Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Управлять людьми всегда сложно и ответственно, независимо от масштаба организации и количества персонала, работающего в ней: 10, 30 или 200 человек. Разница только в том, что начинающий руководитель еще не понимает сути всех управленческих задач, стоящих перед ним, и не осознает до конца всей ответственности за принятые (или не принятые) им решения. Со временем у руководителя накапливается не только опыт управления, но и масса вопросов, связанных с ними. Чем больше человек управляет, тем больше вопросов у него появляется. Ведь, как и во всяком деле, управление — это и наука, и талант.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. Стили и модели руководства
1.1. Одномерные стили управления 6
1.2. Многомерные стили управления 8
1.3. Модели ситуационного менеджмента
2. Характеристика организации 12
2.1. Организационно-правовая форма и показатели деятельности организации 12
2.2. Цели и стратегия развития организации 18
2.3. Организационная структура и методы управления 22
Выводы и рекомендации 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

9.9. Дaннoe пoлoжeниe нa "yпpaвлeнчecкoй peшeткe" xapaктepнo для pyкoвoдитeля, кoтopый yдeляeт знaчитeльнoe внимaниe кaк caмoмy пpoизвoдcтвeннoмy пpoцeccy, тaк и пoтpeбнocтям coтpyдникoв.

5.5. Рyкoвoдитeль, кoтopoмy oтвoдитcя дaннoe пoлoжeниe в "yпpaвлeнчecкoй  peшeткe", пpoявляeт yмepeнный интepec кaк к cвoим пoдчинeнным, тaк и к xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти. Он c пoнимaниeм oтнocитcя к пpoблeмaм coтpyдникoв, нo тpeбyeт oт ниx выпoлнeния cвoиx oбязaннocтeй, кoтopыe нeпpeмeннo cooтвeтcтвyют иx вoзмoжнocтям. Спocoбнocть тaкoгo pyкoвoдитeля являeтcя нaибoлee oбъeктивнoй пo cpaвнeнию c вышeпepeчиcлeнными. Тaкoгo pyкoвoдитeля мoжнo cчитaть идeaльным типoм, кoтopый, кaк и вce идeaльнoe, пoчти нe вcтpeчaeтcя нa пpaктикe.

     Блэйк и Моутон исходили из того, что самым  эффективным стилем руководства — оптимальным стилем — было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяют всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым повышая эффективность своей работы.

Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения, и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития. Нeдocтaткoм дaннoй тeopии являeтcя нeвoзмoжнocть тoчнoгo oпpeдeлeния пoлoжeния pyкoвoдитeля нa дaннoй peшeткe, тaк кaк инфopмaция, кoтopyю мoжнo пoлyчить кaк oт pyкoвoдитeля, тaк и oт пoдчинeнныx, вpяд ли бyдeт пoлнoй и пpaвдивoй.

1.3. Модели ситуационного  менеджмента

     Для определения универсального стиля управления необходимо соединить большое число факторов, влияющих на поведение руководителя. Главной идеей ситуационного подхода к решению этой задачи является положение, что управленческое решение должно быть разным в разных ситуациях. Традиционные подходы к построению ситуационного менеджмента различаются комбинацией трех основных переменных: личностных качеств руководителя, поведенческих характеристик руководителя и ситуации в организации. Каждый из подходов предлагает свое решение эффективного управления. В современных условиях эффективность управления определяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными, но и рядом других обстоятельств, прежде всего, внешних факторов. К ним относятся степень зрелости подчиненных, их отношение к руководителю, готовность к сотрудничеству, возникающие проблемы и др., Ситуационный подход к изучению эффективности управления исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную зависимость в отношениях руководителя и подчиненных, позволяющую предсказать возможное поведение руководителя и последствия этого поведения. Он рекомендует руководителям не придерживаться какого-то раз и навсегда принятого стиля, а применять в соответствующих условиях наиболее подходящий.

     В настоящее время теория стилей руководства  получила свое дальнейшее развитие. Например, существует теория жизненного цикла, разработанная Полем Херсли и Кеном Бланшаром, которая основывается на соотношении непосредственного управления (задачецентрическое поведение) и социоэмоциональной поддержки (антропоцентрическое поведение), принимаемым руководителем в каждой отдельной ситуации.

Задачецентрическое (управляющее) поведение - в какой мере руководитель использует и углубляется в одностороннюю коммуникацию при объяснении того, что каждый подчиненный обязан сделать, и каким образом необходимо выполнить поставленную задачу.

Антропоцентрическое поведение (поведение, оказывающее поддержку) - в какой мере руководитель использует и углубляется в двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки, при использовании психологических стимуляторов и при оказании содействия в работе других.

     Теоремой  теории ситуативного управления является то, что при работе с людьми, у  которых для выполнения определенной задачи низкий уровень зрелости, вероятного успеха можно достичь путем применения стиля управления с высокой задачецентричностью и низкой антропоцентричностью (С1). Соответственно, при работе с людьми с уровнем зрелости от низкого до среднего стиль управления с умеренным обращением внимания на задачу и людей является наиболее подходящим (С2). Если в задаче люди имеют уровень зрелости от среднего до высокого, вероятно, самым успешным стилем управления является высокая антропоцентричность — низкая задачецентричность (С3). Стиль управления с низкими антропоцентричностью и задачецентричностью приведет к вероятному успеху тогда, когда работают люди с высоким уровнем зрелости (С4).

В свете этого  сформулированы четыре основных стиля руководства.

