Стили руководства в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
На основе теоретико-методологического анализа рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
Провести исследование для определения стиля руководства в учреждении социального профиля;
Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства в данном учреждении;

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Классификация стилей руководства.................................................4
2.1. «Одномерные» стили руководства................................................. 4
2.1.1. Модель К. Левина.....................................................................9
2.1.2. Модель Лайкерта.....................................................................15
2.2. «Многомерные» стили руководства...............................................17
2.2.1. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Мутона..................18
2.2.2. Модель Танненбаума и Шмидта.............................................21
2.2.3. Модель эффективного руководства Ф. Фидлера..................24
2.2.4. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса..................................27
2.2.5. Модель жизненного цикла А. Херси и К. Бланшара........... 29
Глава 2. Выявление стиля руководства медицинским учреждением.........31
2.1. Характеристика учреждения......................................................31
2.2. Характеристика проведенного исследования..........................35
2.3. Выводы и рекомендации в выборе эффективного
стиля руководства........................................................................37
Заключение.........................................................................................................38
Список литературы............................................................................................40
Приложение........................................................................................................42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ о стилях упр..doc

— 560.50 Кб (Скачать)

Одним из условий успешной работы коллектива является трудовая дисциплина. Особое значение приобретает  усиление контроля за подготовкой и повышением квалификации работников, правильным распределением фондов материального поощрения.

За успехи в работе для сотрудников госпиталя руководитель устанавливает различные формы  морального и материального поощрения:

  1. За образцовое исполнение обязанностей, успехи в оказании медицинской помощи населению, повышение производительности труда, за продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения:

а) объявление благодарности;

б) выдача премии;

в) награждение ценным подарком;

г) Награждение Почетной грамотой;

При применении мер поощрения  обеспечивается сочетание морального и материального стимулирования труда.

  1. Рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности предоставляется в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания( путевки в санаторий и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т.п.). Таким работникам предоставляется также преимущество при продвижении по работе.

За особые трудовые заслуги  рабочие и служащие представляются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами и к присвоению почетных званий и звания лучшего  работника по данной профессии.

За нарушение трудовой дисциплины администрация госпиталя применяет следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение по соответствующим  основаниям.

Дисциплинарные взыскания  применяются руководителем госпиталя. Администрация госпиталя имеет право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой  дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или профсоюзного комитета. Трудовые коллективы проявляют строгую требовательность к работникам, недобросовестно выполняющим трудовые обязанности; применяют к членам коллектива за нарушение трудовой дисциплины меры общественного  взыскания.

Правильная организация  работы медицинского и технического персонала госпиталя позволяет  достигать хороших результатов. Ежегодно увеличивается количество пролеченных больных, высоким остается показатель работы койки. Несмотря на преклонный возраст больных и наличие тяжелой патологии улучшение состояния наблюдается в 95,4%, что доказывает высокую медицинскую эффективность госпитализации.

 

  • Характеристика проведенного исследования
  •  

    Для определения стиля  руководства в данном учреждении было проведено тестирование сотрудников. В исследовании принимали участие  сотрудники госпиталя. Стаж работы респондентов составил 5-10 лет. Объем выработки: 10 человек в возрасте 30-50 лет.

    В качестве эмпирического  метода сбора информации был использован  метод тестирования. В исследовании использовались две методики:

    • Методика определения стиля руководства трудовым коллективом, разработанная В.П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Данная методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

    Данный опросник содержит утверждения, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Респондентам  следовало внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствовало их мнению о руководителе. Отметить выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой и ставить отметки на листе ответов.

    • Методика определения стиля руководства трудовым коллективом, разработанная  В.П. Захаровым.  Данный тест включает в себя 9 групп вопросов, каждая из которых подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, b и с. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, необходимо было внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в данном трудовом коллективе.

    Заполнение всех тестов проходило в индивидуальном, анонимном  порядке. По ходу выполнения заданий  разрешалось задавать вопросы экспериментатору.

    Полный вариант тестов и выводы по исследованию представлены в Приложениях (1,2,3,4)

     

    2.3. Выводы и рекомендации в выборе эффективного стиля руководства

     

    Проведенное исследование показало, что отдельный тип стиля руководства не встречается в данном учреждении в чистом виде. В реальности в поведении руководителя наблюдаются общие черты различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций, которые меняются в зависимости от ситуации.

    Рекомендации: В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

    Руководитель, который  хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

    Различные рассмотренные  ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.

    Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

    Успешность выбора стиля  определяется тем, в какой степени  руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

     

     

     

    Заключение

     

     

    Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.

     

    Список литературы

     

    1. Абчук В.А. Директорский хлеб: занимательно об управлении. Л., 1991.

     

    1. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М., 1995.

     

    1. Бородкин, Ф. М. Внимание : конфликт / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск, 1989.

     

    1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996.

     

    1. Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учебник / В. Р. Веснин. – 2-е изд. – М. : ИМП, 1997. – 383 с.

     

    1. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С. Виханский. – 3-е изд. – М. : Экономистъ, 2004. – 528 с.

     

    1. Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 1995.

     

    1. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 499 с.

     

    1. Гончаров В. В. В поисках совершентсва управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993.

     

    1.  Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива.

         //Управление персоналом. –1997.-№8.

     

    1.  Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994.

     

    1. Друкер, П. Ф. Практика менеджмента : учебное пособие / П. Ф. Друкер : пер. с англ. – М. [и др.] : Изд. дом «Вильямс», 2000. – 397 с.

     

    1. Зайцева О. А.   Основы менеджмента : учебное пособие / [и др.]. – М. : Центр,  
      2002. – 432 с.

     

    1.  Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

     

    1.  Иосифович Н. Ты – босс. М., 1995.

     

    1. Казначевская, Г. Б. Основы менеджмента : учебное пособие для студентов вузов / Г. Б. Казначевская. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 379 с. – (Высшее образование).

     

    1.  Как работают японские предприятия. / Под ред. Я. Мондена и др. М.,

         1989.

     

    1. Киллен К. Вопросы управления. М., 1981.

     

    1. Кричевский Р. Л. Руководитель. М., 1993.

     

    1. Кунц Г., О(Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ.

         Т.т. 1-2. М., 1982.

     

    1. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М., 1988.

     

    1. Менеджмент отранизаций. /Ред. Румянцева З.П., Соломатин И.А. М.,

         1995.

     

    1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.

     

    1. Оучи У. Методы организации производств. Японский и американский подходы. М., 1984.

     

    1. Паркинсон С. Искусство управления. М., 1990.

     

    1. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.

     

    1. Радугин А.А. Основы менеджмента. М., 1997.

     

    1. Радченко Л. Классификация видов управления. //Вопросы теории и практики управления. –1994.-№4.

     

    1. Розанова В.А. Психологические основы предпринимательской деятельности руководителей. //Управление персоналом. – 1998. -№11.

     

    1. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 1993.

     

    1. Сейнер Р. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях.//Вопросы теории и практики управления. –1994.-№3.

     

    1. Сивакова Л.А. Советы менеджеру по недвижимости. //Управление персоналом. – 1998. -№1.

     

    1. Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя.

        //Управление персоналом. –1997.-№8.

     

     

     

    Приложение 1

     

    Методика определения  стиля руководства трудовым коллективом

     

      Инструкция :

     «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих  деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех  утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

    Информация о работе Стили руководства в организации