Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа
Целью работы выступает анализ характеристик стилей поведения руководителей.
Для достижения поставленной цели должен быть решён ряд задач, таких как:
1. Рассмотреть классификации стилей управления
Введение
1. Характеристики стилей поведения руководителя
2. Классификация стилей управления
2.1 Авторитарный стиль
2.2 Линейка демократических стилей
2.3 Нейтральные и консервативные стили
3. Практические модели поведения руководителя
Заключение
Список литературы
2. Классификация стилей управления
2.1 Авторитарный стиль
Стиль управления, отличающийся
единоличным и жестким
Руководитель, управляющий авторитарно, исходит из того, что большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее; у людей слабо развито честолюбие, поэтому они всячески стремятся уйти от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; основную массу сотрудников необходимо заставлять выполнять работу с помощью административного, экономического, психологического давления. Это соответствует теории лидерства «Х», разработанной Дугласом Мак-Грегором.
Руководитель, управляя подчиненными,
опирается на свою законную власть,
он требует от них послушания и
постоянно контролирует их действия.
При авторитарном стиле управления
руководитель принимает решения
без каких-либо обоснований и
разъяснений перед
Даже размещение сотрудников, участвующих в процессе принятия управленческих решений, подчеркивает строгую иерархию по служебному положению, царящую в организации.
Рис. 1. Размещение сотрудников на совещании при авторитарном стиле руководства
Все решения руководителя носят распорядительный характер и должны беспрекословно выполняться подчиненными под угрозой наказания за их неисполнение. Здесь активно применяется давно известный принцип «кнута и пряника»: выполнение работы обеспечивается угрозой применения санкций взысканий или, наоборот, вознаграждения.
В отношениях с подчиненными руководитель соблюдает дистанцию, общение носит в основном сугубо деловой характер и сводится к доведению до них той информации, которую они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он не видит для себя необходимости разъяснять сотрудникам те преимущества и выгоды, которые в случае добросовестного выполнения ими своих обязанностей наступят для них и всей организации в целом. Такой стиль руководства создает напряженную атмосферу в трудовом коллективе. Сотрудники в этом случае по большей части осознанно или даже интуитивно стараются избегать встреч и тем более непосредственного контакта с руководителем.
В качестве примера, ставшего уже хрестоматийным для современного менеджмента, можно привести компанию Генри Форда, где все представления руководства о сотруднике сводились к его сравнению с «винтиком машины», который при необходимости всегда можно заменить на другой. Однако такое отношение к сотрудникам приводило к высокой текучести кадров и, как следствие, снижению профессионального уровня персонала.
Одним из последствий такого стиля управления стало то, что компания «Форд» не смогла стать автомобильной компанией № 1, упустив целый ряд раскрывавшихся перед ней радужных перспектив.
Этот пример наглядно показывает,
что от одного человека, его личных
черт характера, субъективных оценок и
суждений может завесить судьба даже
такого промышленного гиганта, как
«Форд». Пример Г. Форда являет собой
образ типичного руководителя-
Авторитарный стиль управления
имеет две основные разновидности
— бюрократическую и
Как и в общем случае,
при бюрократическом стиле
При патерналистском стиле на первое место выступает иерархичность в отношениях внутри организации. В этом случае руководитель предстает хозяином, в одиночку принимающим решения, и, несмотря на то, что весьма часто смысл этих решений остается непонятым, подчиненные не имеют права их не то что проигнорировать, но даже обсудить. Выполнение указаний руководителя строго контролируется; в зависимости от результатов труда сотрудники либо получают поощрение, либо подвергаются взысканию. Личные и профессиональные качества отдельных сотрудников игнорируются, поскольку в сознании руководителя преобладают представления об их полной взаимозаменяемости. Однако, несмотря на строгую иерархию, царящую внутри организации, руководитель придает отношениям с подчиненными личностный характер, нередко выходящий за строгие служебные рамки. Даже внеслужебные проблемы подчиненных, вплоть до неурядиц в личной жизни каждого из них, являются предметом заботы менеджера. Так происходит потому, что руководитель патерналистского стиля видит во всех работающих в его подчинении сотрудниках одну семью, в которой он играет роль главы, а остальные — роли «примерных» или «неразумных» детей.
При патерналистском стиле
управления для воздействия на трудовой
коллектив руководитель часто прибегает
к коллективной ответственности
за случающиеся провалы в
Впрочем, при всем этом нельзя
однозначно полагать, что авторитарный
стиль управления порочен по своей
сути и не может быть использован
с выгодой для всего
2.2 Линейка демократических стилей
Демократический стиль управления сочетает в себе принцип единоначалия при руководстве организацией и активное участие подчиненных в управлении и контроле за производственной деятельностью предприятия, организации.
Руководитель, управляющий в демократическом стиле, придерживается содержания теории «Y», также разработанной Д. Мак-Грегором. Согласно ей работа является желанной для большинства сотрудников; они способны к целеустремленности и самоконтролю, самостоятельному определению стратегии достижения целей. При этом сотрудники сами стремятся к ответственности, самостоятельно принимают решения в пределах их компетенции и заинтересованы в вознаграждении по конечным результатам деятельности.
Демократичный руководитель
учитывает интересы, потребности
и индивидуальные особенности своих
сотрудников. Он доброжелателен и находится
в курсе проблем каждого
Рис. 2. Размещение сотрудников на совещании при демократическом стиле руководства
Демократический стиль показывает
высокую эффективность при
Итак, к основным достоинствам
демократического стиля управления
относятся: стимулирование проявления
личной инициативы, раскрытие творческого
потенциала сотрудников; быстрое и
эффективное решение
Демократическое управление
требует от руководителя умения говорить
с людьми и убеждать их, что дано
далеко не каждому. Вместе с тем отсутствие
такого таланта вовсе не означает,
что человек вообще не может быть
руководителем или следует
Для корпоративного стиля
руководства и управления характерно
тесное взаимодействие руководителя с
подчиненными, при этом руководитель
сам передает подчиненным часть
своих полномочий по принятию решений.
Управляя сотрудниками, руководитель
намеренно включает их в процессы
выработки и принятия решений, за
которые он несет ответственность.
Распределение выполняемых
Итак, стиль корпоративно управляющего руководителя характеризуется его открытостью в деловом и личностном общении, доверием к сотрудникам, делегированием им части своих полномочий. Однако такой стиль работы руководителя не исключает применения с его стороны надзора и контроля за результатами работы. Корпоративный стиль управления наиболее эффективен при превалировании творческого содержания работы.
Примером эффективного сочетания
авторитарного и
В наиболее прогрессирующих
на сегодняшний день японских фирмах
пользуется успехом новаторско-
Менеджер, действующий в данном стиле, — это творческая личность, обладающая незаурядными организаторскими способностями. Ему присущи энергичность в делах и помыслах, связанные, прежде всего со способностью генерирования большого числа идей и быстрым их внедрением, принятие нестандартных, новаторских решений. Для такого руководителя характерны чуткость к новым идеям и информации, склонность к учету мнения других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи. Его отличают умение видеть ситуацию шире и глубже других, терпимость к возможным неудачам, умение работать с людьми, не задевая их личного достоинства и не затрагивая сугубо личные проблемы. В процессе новаторско-аналитического руководства все решения принимаются на основе взаимодействия различных уровней управления, многие идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане — это планомерное принятие решений.
Информация о работе Стиль работы руководителя. Характеристика стилей руководства