  • Стиль управления С1 («приказывающий»). Этому стилю свойственна односторонняя коммуникация, основанная на указаниях незрелым, неспособным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
  • Стиль управления С2 («продающий»). В нем руководитель вырабатывает большинство указаний. Он стремится путем двухсторонней связи и социоэмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны были сделать.
  • Стиль управления С3 («участвующий»). Здесь руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двухстороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение и т.д.). Подчиненные обладают способностью и знаниями для выполнения задачи.
  • Стиль управления С4 («делегирующий»). В этом стиле подчиненные могут работать по своему усмотрению. Руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень зрелости подчиненных высокий, они готовы и способны принимать ответственность за свою деятельность.

Эффективные руководители должны достаточно хорошо знать свой персонал, чтобы распознавать и применять его постоянно меняющиеся способности и требования.  
 
 
 
 

Управленческая решетка

1.9. Внимание 
к запросам людей,  
что создает 
«человеческую»  
обстановку
        9.9. Внимание  
уделяется как решению  
производственных задач, 
так и человеческим 
отношениям
     
                 
                 
      5.5. Управление  
вокруг золотой 
середины
     
           
                 
1.1. Проявление  
незначительного 
внимания  
к решению  
производственных 
задач и к людям
      9.1. Основное  
внимание уделяется 
решению  
производственных  
задач
     
 
 

2. Характеристика организации 

2.1. Организационно-правовая  форма и показатели  деятельности организации

    Предприятие “Принт-сервис” является коммерческой организацией в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов). Основной целью ООО «Принт-сервис» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли. Ассортимент продуктов и услуг ООО «Принт-сервис»:

    • оказание полиграфических услуг (офсетная печать, ризография, полноцветная цифровая печать, шелкография, послепечатные услуги);

      - производство пластиковых карт (рекламно-дисконтные, клубные, интернет-карты, пропуска);

    • производство сувенирной продукции по заказам фирм и частных лиц (брелоки, значки, ручки, флаги, ежедневники) различными методами.

      Численность работников составляет 13 человек (директор, коммерческий директор, главный бухгалтер,  офис-менеджер, 3 оператора производства полиграфической продукции, 3 дизайнеров, 3 менеджера).

      В течение последних пяти лет динамика основных показателей деятельности предприятия носит устойчивый положительный характер. Численность работников стабильна; объем оказываемых услуг растет на 10-15% в год. Рост прибыли в 2008-2009 гг сократился (7-10%) из-за вынужденного снижения стоимости продукции, которое было вызвано финансово-экономическим кризисом и понижением платежеспособности заказчиков. В настоящее время эта тенденция преодолена, и экономическое положение ООО «Принт-сервис» можно считать стабильным.

2.2. Цели и стратегия  развития организации 

  • конкретизируйте  факторы макроокружения (политико-правовые, экономические, социальные, технологические) и микроокружения (на основе модели «Пять сил конкуренции» М.Портера) (см.табл.1-2), проведите SWOT-анализ (табл. 3), дайте характеристику внешней среды организации (сложность среды, подвижность, неопределенность внешней среды);
  • сформулируйте миссию организации и цели по основным направлениям деятельности организации (цели первого и второго уровня, см. рис.2), стратегию развития организации;
 

     Характеристику  внешней среды предприятия выполняют  на основе анализа факторов макро- и  микроокружения. К факторам макросреды относят политические (P), экономические (E), социальные (S), технологические (T) факторы. Начальные буквы названий этих факторов составиляют аббревиатуру метода анализа макроокружения организации – PEST-анализ. Это инструмент, предназначенный для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политику изучают потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет положение предприятия и получение ключевых ресурсов для его деятельности. Основная причина изучения экономики это анализ распределения ресурсов на уровне государственных и муниципальных органов, являющегося важнейшим условием деятельности предприятия. Потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST–анализа. Цель исследования технологической компоненты - выявление тенденций в технологическом развитии, которые являются причинами изменений и потерь рынка, появления новых продуктов.

      PEST-анализ макроокружения ООО «Принт-сервис» представлен в Tаблице 1. 
Таблица 1

     Анализ  воздействия факторов макроокружения (PEST) на ООО «Принт Сервис»

Фактор Возможность Угроза
Политические  факторы (Р) 1. Изменение норм законодательства

2. Государственное регулирование конкуренции в отрасли (тарифное регулирование цен государством)

Сильное влияние  со стороны органов власти
Экономические факторы (Е) 1. Экономическая ситуация  

2. Уровень инфляции

3. Динамика курса рубля к валютной корзине

Изменение налогов и пошлин

Финансово-экономический  кризис

Рост инфляции;

Нестабильность  валютного курса

Рост  налогов и пошлин

Социокультурные факторы (S) 1. Изменения в уровне и стиле жизни 

2. Изменение структуры расходов 

3. Рост потребности в информации

Изменение покупательских предпочтений

Уменьшение  расходов на культуру

Технологические факторы (Т) 1. Появление новых технологий производства

2. Появление новых рекламоносителей

3. Увеличение  видов продукции

Необходимость смены оборудования, материалов, ассортимента
 

     Анализ  факторов среды непосредственного  окружения (микроокружения) проводят на основе модели Портера. При этом оценивают содержание и пос

Фактор Возможности Угроза
Поставщики Внедрение новых  производств и технологий для  расширения ассортимента услуг Разорение фирм производителей Сбои в поставке продукции
Конкуренты Ведение активной рекламной компании со стороны конкурентов

Изменения уровня цен 

Появление услуг-субститутов

Возникновение новых фирм Увеличение конкурентных преимуществ 

Появление у конкурентов новых технологий, позволяющих оказывать более  качественные услуги

Потребители Получение высококачественных услуг, соответствующим европейским  стандартам, модным направлениям и желанию клиента Появление качественно  новых услуг такого же или более  низкого качества, но ниже по цене

Рост  потребности в современных возможностях использования Интернета

Информация о работе Стили руководства