Страновый анализ и менеджмент. Обзор стран Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Во втором случае дается более узкое и конкретное определение: культура — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры. Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим и используется большинством исследователей. Культура характеризуется в этом случае как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей.
Важность культуры определяется выполняемыми ею в обществе функциями:
1. адаптивная (адаптация к окружающей среде);
2.коммуникативная (создание условий и средств общения);
3.интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу);

Содержание

1.Основные теории культур в сравнительном менеджменте_______________2
1.1. Понятие культуры____________________________________________2
1.2. Функции, характерные черты культуры__________________________3
1.3. Системный подход П.Р. Харриса и Р.Т. Моргана____________________3
1.4. Модель Т.Н. Глэдвина и В. Терпстра______________________________6
1.5.Ценностный подход Дж.Рокича_________________________________7
1.6.Универсальная теория_________________________________________8
1.7.Теория внутреннего содержания личности Г.В. Оллпорта,
П.Е.Вернона, К.Линдзи___________________________________________8
1.8.Экономико-кластерный подход__________________________________9
1.9.Культурно-кластерный подход_________________________________9
2.Влияние религии на формирование национально-деловых культур______11
2.1 Протестантское вероисповедание_______________________________12
2.2.Католицизм_________________________________________________13
2.3. Православие________________________________________________14
2.4.Мусульманская вера_________________________________________14
3. Страновый анализ и менеджмент. Обзор стран Латинской Америки_____16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 48.57 Кб (Скачать)

6.религиозный человек, для которого основные ценности определяются религией.

  Оценивая этот подход, можно сказать, что он показывает одну из сторон индивидуального поведения людей различных наций. К тому же есть точка зрения, что численность людей каждого из этих шести типов существенно колеблется от культуры к культуре.

          С. Робинсон выделяет три основных подхода к сравнительному менеджменту:

1. ”Универсальная” теория: ее сторонники  убеждены, что значение национально-культурных  особенностей в управлении бизнесом, а более обще - в ведении дел вообще крайне преувеличенно, и люди, вне зависимости от национальной и страновой принадлежности, в общем достаточно одинаковы и соответственно к ним могут быть применены достаточно одинаковые инструменты управления. Яркий пример универсализма в новейшей российской истории - позиция Е. Гайдара и его сторонников, согласно которой к России вполне применимы универсальные рецепты для всех развивающихся стран.

2. ”Экономико-кластерная” теория, которая исходит из признания  существенных различий в поведении  отдельных людей и коллективов,  принадлежащих к разным этническим  общностям, однако, утверждает, что  эти различия определяются в  основном  именно различиями в  экономике  и уровнях благосостояния  разных народов и стран. Действительно,  страны географически близкие,  со схожим историческим развитием,  зачастую демонстрируют весьма  схожие элементы экономического  развития, но в то же время,  сопоставление, например, Японии  и некоторых ее азиатских соседей  серьезно ставит под вопрос  объективность экономико-кластерного  подхода.

3. ”Культурно-кластерная” теория, на позициях которой, собственно, и стоит сравнительный менеджмент, и которая по существу признает первичную роль национально-культурных особенностей в понимании поведения личности и коллектива.

      Оценивая все подходы к изучению культуры следует признать, что в известном смысле каждый из них имеет право на существование: «культурно-кластерная» теория как бы создает разумную основу рассмотрения центральной проблемы сравнительного менеджмента, но в то же время «экономико-кластерный» подход вносит в это рассмотрение совершенно необходимый момент учета влияния экономики на культурную динамику национальных общностей, без учета которого могут быть допущены  грубые ошибки  в оценке значимости только национально-культурного фактора. И даже “универсальный” подход нельзя недооценивать, так как в развитии разных культур достаточно много схожих моделей поведения, ценностей и стереотипов жизни.   Такого рода «симбиоз» теоретических подходов  типичен почти для любой современной науки. Таким образом, анализ и оценка приведенных выше теорий культуры приводит к трем главным выводам: 
     а) поскольку не существует единой и целостной теории культуры, международный менеджер должен в разумной мере быть знакомым с каждой из  основных теорий;    

б) все теории культур имеют право на существование и являются взаимодополняющими, а, рекомендации, даваемые ими как раз и должны предоставлять менеджеру возможность складывать мозаику культурной картины, которую он хочет изучить;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2.Влияние религий на формирование национально-деловых культур.

