Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:51, курсовая работа
ЦЕЛЬ данной курсовой работы - рассмотреть особенности стимулирования персонала в современных российских условиях на примере акционерного общества (ОАО) “Петро-Холод”, специализирующегося на производстве и реализации продуктов питания.
Введение....................................................................................................................... 3
Глава 1.Мотивация и стимулирование персонала в организации основы
построения системы стимулирования.
1.1.Понятия потребности, мотива и стимула............................................................ 5
1.2.Обзор основных теорий мотивации.................................................................... 9
1.3.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности............................................................................................................... 12
Глава 2.Анализ системы мотивации и стимулирования персонала
на предприятии АО “Петро-Холод” (г.Санкт-Петербург)
3.1.Краткая характеристика предприятия................................................................ 16
3.2.Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии...18
3.3.Выводы и предложения по формированию системы стимулирования и
мотивации персонала предприятия........................................................................... 21
Заключение.................................................................................................................. 29
Список литературы..................................................................................................... 32
Реакция
на разные стимулы неодинакова
у различных людей. Отсюда
Использование
многообразных стимулов для
Стимулирование в принципе отличается от мотивирования. Разница заключается в том, что стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. Чем выше уровень развития человеческих отношений в организации, тем реже в качестве инструмента управления людьми используется стимулирование. Воспитание, обучение как методы мотивирования людей обусловливают положение, когда члены организации проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляют необходимые действия, не дожидаясь или даже не получая никакого стимулирующего воздействия.
Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу, предложив иерархическую классификацию потребностей человека (от базисных физиологических до высших духовных), сформулировал психологический закон, согласно которому человека только тогда можно побудить к деятельности, аппелируя к потребностям высшего порядка, когда у него “обеспечены тылы” - удовлетворены потребности более низкого порядка.
Из
этого положения следует, что,
если фрустрируются базисные
потребности или существует
1.2.Обзор основных теорий мотивации
Мотивация
занимает одно из центральных
мест в психологии, поскольку
имеет непосредственное
Редукция потребности: гомеостатические теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести речь, язык и привычку к труду.
Основные
положения гомеостатических
Хотя
потребности и влечения - не одно
и то же, на практике возрастание
потребности приводит к
Индукция потребности: активационные теории мотивации. Если сторонники теорий редукции потребности считают гомеостаз, или отсутствие влечений, тем идеалом, к которому стремится организм, то защитники активационных теорий рассматривают в качестве предпочтительного состояния средний, а не минимально возможный уровень влечений. Преимущество активационных теорий в том, что они объясняют состояния, при которых активация (повышенная потребность) становится желательной, например, в спортивных соревнованиях. Гомеостатические теории заставляют думать, что каждый индивид стремится вступить на путь наименьшего сопротивления.
Гедонистические теории мотивации рассматривают в качестве первичной мотивации удовольствие. Согласно теории Фрейда, сама природа человека такова, что, сознательно или нет, он стремится к удовольствию и избегает страдания. Фрейд назвал это “принципом удовольствия”. Экспериментально показано, что крысы действуют энергичнее ради вкусной пищи независимо от того, насколько она питательна. Некоторые эксперименты позволяют связать гедонистическую мотивацию с возбуждением мозговых центров удовольствия.
Побудительные теории мотивации. Кроме удовольствия, существуют и другие побуждения. Некоторые индивиды стремятся к превосходству, успеху, власти и компетентности. Адлер положил в основу своей психологической теории принцип стремления к превосходству. В качестве базовой мотивации часто упоминается и компетентность; к ней стремятся, потому что неумение и несостоятельность вызывают осуждение. Оба эти стремления - две стороны одной медали, и оба являются мотивирующими стремлениями. Мотивация неуспеха может быть столь сильной, что приводит к самоубийствам, особенно среди студентов.
Типология: теории предопределенной мотивации. Многие психологи считают, что мотивация является врожденной. Разнообразие мотиваций среди людей объясняется их генами, конституциональными признаками и физиологическими особенностями. Соответствующий физический тип определяет особый тип характера. Созданная Кречмером и детально разработанная У.Шелдоном конституциональная психология основывается на трех основных типах строения тела с соответствующими им психологическими темпераментами: эндоморфы (крупное телосложение) с висцеротоническим темпераментом (общительность, любовь к комфорту и отдыху); мезоморфы (мускулистое телосложение) с соматотоническим темпераментом (сила, честолюбие, любовь к спорту); и эктоморфы (худощавое телосложение) с церебротоническим характером (сдержанность, любовь к уединению и интеллектуальным занятиям).
Другие теории
врожденной мотивации. Павлов обратил
внимание на ориентировочный рефлекс
у животных. Собака, например, навостряет
уши, чтобы уловить звук. Люди могут концентрироваться
на какой-то цели, используя глаза, уши
и прочие органы чувств. При этом, когда
одни анализаторы активируются, другие
тормозятся. Изучение характерных для
вида защитных реакций показало, что одни
животные генетически запрограммированы
на то, чтобы спасаться бегством, другие
- чтобы замирать, третьи - нападать. Эти
врожденные защитные реакции служат механизмами
выживания. Так, неожиданно застывающая
белка как бы сливается с окружающей средой
и становится незаметной. Автомобилисты
обычно не могут понять, почему белки останавливаются
посреди дороги перед машиной. Причина
в том, что они инстинктивно прибегают
к характерной для вида форме поведения.
1.3.Основные подходы к мотивации и стимулированию
трудовой деятельности
Вопрос о мотивации людей к труду в нашей стране всегда рассматривался с внеэкономических и внесоциально-психологических позиций. Да, путем сочетания палочной дисциплины и идеологических лозунгов, пусть и неэффективно, но какое-то время заставить работать дружную семью народов удавалось. Но с течением времени глаза раскрылись даже у самых недальновидных, а дружная семья если не совсем распалась, то переживает хронические семейные неурядицы. Поэтому мы должны научиться мотивировать своих сограждан не только к добросовестному, но и к содержательному труду, ориентированному на создание научных и технических ценностей, конкурентоспособных в современном мире. Поэтому и мировой опыт в области мотивации должен пригодиться нам в первую очередь.
В
разных странах существуют
В качестве базиса чаще всего используются поведенческие модели Маслоу, Альдерфера и Мак-Грегора, которые призваны объяснить некоторые существующие “странности” в поведении людей. Почему голодные и практически бездомные сограждане не будут эффективно трудиться на благо общества - об этом теории Маслоу и Альдерфера. Почему трудящиеся иногда ломают “умные” машины вместо того, чтобы ударно на них трудиться, поможет объяснить теория Мак-Грегора.
Но
если необходимо перейти от
простого понимания сути
Представители
отечественной школы
- мотивы трудовой деятельности;
- мотивы выбора профессии;
- мотивы выбора места работы.
Среди
побудительных причин, заставляющих
человека заниматься трудом
1)побуждения общественного порядка;
2)получение
определенных материальных
3)удовлетворение
потребности в
В
общем плане мотивы
Исторические
сложившийся еще в давние
При
анализе экономических систем
обычно исходят из
Многие предприниматели в мире давно стремятся к тому, чтобы сделать своих работников партнерами, доходы которых образуются и за счет их труда, и за счет капитала предприятия. Это тоже приватизация, причем самая результативная. Каждый работник может и должен быть заинтересован в результатах бизнеса, должен чувствовать это на собственном заработке, участвуя в распределении прибыли, ощущая себя членом коллектива, который управляет деятельностью предприятия. Легче установить общие цели, когда все собственники имеют общий интерес - повысить производительность.
Наемный
труд и низкий уровень