Становление персонала организации: социально-экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: становление персонала организации: социально- экономический аспект.
Предмет исследования: методы становления персонала, применяемые на современных предприятиях.
Цель формирования персонала - свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, который обусловлен несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретическая часть ……………………………………………….……6
1.1 Организация как сложная система ……….……………….…………………6
1.2 Иерархия управления в организации. ………………………………….……8
1.3 Субъекты и объекты управления ……….……………………………….....12
1.4 Система управления организацией, ее функции ……….………………....15
1.5 Требования, предъявляемые к системе управления ……….……………...18
1.6 Основные направления совершенствования систем управления…...……21
Глава 2 Практическое исследование ……………………..…………………....26
2.1 Характеристика организации ……………………….. …………….……....26
2.2 Схема управления организацией ………………….. …………….……....29
2.3 Функциональные обязанности и требования к работникам ……………...29
2.4 Цели функционирования организации ……….……………....……………34
2.5 Предложения по совершенствованию должностной инструкции …….…35
Заключение………………………………………………………………………37
Библиографический список……………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая управление персоналом.docx

— 220.23 Кб (Скачать)

 Организация как система  координации поведения людей  обеспечивает процесс достижения  целей. Деятельность участников  организации реализуется в рамках  структуры и зависит от эффективности  уста­новленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру и др. Все организации вне зависимости от целей, типа и конечного результата имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

Ресурсы. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Цели всякой организации (производственной или  обслуживающей) включают преобразование ресурсов.

Зависимость от внешней среды. Одной из самых значимых характеристик  организации является ее взаимосвязь  с внешней средой. Ни одна организация не может быть закрытой системой. Организация зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и потребителей, пользователей результатами ее труда. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностей в обществе, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабильна, поэтому мало знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения. Внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.

Горизонтальное разделение труда. Очевидной характеристикой  для любой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на дифференциацию функций. Классический пример горизонтального разделения труда на предприятии: производство, маркетинг, финансы, контроль.

Подразделения. Любая сложная  организация состоит из подразделений, которые выполняют конкретные задания  и добиваются конкретных специфических  целей. Такие подразделения часто  называются отделами или службами. Как и целая организация, частью которой они являются, подразделения  представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достиже­ния общей цели.

Вертикальное разделение труда. Работа организации связана  с иерархией управления, она разделяется  на составляющие части (кто-то должен координировать работу, чтобы она была успешной). Вертикальное разделение отделяет координацию  как самостоятельную функцию. Деятельность по координированию работы других людей  и составляет сущность управления организацией.

Необходимость управления. Цель организации рассматривается  как ориентир для направлений  потоков связей, полномочий и ответственности. Для того чтобы организация могла  добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством  вертикального разделения, иерархии полномочий и ответственности. Поэтому  управление является существенно важной деятельностью для любой организации.

Организация любой компании связана с большим количеством  разнообразных видов работ.

 Для нормальной работы  любая компания должна:

  1. разработать миссию компании;
  2. разработать цели и стратегию;
  3. распределить функции производства и управления; •распределить задания между работниками;
  4. организовать связи и порядок;
  5. приобрести или модернизировать технологию производства;
  6. наладить систему стимулирования, снабжения, сбыт;
  7. организовать производство;
  8. контролировать;
  9. обучать;
  10. информировать;
  11. реагировать на изменения.

Необходимо учитывать, что  главными элементами любой организации  являются люди. Поэтому для достижения поставленных целей "очень важно  укомплектовать штат профессионально  пригодными специалистами и правильно  распределить роли.

 

 

Директор


2.2 Схема управления  организации



Главный инженер


Зам. Директора по экономическим  вопросам


Зам. Директора по кадрам


Зам. Директора по соц. вопросам и  сбыту


Юридический отдел



 

Отдел охраны труда и техники  безопасности



Отдел орг-ии труда и зарплаты


Отдел кадров

Жилищно-коммунальный отдел



Административно-хозяйственный отдел




Отдел охраны окружающей среды


Отдел орг-ии производства и управления



Отдел подготовки кадров

Отдел социально-бытового обеспечения




Отдел соц.-психологических исследований



Пункт общественного питания



Дома отдыха




Детские учреждения



Медицинские учреждения



 

2.3 Функциональные обязанности и требования к работникам

Трудовые обязанности  работника 

 Работники должны:

  1. соблюдать дисциплину труда;
  2. своевременно и точно выполнять всю порученную работу, не допускать нарушений срока выполнения заданий;
  3. использовать рабочее время по назначению, воздерживаться от действий, отвлекающих от выполнения прямых трудовых обязанностей;
  4. соблюдать требования охраны труда, безопасности производственной деятельности и т. п.;
  5. содержать в чистоте и порядке свое рабочее место;
  6. беречь материальные ценности, оборудование, инструмент.

