Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:07, курсовая работа
Целью данной курсовой является раскрыть тему стратегического менеджмента в организациях малого бизнеса, выявить его характерные особенности, преимущества и ограничения, описать стадии разработки и принятия стратегий в организациях. Задачами этой работы являются обоснование важности стратегических решений в организациях на примере фирмы «ПензаИнвестТрейд» и выявление слабых и сильных сторон в деятельности организации с помощью SWOT-анализа. А так же разработать стратегию деятельности предприятия в будущем, дать рекомендации по улучшению работы фирмы. Объектом исследования данной работы является предприятие малого бизнеса, предметом исследования – реализация и разработка стратегии организации, изучение сильных и слабых сторон деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента………….6
1.Сущность и функции стратегического менеджмента…………..……6
2.Процесс выработки стратегии фирмы………………………………14
3.Механизм реализации стратегии развития фирмы…………………18
Глава 2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса………………………………………………………...…….24
2.1. Характеристика предприятий………………………………………...24
2.2. SWOT-анализ деятельности организации…………………………...26
Глава 3. Разработка и реализация стратегии предприятия………………28
3.1. Составляющие экономической стратегии предприятия малого бизнеса………………………………………………………………..………………28
3.2. Разработка стратегии предприятия…………………………………..30
Заключение………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………...34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
кафедра
менеджмента.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ на тему:
Стратегический менеджмент
в организациях малого бизнеса
Тема 4
Преподаватель Дресвянников В.А.;
Работа выполнена Коверкиной О.В.;
факультет Менеджмента и Маркетинга,
специальность Менеджмент организации,
номер личного дела 05ММб03894,
группа
дневная, 4 курс, III группа.
Пенза –
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента………….6
Глава
2. Аналитические основы стратегического
менеджмента организаций малого бизнеса………………………………………………………..
2.1.
Характеристика предприятий………………………………………...
2.2. SWOT-анализ деятельности организации…………………………...26
Глава 3. Разработка и реализация стратегии предприятия………………28
3.1.
Составляющие экономической стратегии
предприятия малого бизнеса……………………………………………………………
3.2. Разработка стратегии предприятия…………………………………..30
Заключение…………………………………………
Список используемой литературы………………………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.
Сейчас многие специалисты посвящают свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала малых предприятий, - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей малых предприятий (МП). Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом.
В целом суть стратегического менеджмента состоит в том, как разрабатываются и реализуются стратегии. С другой стороны, формирование стратегий определяется тем, каким образом компания предпочитает определять свою стратегию и как она ее реализует посредством стратегического менеджмента. В конечном счете, именно подход к формированию стратегии определяет возможный стиль менеджмента. С другой стороны, управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут в свою очередь оказать влияние на процесс формирования стратегий в организациях. В результате на вооружение принимается конкретный подход к стратегическому менеджменту. Только после того как компания определит, каким образом она намерена формировать стратегию, можно с эффективностью следовать путем стратегического менеджмента. Разработка стратегии может быть либо формальной, либо рациональной, появляющейся или последовательно развивающейся по логически обоснованной траектории. Стратегический менеджмент призван управлять процессом разработки стратегии и тем, как и где анализируются внешняя среда деятельности организации – это предшествует выбору и реализации стратегии.
Управление стратегией – не единичное событие, а процесс, и для успешного выполнения этой задачи требуются действия с дополнительными сопровождающими мероприятиями и последующей доводкой. Следовательно, стратегический менеджмент касается тех решений, которые связаны с выбором подходящего рынка или продукта. Он помогает стратегам компании лучше понять текущую ситуацию и выработать цели и задачи компании. Сначала становится вопрос, каково положение компании в настоящий момент. Второй вопрос – каково ее желательное положение. Например, на каком рынке и в рамках, каких характеристик внешней среды действует компания? Затем следует определить, каково будет ее положение через определенный период времени, например, через год, три года или через пять лет. Наконец, следует подготовить набор средств для выполнения намеченных задач и достижения целей организации.
Для того чтобы быть эффективным, особенно на МП, процесс стратегического менеджмента не всегда должен придерживаться строго формального порядка. Как показывают исследования, компании, которые часто прибегают к стратегическому менеджменту, как правило, действуют более успешно, нежели те, кто им не пользуются. Стратегический менеджмент позволяет организации действовать превентивно, предпринимать профилактические действия, не ограничиваясь только ответными шагами, повышает ее готовность с уверенностью встретить как поддающиеся контролю, так и неконтролируемые ситуации. Стратегический менеджмент обеспечивает четкое стратегическое видение и придает смысл миссии компании. Наличие ясного видения создает синергию и объединяет в один поток всю энергию организации. Это помогает эффективно доносить до всех работников планы организации, тем самым, обеспечивая их готовность решать организационные задачи. Стратегический менеджмент позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и сосредоточится на стратегически важных направлениях. Оценивая эффективность реализации стратегии, организация получает необходимую информацию о том, насколько стратегия соответствует внешним условиям среды; это позволяет понять природу происходящих во внешней деловой среде изменений и привнести в стратегический процесс этические аспекты и корпоративную социальную ответственность.
Целью
данной курсовой является раскрыть тему
стратегического менеджмента в организациях
малого бизнеса, выявить его характерные
особенности, преимущества и ограничения,
описать стадии разработки и принятия
стратегий в организациях. Задачами этой
работы являются обоснование важности
стратегических решений в организациях
на примере фирмы «ПензаИнвестТрейд»
и выявление слабых и сильных сторон в
деятельности организации с помощью SWOT-анализа.
А так же разработать стратегию деятельности
предприятия в будущем, дать рекомендации
по улучшению работы фирмы. Объектом исследования
данной работы является предприятие малого
бизнеса, предметом исследования – реализация
и разработка стратегии организации, изучение
сильных и слабых сторон деятельности
предприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.
Сущность и функции стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент – управление организацией в долгосрочной перспективе, направленное на обеспечение её конкурентных преимуществ с учетом условий организационной среды.
Стратегия – генеральный курс (направление действия, движения) организации по достижению поставленных целей; конкретная программа действий.
Система стратегий включает в себя следующие виды:
1) корпоративная стратегия:
а) портфельная (два вида: узкопрофильная (недиверсифицированная) и многопрофильная (диверсифицированная));
б) стратегия развития (три вида: стратегия роста, стратегия сокращения и стратегия развития);
2) деловые стратегии:
а) конкурентная стратегия (повышение конкурентоспособности);
б)
стратегия конкурентного
3) функциональная:
а)
повышение эффективности
б)
оптимизация использования
4) операционная стратегия.
Как утверждают специалисты, доктрина стратегического менеджмента содержит следующие основные элементы.
Может показаться, что эти основные положения на уровне здравого смысла, но это не означает, что их легко придерживаться. Управление стратегией – не единичное событие, а процесс, и для успешного выполнения этой задачи требуются действия с дополнительными сопровождающими мероприятиями и последующей доводкой. Следовательно, стратегический менеджмент касается тех решений, которые связаны с выбором подходящего рынка или продукта. Он помогает стратегам компании лучше понять текущую ситуацию и выработать цели и задачи компании. Сначала становится вопрос, каково положение компании в настоящий момент. Второй вопрос – каково ее желательное положение. Например, на каком рынке и в рамках, каких характеристик внешней среды действует компания? Затем следует определить, каково будет ее положение через определенный период времени, например, через год, три года или через пять лет. Наконец, следует подготовить набор средств для выполнения намеченных задач и достижения целей организации.
Малое предприятие — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.
Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.
МП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых предприятий:
В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.
Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса