Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования - выявить факторы формирования эффективного стиля руководства. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме и дать определения понятию стиль руководства
2. Рассмотреть классификацию стилей руководства.
3. Охарактеризовать эффективный стиль руководства.
4. Выявить факторы формирования эффективного стиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.1
Глава 1. Стиль руководства
1.1.Понятие стиля руководства……………………………………………стр.3
1.2.Классификация стилей руководства и их сущность…………………стр.5
Глава 2.Факторы формирования стилей руководства…………………..стр.12
Глава 3. Эффективный стиль руководства………………………………стр.15
Глава 4. Практическая часть……………………………………………стр.19
Вывод……………………………………………………………………..стр.21
Список используемой литературы………………………………………стр.23
Приложения ……………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ менеджмент.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Рассмотрим  эти модификации подробнее [16].

     Патриархальный  стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье, где руководитель заботится о своих подчиненных и ожидает благодарность, верность и беспрекословное повиновение в ответ на эту заботу. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация исходит сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Этот стиль особенно характерен для традиционного общества, но широко распространен сегодня.

     Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Авторитет руководителя в данной модификации выше и имеет персональный характер в сравнении с предыдущим. Харизматический  руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснить заслуги организации своими личными качествами, поддерживает имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование прав и обязанностей отсутствует. Руководящие органы зачастую дублируют обязанности друг друга  и составляют «штаб». Спрос на харизматических руководителей обостряется в период кризисного времени и чрезвычайных ситуаций.

     Автократический стиль руководства менее распространен. Руководитель использует многочисленный руководящий иерархический аппарат для решения проблем, но он не обладает автономией и лишь выполняет решения высшего руководства. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных компонентов между руководителем и подчиненными. В современной России он нередко встречается в системе государственной службы, а также в крупных компаниях.

     Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя. Сотрудники рассматриваются как анонимные «факторы» с помощью детального разделения труда, многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов, с четким описанием действий каждого подчиненного. Информация  передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменной отчетности. Здесь усиливается власть аппарата, а руководитель сохраняет за собой функцию принятия решений в форме разных нормативных актов.

     Кооперативный стиль руководства предполагает однонаправленность руководства и  не допускают выборности руководства  и коллективного принятия решений. Производственная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Мотивация преимущественно нематериального характера. Непременным условием этого стиля является  атмосфера взаимного доверия. Также присущи ориентация на цели  и результаты, что позволяет добиться их высокого уровня в достижении. Происходит непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала. Решения руководитель принимает, учитывая соображения и возражения своих подчиненных. Контроль осуществляется по результатам, имеет место самоконтроль. Информация служит в качестве средства руководства. При данном стиле сотрудники рассматриваются как партнеры, которые могут решать текущие, дневные задания в основном самостоятельно. Преимущества кооперативного стиля состоят, прежде всего, в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет  за собой улучшению  трудовых достижений. Недостатком может являться замедленный процесс принятия решений.

     К кооперативному стилю примыкает  тренерский стиль (или коучинг) - систематическое  выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять и устранять имеющиеся и возникающие недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Руководство в данном стиле предполагает подготовленность менеджера, владение навыками коучинга, индивидуального подхода к сотрудникам, наличие времени. Использование этого стиля позволяет сформировать у подчиненных способность к самоанализу и самоменеджменту, определить высокие стандарты деятельности, сформировать способность к самосовершенствованию и воплотить совершенные образцы поведения в реальность.

     Менторский  стиль руководства (менторинг). Менторинг  – это используемый для обоюдной пользы способ взаимоотношений между опытным, компетентным сотрудником – ментором (наставником) и начинающим в данной области деятельности работником  - протеже (учеником) в условиях структурированной, достаточно стабильной трудовой ситуации. Главная цель этого стиля – передача знаний и опыта, выработка у ученика трудовых навыков, усиление его организационной мотивации. Менторский стиль предполагает развитие неформальных отношений в рамках организаций, т.е. формального порядка. Ментор выполняет ряд социально - психологических функций: покровительство, совет, принятие, личностное развитие, что служит карьерному росту. Очень важно обеспечить надлежащую мотивацию менторства у руководителей. В современной России менторинг целесообразно применять на базе существующих традиций наставничества.