 Должностными обязанностями  специалистов наряду с выполнением  конкретных функций, предусмотренных  соответствующей квалификационной  характеристикой должности, может  быть предусмотрено обязательное  соблюдение на каждом рабочем  месте требований по охране  труда. А должностными обязанностями  руководителей – обеспечение  здоровых и безопасных условий  труда для подчиненных исполнителей  и контроль над соблюдением  ими требований нормативных правовых  актов по охране труда.

 Чаще всего причина  невыполнения работником своих  должностных обязанностей закладывается  уже при разработке должностной  инструкции. Неконкретность, непонятность  и двусмысленность формулировок  приводит к тому, что работник:

 а) просто не понимает, какие функции он должен выполнять;

 б) использует формулировки  как оправдание и базу для  того, чтобы ничего не делать  или оправдать свои неправильные  действия.

 Дублирование одних  и тех же обязанностей в  должностных инструкциях работников, занимающих разные должности,  также может стать причиной  неисполнения проблемной функции  работодателя – той, которая  «одна на двоих».

Однако причина нарушения  работником своего обязательства выполнять  порученную ему работу может заключаться  не только в некорректности формулировок обязанностей. Возлагая на работника  обязанности, работодатель должен обеспечить его реальными механизмами их исполнения, например, наделить определенными  правами или полномочиями по требованию совершения действий от других работников.

 Отсутствие функциональных  прав в должностной инструкции  может свидетельствовать либо  о формальном подходе работодателя  к определению трудовой функции  работника, либо о том, что  он не заинтересован в обеспечении  реальной возможности выполнения  этой функции.

 Со своими обязанностями  и функциональными правами работник  знакомится при заключении трудового  договора. Ставя свою подпись  под трудовым договором, он  тем самым принимает на себя  перечисленные в договоре обязанности.  Если должностная инструкция  оформлена в качестве приложения  к трудовому договору, являющегося  неотъемлемой его частью, необходимо, чтобы работник подписал и  инструкцию.

 Только с этого момента  у работодателя есть юридические,  официально документально оформлены  основания требовать от работника исполнения возложенных на него трудовых обязанностей. Такое право ему предоставлено ч.1 ст. 22 ТК РФ. Работнику же ч.2 ст. 21 ТК РФ предписывает добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей.

 В случае если трудовой договор не заключен в письменной форме, перечень и объем трудовых обязанностей не согласованы (при этом не имеет значения, где они прописаны, в договоре или приложении к нему – должностной инструкции), то одним фактическим допущением работника к работе работодатель не сможет обосновать свою правоту (в суде) по требованию от работника исполнения возложенных на него устно обязанностей.

Согласно Трудовому Кодексу  РФ работник имеет право на:

  1. заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
  2. предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  3. рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  4. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  5. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  6. полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
  7. профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
  8. объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  9. участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  10. ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  11. защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  12. разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
  13. возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
  14. обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 Поскольку не существуют  права без обязанностей, то любой  работник обязан:

  1. добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  3. соблюдать трудовую дисциплину;
  4. выполнять установленные нормы труда;
  5. соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  6. бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  7. незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

 Качественное выполнение  всех работ требует, как показывает  практика, глубокой внутренней мотивации  работников.

 Работодатель поощряет  работников, добросовестно исполняющих  трудовые обязанности (объявляет  благодарность, выдает премию, награждает  ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего  по профессии). Другие виды поощрений  работников за труд определяются  коллективным договором или правилами  внутреннего трудового распорядка  организации, а также уставами  и положениями о дисциплине. За  особые трудовые заслуги перед  обществом и государством работники  могут быть представлены к  государственным наградам.

2.4 Цели функционирования организации

Формулировка цели

Задачи анализа

Примечания

1

Увеличение выпуска конкурентно-способной  продукции

Изучение рынка сбыта (спрос  и предложение)

Принимается в качестве стратегии  развития

2

Повышение рентабельности производства

Изучение финансового состояния  предприятия

Применяется в качестве критерия

3

Обеспечение ритмичности производства

Изучение работы производственно-диспетчерского отдела

Определение оптимальной величины заделов

4

Повышение обоснованности производственных планов

Изучение работы планово-экономического отдела

Улучшение планирования

5

Внедрение методов маркетингового исследования

Изучение работы отдела маркетинга

Расширение отдела маркетинга

6

Обоснование и разработка программы  развития предприятия

Разработка конкретных бизнес-планов по каждому изделию

Улучшение баланса мощностей

Информация о работе Становление персонала организации: социально-экономический аспект