Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа
Целью работы является разработка теоретических, методических и организационных положений стратегического контроллинга и формирование на этой основе предпосылок для его комплексного внедрения на предприятиях.
Курсовая работа предусматривает решение следующих задач: изучение особенностей стратегического контроллинга в организации как одной из подсистемы общей системы контроллинга; исследование порядка внедрения стратегического контроллинга в организации; анализ реализации стратегического контроллинга в ОАО «АВТОВАЗ».
На предпроектном этапе проводится анализ работы системы оперативного контроллинга (анализ системы бюджетирования на предприятии, анализ системы управленческого учета и отчетности, анализ системы контроля затрат и результатов, анализ отклонений, анализ бизнес процессов предприятия, анализ потенциальных возможностей выбранной ЕИС). [4,с.102]
Стратегический анализ –
одна из важнейших функций
Результатом прогнозирования является множество предположений о тенденциях изменений, формализованных в виде моделей развития, имеющих различные временные горизонты.
Этап анализа существующей стратегии развития предприятия включает:
формулирование (корректировка) миссии предприятия;
формулирование (корректировка) стратегических целей развития предприятия;
формирование критериев достижения скорректированных целей (выделение имеющихся ресурсов на цели развития, анализ путей и определение альтернативных способов достижения конкретных стратегических целей, выявление факторов риска, принятие мер по их нейтрализации, выбор оптимального способа достижения стратегических целей).[4, с.103]
Следующий этап – создание
системы взаимосвязанных
Структурированная система целей и показателей в целом по предприятию является начальным этапом формирования его стратегии, а также важнейшим результатом стратегического выбора.
Разработка (корректировка)
модели «Дерева целей» предприятия.
Данная функция реализуется с
помощью такого инструмента контроллинга,
как моделирование. Модель «Дерева
целей» рассматривается как
Формирование стратегических карт топ-менеджеров. На основании разработанной диаграммы целей необходимо сформировать стратегические карты топ-менеджеров предприятия. На эти карты вынесены цели, за достижение которых они несут ответственность. Для каждой цели на стратегической карте должны быть определены основные показатели результативности.[4, с.105]
Формирование (корректировка)
системы бизнес-планирования и бюджетирования.
Предприятие, ориентированное на стратегию,
должно иметь механизм ее адаптации
по мере изменения условий и механизм,
связывающий стратегию с
Связь показателей стратегического планирования с бюджетными показателями. Процесс формирования бюджета должен содержать процедуру перехода от стратегии высшего уровня к бюджету локальных операций: перевод стратегии в ССП; постановка сложных долгосрочных задач по каждому показателю, а также краткосрочных задач для реализации оперативного управления; формулирование стратегических мероприятий и потребностей в ресурсах для ликвидации разрывов между планированием и решением поставленных задач; распределение ресурсов для стратегических мероприятий и отражение тих потребностей в годовом бюджете.[4, с.105]
На данном этапе используется весь спектр инструментов контроллинга.
Адаптация работы системы контроллинга в связи с корректированными целями предприятия. Рассогласование между фактическими и скорректированными целевыми показателями может привести к невыполнению
установленных планов
по изготовлению продукции в
нужном количестве и в
Важным аспектом работы системы контроллинга является сравнение фактических данных и целевых показателей, а также данных по предшествующим периодам. Особый интерес представляет факторный анализ отклонений и экстраполяция предшествующих трендов.
Следующий этап - оптимизация бизнес-процессов предприятия:
анализ существующей схемы бизнес-процессов в соответствии со скорректированными целями предприятия; оценка оптимальности существующих бизнес-процессов с учетом целевых показателей; корректирующие процедуры в отношении целей и бизнес-процессов; построение процессно-ориентированной модели управления; оценка оптимальности процессно-ориентированной модели с учетом целевых показателей; анализ скорректированных ранее целей с учетом внедрения новых процессов; мониторинг ключевых бизнес-процессов функциональной и процессной моделей.[4, с.106]
Изменение в стандартизации
и документообороте (в рамках единой
информационной системы). Известно, что
внедрение стратегического
Дальнейшее совершенствование
и разработка форм документов осуществляются
после прохождения
Результатом оптимизации
схемы бизнес-процесса является
ее законченный вид, отражающий его
наилучшее протекание в данных условиях.
Для непосредственного
При построение комплексной системы контроллинга формируется методическая, организационная и информационная составляющие системы оперативного контроллинга и системы стратегического контроллинга.
Реализация комплексной системы контроллинга на предприятии происходит на предприятии в результате выполнения его стратегии. На данном этапе применяются инструменты контроллинга как стратегические, так и оперативные.[4, с.108]
Таким образом, алгоритм
построения комплексной модели контроллинга
на предприятии включает два основных
этапа: внедрение оперативного контроллинга
и внедрение стратегического
контроллинга. На каждом этапе внедрения
применяются различные
Глава 2 Анализ реализации стратегического контроллинга в ОАО «АВТОВАЗ»
§2.1 Характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
Юридическое наименование: Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ».
Почтовый адрес: 445633, Самарская область, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 36.