     Таким образом, выявленные в ходе исследования Левиным стили руководства являются традиционными и основываются,  прежде  всего,  на поведенческом подходе. В современной литературе можно найти другие виды стилей руководства, но они являются модификацией традиционных. Практика руководства свидетельствует о том, что невозможно применять какой-то один стиль руководства в чистом виде. В    каждом    конкретном    случае    между    авторитарным, демократическим и либеральным  стилями  существует  определенный  баланс,  и увеличение доли  элементов  одного  из  них  будет  приводить  к  уменьшению других. Руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. 
 
 

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Факторы формирования стиля руководства 

     Формирование  стиля руководства - сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.

Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта.

     Стиль формируется как осознанная потребность  поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к  рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

Успешность  выбора стиля определяется тем, в  какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

     На  формировании стиля руководства  сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других).

Руководитель, который хочет работать, как можно  более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

     Разделяют объективные и субъективные факторы  формирования стиля руководства.

     Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.

     Объективные факторы, в свою очередь, можно разделить на:

общие факторы: социально-политические отношения  в обществе, вид деятельности организации, стиль управления вышестоящего руководителя и особенности управляемого коллектива.

индивидуальные  факторы: социальное происхождение  руководителя, полученное им воспитание, его темперамент и здоровье.

     Субъективные  стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений.

     К субъективным факторам относятся:

управленческие  потребности, которые удовлетворяет  человек, становясь руководителем;

его способности  и навыки управленческой деятельности;

индивидуальные  управленческие компетенции.

     Среди особенных факторов выделяются:

- распределение  полномочий;

- установление  ответственности;

- характер  процесса принятия решений;

- используемые  методы руководства;

- организация  труда;

- заинтересованность  в образовательном и профессиональном  росте подчиненных.

     Именно  в стиле  руководителя  проявляются  его  личные  качества,  которые  несколько изменяются в зависимости  от особенностей и потребностей коллектива.  Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и  культура  руководителя,  уровень профессиональной  и  политической  подготовки,   особенности   характера   и темперамент,  нравственные   ценности   руководителя,  умение   внимательно относится к подчиненным, способность вести  за  собой  коллектив,  создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

     При выборе стиля руководства должны учитываться следующие три фактора:

• ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). При дефиците времени, в экстремальных ситуациях, в условиях острейшей рыночной конкуренции вполне оправдан авторитарный стиль;

• задача (насколько четко структурирована). При решении сложных проблем, требующих множественности решений, теоретического анализа и высшего профессионализма исполнения, наиболее приемлем коллегиальный стиль;

• группа (ее особенности по полу, возрасту, этнической принадлежности, времени существования, личностных характеристик). Для сплочения группы, заинтересованной в успехе деятельности, решении задач, адекватным будет демократический, а в творческих коллективах - даже либеральный стиль руководства.

     Таким  образом, стиль представляет собой  социальное  явление,  так  как  в  нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя,  а  так  же  он  во  многом определяет результаты деятельности всей системы.

В целом  можно сказать, что проблема выбора стиля руководства, который в конкретном случае обеспечивает наибольшую эффективность – это достаточно сложная задача, которая во многом является не наукой, а искусством. 
 
 
 
 

Глава 3. Эффективный стиль руководства 

   Автократический стиль   руководства приемлем в экстремальных условиях при неблагоприятном стечении обстоятельств. Он применим в формальных организационных структурах, и на практике используется в случаях, когда менеджер:

- обладает  всей полнотой власти и не  имеет преград для ее использования;

- имеет  право на любые чрезвычайные  полномочия;

- обладает  набором уникальных знаний и  навыков;

- руководит  формально, не является действительным  лидером;

- не  имеет поддержки и понимания  в коллективе;

- в соответствии  с классификацией относится к  автократическому типу личности менеджера.

     Демократический  стиль   руководства  наиболее эффективен в условиях рынка. На практике он применяется как в формальной, так и в неформальной структуре и при таких обстоятельствах, когда менеджер:

- может  самостоятельно устанавливать границы  использования своей власти;

- коллектив  может снять его с должности  и заменить другим членом коллектива;

- выбор  возможных санкций в отношении  подчиненных у менеджера ограничен;

- менеджер  стремится поделиться властью  с подчиненными;

- в соответствии  с классификацией относится к  демократическому типу личности  менеджера.

     Либеральный  стиль   руководства  наименее эффективен в любых условиях деятельности. Применение этого стиля обусловлено, в первую очередь, личностными качествами менеджера и условиями деятельности, когда менеджер:

- не  обладает реальной властью;

Информация о работе Стили руководства