях переменчивой внешней среды; предпринимают  эти действия и оценивают скорость продвижения вперед путем оценки результатов. Это создает основу для обучения на собственном опыте в интересах дальнейшего совершенствования.

      В соответствии с моделью составим динамичную последовательность развития стратегического менеджмента в ООО «ПензаИнвестТрейда»:

  • анализ текущего положения «ПензаИнвесттрейда» в контексте их товара, рынков, характерных конкурентных преимуществ, личных целей владельца-руководителя и, следовательно, определение миссии, целей и ценностей для удовлетворения потребителей. На сегодняшний день товаром на предприятии являются наиболее ходовые позиции среди отделочных материалов. Рынок уже освоен, т.е. за 2 года работы известно, что пользуется спросом и в какой пропорции, например, сколько нужно закупать сухих смесей и комплектующих, в каком количестве они закупаются. Известны наиболее опасные конкуренты и их ценовая политика, преимуществом на сегодняшний день является бесплатная доставка в черте города, что является немаловажным фактором для покупателей. Как известно работа организации строиться на потребностях людей, которые окружают ее. Так у руководителя есть потребности, которые он хочет удовлетворить средством работы организации, поэтому он ставит перед собой цели. Такой целью на сегодняшний момент является: добиться диллерства у производителей, снизить цены на товар, поднять объемы продаж, улучшить финансовое положение фирмы, развиваться в новых направлениях;
  • анализ внешней среды – оценка возможностей и угроз, которые представляют конкуренты, поставщики, социально-политическое влияние экономики, а также влияние технологии, что позволит повысить ценность товаров «ПензаИнвестТрейда» для потребителей. В данном случае имеется большая зависимость от поставщиков, так как покупатели ориентируются на конкретную позицию, за счет которой «ПензаИнвестТрейд» закрепился на данном рынке. Так как предприятия не является единственным торгующим данным товаром, оно должно ориентироваться на конкурентов;
  • анализ внутренней среды - оценка внутренних возможностей, преимуществ и слабых мест; определение ключевых факторов, способствующих повышению эффективности, и стратегических проблем компании, которые могут оказать влияние на направление ее будущего движения. Преимуществ в «ПензаИнвесттрейде», меньше чем слабых мест. Первым является: хорошие трудолюбивые работники, но минус, что нет хорошего руководителя, который мог бы направить работу в нужное русло. Дело в том, что все время руководителя отнимают рутинные дела, которыми должен заниматься помощник, который в свое время тоже занимается не своим делом. В общем, на лицо, отсутствие специалиста, да и собственно отсутствие корпоративной культуры, что думаю в скором времени, все таки дойдет до руководства, и будут приняты меры. Второе преимущество – географическое расположение. Склад находиться в удобном месте, куда возможен подъезд больших машин, находиться на въезде (выезде) в город, что позволяет приезжим из области быстро добраться, и уехать не постояв в пробках. Хорошо налажены связи с крупными поставщиками, у которых имеется большой дисконт, что позволяет сделать для более мелких компаний, цены меньше, чем у тех самых поставщиков;
  • определение стратегических альтернатив целей и главных стратегий. Главной стратегией как уже писалось выше, является: отбор наиболее продаваемого товара, добиться диллерства у поставщиков, оставить только крупных клиентов, чтобы не распылятся по мелочам, а продавать оптом;
  • осуществление изменений для улучшения процесса (продуктов  и услуг) увеличения человеческих возможностей. Для этого нужно проводить специальные тренинги, как для руководства, так  и для работников организации. За счет этого наладится работа внутри предприятия, что благоприятно отразиться на внешней работе;
  • анализ результатов примененных стратегий и извлечение уроков в целях совершенствования стратегического менеджмента (т.е. качества принятия решений) в будущем.  Такового еще не имеется, потому что цель еще не достигнута.

    Семь  основных шагов, которые мы только что  рассмотрели, действительно,  помогают правильно расставить приоритеты в действиях компании, желающей преуспеть за счет разработки и применения конкурентной стратегии, последовательно осуществляющей процессы формирования, реализации и оценки стратегии. Это не только обеспечит удовлетворение потребителей, но также позволит извлечь уроки из своих предшествующих действий, и создаст основу для последующего совершенствования  стратегических способностей компании. 