Телефоны: (8482) 73-92-95, 73-71-25.
Факс: (8482) 73-82-21.
E-mail: epm@volga.ru.
Web: www.lada-auto.ru.
АВТОВАЗ сегодня – это одно из крупнейших предприятий автомобильной отрасли Восточной Европы и лидер автомобилестроения России с годовым объемом выпуска более 900 тысяч автомобилей и автокомплектов. На главных конвейерах предприятия выпускаются пятнадцать моделей и более сотни модификаций шести основных семейств автомобилей LADA.[14]
Миссия компании: Мы создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества.
Ценности компании: персонал компании, лояльность потребителей, сильная торговая марка, высокий научно-технический потенциал, прочная деловая репутация, социальная ответственность
Стратегические цели компании:
Лидерство: сохранение лидерства на российском автомобильном рынке, активная интеграция в мировое автомобилестроение, достижение передового уровня квалификации персонала.
Эффективность: эффективное управление ресурсами и затратами, постоянное улучшение качества, развитие корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата.
Гибкость: внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей, оперативное реагирование компании на требования рынка, обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии.[19]
ОАО «АВТОВАЗ» производит легковые автомобили В, С классов («Калина», семейство «2110», семейство «Самара-2» и др.) и полноприводные легковые автомобили «Нива».[19]
В скором времени ассортимент компании АВТОВАЗ пополнится 7 новыми моделями в основном с латинскими корнями: Slavia («репутация»), Ladoga, Quanta («быстрая»), Adera («возлюбленная»), Alegra («веселая»), Terra («земля») и Fortuna («судьба»). По мнению руководства АвтоВАЗа, данные названия этих моделей, будут ассоциироваться с особенностями каждого из этих автомобилей.[18]
На 2010 год ОАО «АВТОВАЗ» производило 70% российских легковых автомобилей и контролирует 42% рынка легковых автомобилей РФ. В 2008 году завод произвел 717 981 тыс. автомобилей, в первом полугодии 2009 года – 335 тыс. автомобилей. Выручка компании в 2008 г. по МСФО (Международная система финансовой отчетности) составила 160,54 млрд руб., чистая прибыль – 4,5 млрд руб.
Все производственные мощности сосредоточены на одном заводе в городе Тольятти Самарской области. На этом заводе выполняются все этапы изготовления автомобиля – начиная с получения заготовок (металлургическое производство) и заканчивая сборкой.[19]
Также в состав ОАО «АВТОВАЗ» входят подразделения, обеспечивающие разработку новых моделей автомобилей (департамент технического развития) и подразделения, которые занимаются сбытом и техническим обслуживанием автомобилей.
АВТОВАЗ – это градообразующее предприятие, на котором трудится около 73 тысяч человек. Высокопрофессиональный коллектив компании аккумулирует опыт лучших российских и зарубежных предприятий, что позволяет успешно решать крупномасштабные задачи разработки и постановки на производство новой техники. От стабильной работы предприятия зависит благополучие более 2 миллионов россиян, которые заняты в сфере техобслуживания и производства автокомпонентов.
Налоговые отчисления АВТОВАЗа и его работников формируют более 40% бюджета Тольятти, 20% – Самарской области и около 1% Федерального бюджета.[14]
Это только краткие цифры, показывающие масштаб предприятия. Однако роль АВТОВАЗа в региональной и национальной экономике просто неоценима. Автомобильные кластеры, которые формируются вокруг лидеров отрасли, являются важнейшим структурным звеном, опорой национальной экономики.
Руководство ОАО "АВТОВАЗ" официально провозглашает долговременную политику в области качества для демонстрации своей приверженности принципам всеобщего менеджмента качества в деятельности по производству автомобилей.
Производство автомобилей на высоком
организационном и техническом
уровне, обеспечивающем удовлетворение
запросов потребителей, является главной
целью ОАО "АВТОВАЗ", средством
привлечения покупателей и
Качество выпускаемых автомобилей обеспечивается
современными методами разработки продукции
и технологии, интеграцией в мировое автомобилестроение,
стабильностью процессов производства
и полным выполнением требований документации
всеми сотрудниками.
Одним из важных инструментов, обеспечивающих
удовлетворение требований потребителей,
является сервисно-сбытовая сеть ОАО "АВТОВАЗ".
Развитие сервисно-сбытовой сети - одна
из приоритетных задач компании.
Работники компании - главная ценность.
Вовлечение их в работу по улучшению качества,
непрерывное обучение, постоянное внимание
к условиям труда, признание и стимулирование
достижений, творческой активности каждого
работника - факторы, позволяющие наиболее
полно использовать потенциал сотрудников.[16]
АВТОВАЗ реализует совместную с Альянсом Renault-Nissan «Программу обучения 1000 работников», цель которой — развитие персонала АВТОВАЗа, изучение опыта и методик Альянса для реализации стратегических задач компании. Сотрудники проходят обучение и стажировки на базе корпоративного университета ОАО «АВТОВАЗ» и на предприятиях Альянса. Программа финансируется за счет АВТОВАЗа и федеральных средств, которые выделяет служба занятости населения.[17]