Стиль работы менеджера и управление изменениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических основ стиля работы менеджера и управление изменениями в спортивном комплексе «BELLBIRD».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ стиля работы менеджера и управления изменениями…………………………………………………………………………….…………..
1.1 Сущность власти, влияния и лидерства………………………………………………………….……………………………..…
1.2 Механизмы психологического влияния. Внушение и убеждение………….…….………
1.3 Социальные стереотипы как психологическое явление. Свойства, функции, виды стереотипов…………………………………………………………………………………………
2 Анализ стилей управления в организации……………..………..………….……………
2.1 Стили управления………………………………………………………………………….
2.2 Ситуационные подходы к эффективному управлению …………………………………
2.3 Процессный и системный подход к управлению………………………
3 Разработки предложений управления стилями на предприятии……………..…….….
3.1 Управление организационными изменениями ………………………………………..
3.2Разработка сущности культуры управления. Организационная культура ………………
3.3 Влияние культуры на жизнь организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..………………………….….

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 629.10 Кб (Скачать)

    Значение  стереотипа на индивидуальном уровне:

    - когнитивная (селекция социальной  информации, схематизация, упрощение);

    - ценностно-защитная (создание и поддержание положительного «Я-образа»).

    На  групповом уровне:

    - идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы);

    - идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового «Мы-образа»).

    Существуют  различные виды стереотипов. В частности, различают автостереотипы, отражающие представления людей о самих себе, и гетеростереотипы, отражающие представления о другом народе, другой социальной группе. Например, то, что у своего народа считается проявлением расчётливости, у другого народа - проявлением жадности. Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, стимулируя у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе.

    Стереотипы  могут быть индивидуальными и  социальными, выражающими представления  о целой группе людей. К социальным стереотипам относятся как более  частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.[10,c.80]

    Стереотипы  можно также разделить на стереотипы поведения и стереотипы сознания. Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение  социокультурной группы и принадлежащих  к ней индивидов, которое зависит  от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы.

    Они находятся в тесной связи со стереотипами сознания. Стереотипы сознания, как  фиксирующие идеальные представления  ценностно-нормативной системы, выступают  основой для формирования стереотипов  поведения. Стереотипы сознания создают  модели поведения, стереотипы поведения  внедряют эти модели в жизнь.

    Таким образом «стереотипы понимания, во-первых, регулируют процессы общения: если у не воевавшего человека и  ветерана сходные представления  о личности «афганцев», то это способствует возникновению взаимопонимания  между ними. Во-вторых, стереотип  представляет собой способ структурирования опыта понимающего субъекта, способ организации знаний, используемых для  понимания другого человека» 

 

    2 АНАЛИЗ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

    2.1 Стили управления

    Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а  позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что  стиль руководства - своего рода “почерк” в действиях менеджера. Стиль  руководства типичный вид поведения  руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций  управления является лидерство (руководство).

    Стиль руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы  методов, способов, приемов воздействия  руководителя на коллектив с целью  выполнения организационных задач  и управленческих функций. Это привычная  манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к  достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего  о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все  отражает стиль руководства, характеризующий  данного лидера. [2, с. 11]

Стили управления организацией

  • Либеральный Автократичный
  • Демократичный
  • Авторитарный стиль руководства

(автократический,  директивный, административный).

    а) Авторитарное руководство характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль свойственен решительным, властным, волевым людям, жестким по отношению к окружающим. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

    «Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным  и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и  берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

    Сотрудники  относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в  ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого  в организации или подразделении  формируется неблагоприятный морально-психологический  климат, и создается атмосфера  для развития производственных конфликтов.

    При более мягкой «благожелательной» разновидности  авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений  их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический  климат ухудшается. Данный стиль руководства  предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в  ограниченных пределах. Мотивирование  страхом здесь присутствует, но оно  минимально.

    Появление руководителя-автократа связано  с особенностями его характера. В большинстве случаев это  властные, настойчивые и упорные  люди, с преувеличенными представлениями  о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками. [5,с.40]

    б) Демократический стиль руководства

    (коллегиальный).