    3.2.  Разработка стратегии предприятия 

    Разработка  основной идеи бизнеса – во-первых, оставить основные группы товаров которые  пользуются спросом, и добиться у  производителей диллерства. К примеру, большим покупательским спросом пользуются сухие смеси (для внутренних и наружных работ), которые большими объемами поставляются как для строительных компаний, так и для покупателей в Саратовскую область. На данный момент «ПензаИнвестТрейд» закупает их у дилера завода производителя «Bergauf» - «Премьер ВТК», которые в свою очередь завышают цену для «ПензаИнвестТрейда», чтобы те не могли продавать сухие смеси по ценам ниже, чем у дилера. Что приводит  в свою очередь к понижению объема продаж. И так основная идея – добиться диллерства у производителя.

    При оценке внешней среды было выявлено, что спрос на выбранную позицию  существует всегда, не зависимо от времени  года, как на большинство строительных материалов. Например, на сухие строительные смеси достаточный спрос существует только в теплое время года, тогда как на такие строительные материалы как сухие смеси и комплектующие для них потребность есть всегда. И большим плюсом является то, что завод производитель находиться не далеко от Пензы, что сокращает и транспортные расходы.

    Миссия  компании «ПензаИнвестТрейд» состоит в бесперебойном обеспечении покупателей товаром, которым мы снабжаем их; устойчивая позиция на рынке строительных материалов, гарантированное качество товаров, всегда положительный имидж. Если покупателю не понравилось качество товара, мы поменяем его, если товар не доставлен в срок, возместим убытки. А чтобы этого не происходило, нужно хорошо контролировать поставки. Самой большой ценностью для фирмы являются ее кадры.

    На  втором этапе формирования стратегии определяют достижимые цели. В нашем примере цели «ПензаИнвестТрейда». Наша цель может выглядеть так: работники (кто?) получают положительный опыт в работе (что?) всякий раз (когда?), когда приходит и реализуется товар (как?).

    Итак, третий этап процесса формулирования стратегии – разработка самой стратегии. После того как руководитель компании «ПензаИнвестТрейд» разработал формулировку миссии и установил стратегические цели в свете проведенного анализа деловой окружающей среды, он может приступать непосредственно к разработке стратегий бизнеса. Стратегией фирмы «ПензаИнвестТрейд» на данный момент является увеличение объема и территорий реализации товара за счет получения дилерских прав у производителя, вследствие чего будет увеличение прибыли к концу 2009 года. К концу 2012 года открыть филиал в г. Саратове. А так же расширить ассортимент предоставляемой продукции за счет получения и достижения диллерства у других производителей. Построить больший по площади склад к концу 2010 года для возможности реализовывать больший объем продукции. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Управление - это организация, анализ, контроль. Управление - один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление — это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука. И именно поэтому в качественном управлении так нуждается малый бизнес.

    Малый бизнес находится в центре интересов  современного общества, затрагивает  жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать  без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

    Из 19 млн. предприятий США 99% можно отнести  к малым, т.е. на каждом из них работают менее 500 человек. Около 600 тыс. новых предприятий создаются ежегодно, но половина из них прекращает свою деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой «нормы смертности» является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело. Однако возможность стать удачливым предпринимателем вполне реальна. Шансы благоприятствуют тому, кто стремится к трудным целям. Такие люди также, скорее всего, отличаются новаторством, принимают на себя обоснованный риск, уверенны в себе, трудолюбивы, умеют ставить цели и ответственны.

    Вопреки общераспространенному мнению малый  бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

    Будущее малого бизнеса выглядит блестящим. Все больше мужчин и женщин станут участвовать в малом бизнесе. И они будут все более подготовленными к работе главным образом благодаря лучшему образованию и широкой поддержке со стороны общества

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2005, 384 с.
  2. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. – М, 2005, 368с.
  3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005, 298 с.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2004, 478 с.
  5. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб пособие. – Минск: Высшая школа, 2007, 264 с.
  6. Кэмпбел Стратегический менеджмент. – М., 2003, 548 с.
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоуи Ф. Основы  менеджмента: Учебник. – 3-е изд. - М.: Дело, 2006, 704 с.
  8. Мыльник В.В. Исследование систем управления. – М., 2004, 284 с.
  9. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела: Учеб. пособие. - М.: МГУ, 2004, 432с.
  10. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 418 с.
  11. Сорокина Л.А. Менеджмент в малом бизнесе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, 276 с.
  12. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005, 316 с.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса