Страновый анализ и менеджмент. Обзор стран Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Во втором случае дается более узкое и конкретное определение: культура — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры. Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим и используется большинством исследователей. Культура характеризуется в этом случае как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей.
Важность культуры определяется выполняемыми ею в обществе функциями:
1. адаптивная (адаптация к окружающей среде);
2.коммуникативная (создание условий и средств общения);
3.интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу);

Содержание

1.Основные теории культур в сравнительном менеджменте_______________2
1.1. Понятие культуры____________________________________________2
1.2. Функции, характерные черты культуры__________________________3
1.3. Системный подход П.Р. Харриса и Р.Т. Моргана____________________3
1.4. Модель Т.Н. Глэдвина и В. Терпстра______________________________6
1.5.Ценностный подход Дж.Рокича_________________________________7
1.6.Универсальная теория_________________________________________8
1.7.Теория внутреннего содержания личности Г.В. Оллпорта,
П.Е.Вернона, К.Линдзи___________________________________________8
1.8.Экономико-кластерный подход__________________________________9
1.9.Культурно-кластерный подход_________________________________9
2.Влияние религии на формирование национально-деловых культур______11
2.1 Протестантское вероисповедание_______________________________12
2.2.Католицизм_________________________________________________13
2.3. Православие________________________________________________14
2.4.Мусульманская вера_________________________________________14
3. Страновый анализ и менеджмент. Обзор стран Латинской Америки_____16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 48.57 Кб (Скачать)

 

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.Основные теории культур в  сравнительном менеджменте_______________2

1.1. Понятие культуры____________________________________________2

1.2. Функции, характерные черты  культуры__________________________3

1.3. Системный подход П.Р. Харриса  и Р.Т. Моргана____________________3

1.4. Модель Т.Н. Глэдвина и В. Терпстра______________________________6

1.5.Ценностный подход Дж.Рокича_________________________________7

1.6.Универсальная теория_________________________________________8

1.7.Теория внутреннего содержания  личности  Г.В. Оллпорта,

П.Е.Вернона, К.Линдзи___________________________________________8

1.8.Экономико-кластерный подход__________________________________9

1.9.Культурно-кластерный  подход_________________________________9

2.Влияние религии на формирование  национально-деловых культур______11

2.1 Протестантское  вероисповедание_______________________________12

2.2.Католицизм_________________________________________________13

2.3. Православие________________________________________________14

2.4.Мусульманская вера_________________________________________14

3. Страновый анализ и менеджмент. Обзор стран Латинской Америки_____16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.Основные теории культур в сравнительном менеджменте.

    Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, приобретает все больший вес и влияние.

   Процесс глобализации является объективной закономерностью, не зависящей от воли и действий отдельных людей, правительств и государств. В основе глобализации лежит интернационализация воспроизводственного процесса в масштабе мировой экономики, который с целью оптимизации затрат и получения максимальной прибыли ломает национальные барьеры и становится интернациональным.

        Открытие предприятий за рубежом поставило перед профессиональными менеджерами проблему управления местными работниками. Накопленный в международном бизнесе опыт и исследования показали важность учета культурного аспекта. В этой связи возникает необходимость рассмотреть наиболее существенные подходы к исследованию культуры, оказывающие влияние на разработки в этой области.

    Существует довольно много определений понятия «культура». Согласно первому из них, под культурой (в широком смысле) следует понимать образ жизни и систему мировосприятия, присущие тому или иному народу (группе людей). Это определение охватывает все стороны жизни людей, по существу происходит отождествление конкретной культуры с данной страной.

 Во втором случае дается более узкое и конкретное определение: культура — это совокупность ценностей и норм данного общества. В этом случае материальные объекты интересны уже только как знаки или как окружение той или иной культуры. Такое понимание культуры является в настоящий момент господствующим и используется большинством исследователей. Культура характеризуется в этом случае как нечто невидимое и неосязаемое, но формирующее поведение людей.

   Важность культуры определяется выполняемыми ею в обществе функциями:

1. адаптивная (адаптация к окружающей среде);

2.коммуникативная (создание условий и средств общения);

3.интегративная (люди одной культуры составляют одну социальную группу);

4. социализация (процесс включения человека в определенную социальную группу).

Культура обладает следующими характерными чертами:

1. передается из поколения в поколение;

2. постоянно развивается;

3. формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, которые характеризуются определенными культурными особенностями, присущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры;

4. несмотря на принадлежность к одной и той же культуре, люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом.

 В самом общем смысле следует признать, что, с одной стороны, жизнь народа в значительной мере определяется его культурой, а с другой — культура в известной мере управляется развивающейся и обновляющейся жизнью самого народа.

   До настоящего времени не существует единой теории культуры, которая вобрала бы в себя основные частные теории. Соответственно пока невозможно представить в виде цельной картины и результаты исследования влияния культуры на управление, полученные в рамках сравнительного менеджмента.

           В 60-70 гг. XX в. развивается так называемый системный подход к культуре. В этой теории предполагается, что культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, ее составляющих. П. Р. Харрис и Р. Т. Морган выделяют 8 основных подсистем:

1.системы родства;

2. образование;

3. экономика;

4. политика;

5. религия;

6. принятые формы и характер общественных союзов;

7. состояние здоровья нации;

8. формы и традиции отдыха.

       И хотя такое разбиение условно, однако оно дает достаточно возможностей для построения профилей национальных культур с учетом их влияния на организационное поведение.

  1.Система родства - от простой семьи, характерной, например, для США, до сложной семьи, включающей в себя несколько поколений родственников, типичной для многих восточных обществ. Бизнес во многих странах подчиняется интересам семьи, является семейным делом. Деловые связи тесно переплетаются с семейными, бизнес ведется на неформальной основе, культивируются личные отношения. Карьера управленца не в последнюю очередь зависит от положения человека в социальной сети.

  2.Образование - культуры отличаются друг от друга также организацией системы приобретения знаний и умений. Система образования может содержать различное число уровней, предоставлять альтернативные возможности или жестко определять траекторию профессионального развития человека, обучение может проводиться в сети признанных государством образовательных учреждений или быть неформальным, осуществляться в рабочее время и на отдыхе, в специально оборудованных помещениях и дома и т. п.  Системы образования оказывают влияние на организационное поведение через уровень грамотности населения, господствующую в обществе картину мира, коммуникативные навыки людей, наличие соответствующих потребностям производства технических, естественно - научных и социальных знаний. К уровню образования чувствительны такие аспекты управления, как стили руководства, объем полномочий менеджера, коммуникации с партнерами по бизнесу, система вознаграждения, выбор корпоративных обучающих программ.

  3.Экономика-эта подсистема описывает способы производства, распределения и обмена товаров и услуг. Особенности отношений к собственности в той или иной стране обусловливают ее социальную структуру и соответственно её влияние на менеджмент. Особенности системы производственных отношений, производственная культура оказывают серьезное влияние на инновативность фирм, их технологическую политику и систему вознаграждения, определяют решения о каналах сбыта и маркетинговой политике в целом.

 4.Подсистема «Политика» - это отношения с властями. Устройство политической власти (диктатура, демократия, различные формы государственности) определяет свободу деятельности бизнеса.

  Следует выделить два аспекта взаимоотношения бизнеса и власти: участие бизнеса во власти и участие власти в экономике. Существуют политические системы, которые не допускают участия бизнеса в политической деятельности, что означает также и невмешательство государства в дела бизнеса, но чаще всего встречаются компромиссные ситуации. Роль этой подсистемы для менеджмента становится достаточна ясной, если упомянуть такие явления, как централизованное планирование, программирование экономики,  идеология и практика свободного предпринимательства и т. п.

5.В подсистему «Религия» включаются мировоззрение людей, их этические ценности и нормы. Этические нормы меняются вместе с развитием экономики, но религиозные мировоззренческие системы, прямо или косвенно оказывают огромное влияние  на управленческие практики, особенно если церковь не отделена от государства.

6.Принятые формы и характер союзов - эта подсистема описывает, какие объединения людей допускаются и приветствуются в данной культуре. Принятые формы ассоциаций учитываются также при поддержке создания объединений сотрудников фирмы, что улучшает климат на предприятии и облегчает управление им.

7.Состояние здоровья нации - рассматриваются вопросы отношения к здоровью. Здоровье является важнейшим производственным ресурсом, но отношение к нему и система его поддержания варьируют от культуры к культуре. Другим аспектом, связанным со здоровьем, является отношение к больным людям, инвалидам, жертвам катастроф (в одних культурах для них создаются условия жизни среди своих здоровых сограждан, в других их нужды игнорируются, а права нарушаются, иногда они отделяются от остального общества).

8.Подсистема «Формы и традиции отдыха» фокусирует внимание на том, как люди проводят свое свободное время. Исследования С. Ронена показали наличие влияния культурных различий в формах и организации отдыха на поведение людей на рабочем месте.

  Системный подход к описанию культуры используется также в модели Т. Н. Глэдвина и В. Терпстра для описания среды, в которой функционирует международный бизнес. В рассматриваемой модели культура представляется как восемь взаимодействующих и взаимозависимых блоков:

  1. Язык (разговорный, письменный, официальный, язык средств массовой информации);
  2. религиозные и философские взгляды (верования, молитвы, табу, праздники и пр.);
  3. ценности и установки (по отношения ко времени, достижениям, работе, богатству, риску, научному методу);
  4. право (обычное (неписаное), антимонопольная политика, подзаконные акты, международное право);
  5. образование (формальное, неформальное, начальное, среднее, высшее, уровень грамотности);
  6. политика (национализм, власть, суверенитеты, идеология, национальные интересы);
  7. технология и материальная культура (коммуникации, транспортная система, наука, урбанизация, предметы и средства труда);
  8. социальная организация (родство, социальные институты, социальная стратификация, статусные системы).

     Достоинством такого подхода является обеспечение известной инвариантности описания, что позволяет сравнивать условия в разных странах и принимать деловые решения.

    К ценностному подходу теоретического исследования культур относится теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича. Он является одним из наиболее популярных в настоящее время. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры и основная задача исследователя — выявить структуру системы ценностей. Среди других ценностных теорий культуры подход   привлекает тем, что он делит все ценности на так называемые базовые (то есть ценности, которые составляют основу жизни - это главные устремления, ради которых, собственно, живет и действует человек) и инструментальные (определенные возможности, средства обеспечения базовых ценностей).  Набор базовых ценностей меняется в каждой стране.

  В западной христианской культуре Дж. Рокич выделил по 18 ценностей того и иного рода. К базовым ценностям он отнес, например, личную безопасность, жизненный комфорт, равенство, семью, дружбу, а к инструментальным — стремление к карьере, эффективность, логичность. Если же поменять местами базисные и инструментальные ценности, то поведение индивида может существенным образом измениться. Исследования показали, что для людей восточных культур мир зачастую является не столько базовой, сколько инструментальной ценностью, а, например, независимость или победа собственной религии над другими — это наиважнейшие базовые ценности. Естественно, такое понимание мира не соответствует ожиданиям человека западной культуры.

 Теория внутреннего содержания личности была предложена американскими исследователями Г. В. Оллпортом, П. Е. Верноном и К. Линдзи. Ее основное положение заключается в том, что различаются между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, причем особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми, и задают главные характеристики их поведения. Было выделено 6 главных типов людей:

1. теоретический человек, для которого главными ценностями являются открытие истины, знания, рациональность, опыт;

2.экономический человек, который ценит больше всего практическое дело, реальные, экономически ощутимые достижения;

3.эстетический человек, для которого главными являются красота и гармония, ценности искусства и т. д.;

4. социальный человек — он видит главные ценности в бескорыстном служении обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, принесении себя в жертву общественным целям;

5.политический человек, главными ценностями для которого являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой;

Информация о работе Страновый анализ и менеджмент. Обзор стран Латинской Америки