    Демократический стиль формируется у людей, которые  не любят брать ответственность  на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководство  характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при  которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Это стиль предусматривает  инструкции в форме предложений, не сухую речь, а товарищеский тон, похвалу и порицание - с учетом мнения коллектива. Мероприятия в  коллективе планируются. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. Позиция руководителя - внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как  один из членов группы; каждый сотрудник  может при нем свободно выражаться по разным вопросам. По своему складу такой  руководитель рассеян, безалаберен, толком не может ставить цели, слишком  мягкий по характеру, коммуникативный, но слабый организатор. При осуществлении  контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения  подчиненных, у них развивается  самостоятельность, что способствует восприятию достижения целей организации  как своих собственных. Такое  взаимодействие руководителя и подчиненных  можно определить как сотрудничество.

    На  практике выделяют две разновидности  демократического стиля «консультативную»  и «партисипативную».

    В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется  с ними, стремиться использовать все  лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

    «Партисипативная» разновидность демократического стиля  руководства основана на том, что  руководители полностью доверяют подчиненным  во всех вопросах, всегда их выслушивают  и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением. [2, с. 30]

    Обычно  демократический стиль управления применяется в том случае, когда  исполнители хорошо разбираются  в выполняемой работе, и могут  внести в нее новизну и творчество. [2, с.92]

    в) Либеральный стиль руководства

    (нейтральный,  попустительский).

    Формируется у людей, которые не любят брать  ответственность на себя. Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные  условия для их работы, задает границы  решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции  консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

    При этом поощрение и наказание отступают  на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные  избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения  и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и  создал для этого процесса необходимые  условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

    Применение  этого стиля имеет все большее  распространение из-за растущих масштабов  научно-технической деятельности и  опытно-конструкторских разработок, которые выполняются высококлассными  специалистами, которые не хотят  находиться под давлением и опекой. Его эффективность зависит от реального стремления подчиненных  к этому, четкой формулировкой руководителем  задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении  оценки результатов и вознаграждения.

      Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.

      Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов, не любящие брать ответственность на себя, рассеяны, безалаберны, толком не могут ставить цели, слишком мягкие по характеру. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными. [3, с.25]

    Авторитарный, демократический и либеральный  стили управления не имеют между  собой барьера, и на деле плавно переходят  друг в друга, образуя непрерывную  цепочку.

    Все вышеописанные стили руководства  можно представить в виде сводной  таблицы.

    
Критерий Авторитарный Демократический Либеральный(попустительский)
Постановка  целей Цели ставятся руководителем Цель – результат  группового решения при поддержке  руководителя Полная свобода  для индивидуальных и групповых  решений. Минимум участие руководителя.
Распределение заданий Все задания  дает руководитель, причем сотрудник  не знает какое задание он получит завтра Устанавливается определенный порядок распределения  работы. В зависимости от пожеланий  сотрудников может предложить другой вид работы Руководитель  предоставляет необходимые ресурсы  для работы и по просьбе сотрудников  дает информацию необходимую для  них.
Оценка  работы Руководитель  использует субъективные критерии оценки сотрудников Руководитель  использует объективные критерии оценки сотрудников Руководитель  дает спонтанные комментарии по итогам работы
Трудовая  атмосфера Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская Атмосфера произвола
Интерес к выполнению задания Низкий Высокий Минимальный
Примеры принятия решений и способы доведения  их до исполнения Единолично  решает вопросы. Приказывает, командует, распоряжается  Советуется  с подчиненными перед принятием  решений. Он предлагает, просит исполнить  решения Ждет указаний от руководителя. Просит, упрашивает исполнить  решение.
Отношение к инициативе Подавляется Поощряется Отдает инициативу в руки подчиненных
Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных  сотрудников Подбирает грамотных  работников Подбором кадров не занимается
Стиль общения Держит дистанцию, не общается Дружески настроен, общителен Боится общения
Характерные формы внешнего проявления Суровое выражения лица, резкий, неприветливый приказной тон. Распоряжения в форме приказов Общительность, внешне доброжелателен. Распоряжения в форме просьбы или рекомендаций Безучастный внешний  вид и стремление быть незаметным

Информация о работе Стиль работы менеджера и управление изменениями