Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа
Целью работы выступает анализ характеристик стилей поведения руководителей.
Для достижения поставленной цели должен быть решён ряд задач, таких как:
1. Рассмотреть классификации стилей управления
Введение
1. Характеристики стилей поведения руководителя
2. Классификация стилей управления
2.1 Авторитарный стиль
2.2 Линейка демократических стилей
2.3 Нейтральные и консервативные стили
3. Практические модели поведения руководителя
Заключение
Список литературы
Примером эффективности применения новаторско-аналитического стиля управления может служить компания «Хонда», превратившаяся из малоизвестного производителя скутеров и мотоциклов в предприятие международного масштаба. Традиции лидерства в «Хонда» выдержали испытание временем уникальным образом. В основе руководства компанией лежат 5 правил.
1. Следуй своей мечте и сохраняй моложавый вид.
2. Цени теорию, новые идеи и время.
3. Люби свою работу и сделай свое рабочее место наглядным и привлекательным.
4. Обеспечь бесперебойное течение работы.
5. Пусть поиск и упорный
труд станут повседневной
Должностные лица компании призваны культивировать качество динамичного гуманизма, включающего внимание к другим людям и в то же время смелость и фантазию в действиях. «Хонда» также высоко ценит индивидуализм, компания предоставляет время и ресурсы сотрудникам, которые хотят проверить новые идеи.
Новаторско-интуитивный
стиль характеризуется
2.3 Нейтральные и консервативные стили
Нейтральный, или либерально-анархический,
стиль руководства
Для нейтрального (либерального)
руководителя характерны уход от принятия
стратегически важных решений; невмешательство
в дела предприятия, предоставление
им возможности идти своим чередом;
минимизация контроля за подчиненными;
использование коллективного
В японском менеджменте в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный и новаторско-аналитический.
Консервативно-аналитический
стиль характерен для руководителя-теоретика,
не приемлющего никакого риска, но стремящегося
к совершенству в управлении. Такой
руководитель теоретически последователен
в поведении, идеалистичен и взыскателен,
привержен принципу субоптимизации
и постепенности. Пока отсутствуют
достаточная информация и необходимые
ресурсы, он неохотно принимает какое-либо
решение. Главной целью в консервативно-
Консервативно-интуитивный
стиль руководства
3. Практические модели поведения руководителя
В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр. Рассмотрим пять практических моделей, которые описывают зависимость стиля руководства от ситуации.
Модель 1
По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций.
Когда задачи четко сформулированы,
должностные полномочия руководителя
значительны, а его отношения
с подчиненными благоприятны, так
что на последних легко
В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать.
Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
Модель 2
Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации,
предпочтений и личных качеств исполнителей,
степени их уверенности в своих
силах и возможности
1. Если у сотрудников
большая потребность в
2. Когда сотрудники стремятся
к автономии и
3. Там, где подчиненные
стремятся к высоким
4. Стиль руководства,
Модель 3
В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара, применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей. В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.
1. Суть самого простого
из них заключается в
2. Для сотрудников, обладающих
средним уровнем зрелости, когда
они хотят брать на себя
ответственность, но не могут
делать этого, руководитель
3. Когда сотрудники могут,
но не хотят отвечать за
решение поставленных задач,
4. При высокой степени
зрелости, когда люди хотят и
могут нести ответственность,
работать самостоятельно без
помощи и указаний
Модель 4
По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д[18]:
A. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.
B. Руководитель излагает
проблему подчиненным,
Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.
Д. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной
информации и опыта у
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и
- степень причастности
подчиненных к делам
- вероятность того, что
единоличное решение
- заинтересованность
- степень вероятности
возникновения конфликтов
Модель 5
Американские исследователи П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали типологию поведения работников и предложили соответствующие стили руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.
По этой классификации
лицам с низким уровнем самоутверждения
свойственны молчаливость, мягкость,
стремление избежать риска, застенчивость,
спокойствие, сдержанность, медлительность,
поиск поддержки у окружающих.
Лица с высоким уровнем
Информация о работе Стиль работы руководителя. Характеристика стилей руководства