       Известно, что религия является одним из главных факторов, формирующих национальную культуру, в основе которой лежат моральные принципы, определяющие границы нашего поведения. Эти границы в каждом обществе различны, и их нужно учитывать в международном общении.

       В  своей профессиональной деятельности человек постоянно задумывается над следующими вопросами: правильно ли я поступаю? может ли сомнительное средство оправдать достижение хорошей цели? следует ли помогать бедным? нужно ли учитывать интересы партнера при заключении сделки? Для того, чтобы проследить взаимосвязь трех аспектов: деловая культура – ценности народа – религия, можно использовать классификацию Р. Льюиса, который выделяет три типа культур: моноактивные, полиактивные и реактивные.

          В деловом общении моноактивных культур эмоции не проявляются, мимика и жесты сдержанны, разговоры прерываются редко и в основном служат средством обмена информацией, правда одерживает верх над дипломатией. Основными ценностями для народов, населяющих страны с моноактивными культурами, являются: бережное отношение ко времени, проявляющееся в пунктуальности и быстром решении вопросов, строгое следование намеченному плану, ориентация на выполнение задачи, уважительное отношение к власти, индивидуализм. К этому типу культур принадлежат страны Центральной, Северной и Восточной Европы, Северной Азии, а также США. Население данных стран составляет 600 млн. человек, и во всех этих государствах главной религией являются разные ветви христианства, прежде всего протестантизм и православие.

             Полиактивные культуры составляют самую многочисленную группу, насчитывающую около 3.5 млрд. человек. Это прежде всего Латинская Америка, Южная Европа, арабские страны и Средняя Азия. Их деловая культура характеризуется эмоциональностью, разговорчивостью и тесной связью религии и бизнеса (особенно в арабских странах). Ценности полиактивных народов включают в себя: ориентацию на людей при выполнении задачи, свободное отношение ко времени и закону, выполнение нескольких дел одновременно. Основными религиями этих государств являются христианство (католицизм) и ислам.

          Третью группу Р. Льюис называет реактивными культурами. В этих странах деловой стиль общения отличается дипломатичностью, осторожностью и сдержанностью. Их ценности: гармония в отношениях, бережное отношение к своей репутации и репутации других, почтительность, терпеливость. Подавляющее большинство представителей реактивных культур проживают в странах Юго-Восточной Азии, а основной религией этих государств, как известно, является буддизм и его многочисленные разновидности.

          Таким образом, можно говорить о существовании определенной связи между типом деловой культуры и вероисповеданием. Такой связи не может не быть, так как религия является неотъемлемой частью культуры народа, в том числе и деловой. Связь религии и делового поведения выражается не только в наличии общего в деловых культурах разных народов, но и в их различиях. Даже внутри христианства деловые культуры протестантов, католиков и православных существенно отличаются друг от друга.

          Рассмотрим различные ветви христианства: протестантскую, католическую и православную веры. В то время как европейцы признают влияние ислама и буддизма на общественную и деловую сферы восточных стран, они часто недооценивают тесную связь христианского учения с обществом и бизнесом. Причем эта связь имеет свои особенности в зависимости от типа религий.

Протестанты не такие любители посещения  церквей и соблюдения религиозных  обрядов, как католики, но они строго следуют основным законам, предписанным их религией: 
– играть определенную роль в обществе, т.е. быть социально активным; 
– относиться к соседям с уважением; 
– почитать власть и соблюдать законы; 
– регулярно платить налоги; 
– быть искренним и честным.

    Эти законы приводят к тому, что страны с протестантской религией, воспитывают граждан, для которых общественные отношения характеризуются следующими принципами: 
1. честность и прозрачность; 
2. справедливость, дисциплинированность и уважительное отношение к законам; 
3. свобода слова и вероисповедания; 
4. равенство для женщин; 
5. наличие демократических институтов; 
6. высокие налоги для сохранения социального благосостояния; 
7. рабочая этика (работа=успех=богатство); 
8. эгалитаризм; 
9. пунктуальность и аккуратность.

        У протестантов в чести  умеренность в личном употреблении вплоть до аскетизма. Идеальному типу  протестанского капиталистического предпринимателя чужда показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе.

     Законы католической религии сформировали несколько иные  общественные принципы. Католики признают: 
1. наличие только одной правильной религии; 
2. обязательность соблюдения церковных ритуалов и обрядов; 
3. иерархию в общественных отношениях; 
4.сильных лидеров и большую дистанцию власти; 
5. семейственность в бизнесе; 
6. решение деловых вопросов в обход официальных каналов.

