Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:52, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
На основе теоретико-методологического анализа рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
Провести исследование для определения стиля руководства в учреждении социального профиля;
Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства в данном учреждении;
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Классификация стилей руководства.................................................4
2.1. «Одномерные» стили руководства................................................. 4
2.1.1. Модель К. Левина.....................................................................9
2.1.2. Модель Лайкерта.....................................................................15
2.2. «Многомерные» стили руководства...............................................17
2.2.1. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Мутона..................18
2.2.2. Модель Танненбаума и Шмидта.............................................21
2.2.3. Модель эффективного руководства Ф. Фидлера..................24
2.2.4. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса..................................27
2.2.5. Модель жизненного цикла А. Херси и К. Бланшара........... 29
Глава 2. Выявление стиля руководства медицинским учреждением.........31
2.1. Характеристика учреждения......................................................31
2.2. Характеристика проведенного исследования..........................35
2.3. Выводы и рекомендации в выборе эффективного
стиля руководства........................................................................37
Заключение.........................................................................................................38
Список литературы............................................................................................40
Приложение........................................................................................................42
Текст опросника
1. а. Центральное
руководство требует, чтобы
докладывали именно ему.
б. Старается все
решать вместе с подчиненными,
единолично решает только
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2. а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
б. Приказывает так, что хочется выполнить.
в. Приказывать не умеет.
3. а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
б. Руководителю
безразлично, кто работает у не
в. Он добивается
безотказного исполнения и
4. а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
б. В работе не
заинтересован, подходит к
в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
5. а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6. а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7. а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
8. а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
б. Подчиненные
не только советуют, но могут
давать указания своему
в. Не допускает,
чтобы подчиненные ему
9. а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10. а. Всегда обращается
к подчиненным вежливо,
б. В обращении
с подчиненными часто
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11. а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12. а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может
действовать сам, а ждет «
13. а. Пожалуй, он
не очень требовательный
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14. а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
15. а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б. Часто делает
подчиненным замечания,
в. Не может влиять на дисциплину.
16. а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные предоставлены самим себе.
Ключ
№ |
А |
Б |
В |
1 |
Д |
К |
П |
2 |
Д |
К |
П |
3 |
К |
П |
Д |
4 |
Д |
П |
К |
5 |
П |
Д |
К |
6 |
К |
Д |
П |
7 |
П |
К |
Д |
8 |
К |
П |
Д |
9 |
Д |
К |
П |
10 |
К |
П |
Д |
11 |
П |
Д |
К |
12 |
Д |
К |
П |
13 |
П |
К |
Д |
14 |
К |
Д |
П |
15 |
К |
Д |
П |
16 |
Д |
К |
П |
Интерпретация
Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.
ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д ,
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Приложение 2
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом - 2
Инструкция:
Данный тест включает в себя 9 групп вопросов, каждая из которых подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, b и с. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе.
Текст теста
1. Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конкуренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?
а) продолжит производство
товаров не пользующихся
b) издаст приказ о
скорейшем внедрении в
с) потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.
2. Представьте себе, что вы работаете на автомобильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вернулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модернизировать одну из выпускаемых заводом моделей автомобиля.
Руководитель вашего завода:
а) примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;
b) отдаст распоряжение
о разработке новой идеи
с) прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразности модернизации выпускаемого вами автомобиля.
3. На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из возникших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, которое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:
а) поддержит рациональное
решение, предложенное
b) будет отстаивать свою точку зрения;
с) проведет опрос сотрудников, который поможет прийти к единому мнению.
4. Ваш коллектив проделал большую трудоемкую работу, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:
а) попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированный персонал;
b) обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избежать их в дальнейшем;
с) попытается найти виновных в неудаче (не справившихся с работой) сотрудников.
5. В вашу организацию пришел журналист, работающий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные качества вашего руководителя, то какие бы из них вы назвали в первую очередь:
а) квалифицированность, требовательность;
b) осведомленность обо всех затруднениях, возникающих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;
с) одинаковое отношение ко всем сотрудникам, умение идти на компромисс.
6. Один из сотрудников допустил в своей работе незначительный промах, однако для того, чтобы его устранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руководитель?
а) сделает замечание
этому сотруднику в
b) сделает замечание
наедине, не привлекая
с) не придаст
этому событию большого
7. На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников предприятия. Действия вашего руководителя:
а) предпочтет, чтобы
достойный претендент будет
b) он будет назначен самим руководителем;
с) прежде, чем назначить
человека на эту должность
руководитель посоветуется
8. Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан непосредственно с деятельностью всего предприятия?
а) все решения принимаются только руководителем предприятия;
b) на нашем предприятии
приветствуется личная
с) принимая, самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обязательно посоветоваться с руководителем;
9. В целом, оценивая деятельность вашего руководителя вы можете сказать, что он...
а) полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;
b) относится к тем
руководителям, которые
с) ваш руководитель
не принимает активного
10. Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:
а) говорит с
сотрудниками только о работе,
о планах по расширению
b) предпочитает оставаться в тени, для того чтобы предоставить возможность собеседникам, коллегам по работе, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать, занимательный эпизод из их жизни;
с) принимает активное
участие в разговоре, не навязы
11. Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:
а) тут же приступите
к ее скорейшему выполнению, так
как не хотите показаться не
исполнительным работником и
дорожите тем мнением, которое
сложилось у вашего
b) выполню эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;
с) постараюсь уложиться в сроки, предложенные руководителем, однако не гарантирую высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное — выполнить работу в намеченное время.