   Такое различие во взглядах на организацию общества, естественно, не может не сказаться на деловой культуре католиков и протестантов. Если протестанты стараются внимательно слушать делового партнера, не перебивая и не прерывая его, и обращают внимание на факты, то полиактивные католики не стесняются прерывать собеседника, бурно выражают свои чувства и обращают внимание не только на то, что им говорят, но и на то, как говорят.

       Православие, в том числе старообрядчество, из которого вышло большинство российских купцов, в прошлом веке претерпело гонение со стороны коммунистов, поэтому влияние религии на деловые отношения можно лучше проследить на примере дореволюционной России, тем более что трудовую этику российских предпринимателей замечательно описал автор книги «Москва купеческая» П.А. Бурышкин. У русских купцов наблюдались схожие с протестантами этические принципы, они «на свою деятельность смотрели не только и не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою». У русских купцов отношение к богатству было не совсем таким, каким его изображали в произведениях социалистического реализма, ведь именно в купеческой среде была развита благотворительность.

           В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравственных ценностей перед материальными, экономическими благами. Коран для мусульман является также источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую.В арабском языке понятие этики выражено как «ахлак»

( «мотивация, поведение»). Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. «Изначально все богатства мира принадлежат Аллаху, который предал их во временное эффективное пользование человеку». Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений. Пример положительного влияния религии на экономику связан с исламской банковской системой. Коран запрещает ростовщичество (ссуживание денег под процент). Чтобы заниматься кредитованием, мусульманские банки, по факту, превращаются в подобие венчурных фондов, разделяя с бизнесом риски получения прибыли. Исламская экономика не разрешает инвестировать средства в такие безнравственные отрасли как порнография, проституция, наркоторговля, табачная промышленность или казино.

     Итак, естественный процесс развития международных отношений, в том числе и деловых,  остановить никто не в силах, но «очеловечить» его, уменьшить возможные негативные последствия можно. Для этого нужно бережно и уважительно относиться к культурному наследию народов, в котором большую роль играет религия.

        В тех странах, где религия, светская жизнь и бизнес не связаны тесными отношениями, некоторые  бизнесмены могут считать религию препятствием на пути к международному взаимопониманию, которое нужно устранить. Но там, где экономика и политика замешаны на религиозных аспектах, религию считают неотъемлемой частью глобализации. Если же отношение к религиозным традициям и законам будет строиться на учете национальных особенностей, то это препятствие легко можно сделать своим помощником.

 

 

 

         3. Страновой анализ и менеджмент. Обзор Латинской Америки.

         Латиноамериканские страны имеют высокий индекс избегания неопределенности по шкале Г.Хофштеде.  Это означает, что в обществе принято множество правил и норм для снижения уровня беспокойства, связанного с рискованными или незнакомыми ситуациями. Тем не менее, в общении латиноамериканцы довольно раскованы и не придерживаются строгих правил поведения в сетевом бизнесе. Они экстраверты и предпочитают теплые личные отношения с коллегами в противовес прямому и официальному деловому общению. Для снижения опасности латиноамериканцы предпочитают как можно лучше познакомиться, прежде чем начинать какие-то деловые операции. Для снижения неопределенности необходимо завоевать доверие латиноамериканцев, прежде чем ждать от них принятия решений. Без доверия нет уверенности, поэтому никакие сделки невозможны. Дружба является основой завоевания доверия, критически важным элементом лояльности.

   Латинская Америка также относится к культурам коллективизма , а это означает, что общественные цели и достижения ценятся выше личных. Люди работают как части единого целого, а не как отдельные личности. Для этого региона характерны тесные круги друзей и коллег. Семья является важнейшей ячейкой общества и, как правило, имеет более высокий приоритет, чем все остальные отношения и привязанности. Это четко проявляется на рабочем месте. Латиноамериканцы работают, чтобы жить, и не забывают о своей личной жизни на работе. Чтобы установить надежные отношения с принимающей стороной в Латинской Америке, следует признавать эту особенность и проявлять к ней уважение. Латиноамериканцы очень дружелюбны и не страдают от недостатка личного пространства и обилия физических контактов. Объятия, поцелуи в щеки, прикосновения к рукам и похлопывания по спине очень распространены.

Информация о работе Страновый анализ и менеджмент. Обзор стран Латинской Америки