Становление персонала организации: социально-экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: становление персонала организации: социально- экономический аспект.
Предмет исследования: методы становления персонала, применяемые на современных предприятиях.
Цель формирования персонала - свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, который обусловлен несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретическая часть ……………………………………………….……6
1.1 Организация как сложная система ……….……………….…………………6
1.2 Иерархия управления в организации. ………………………………….……8
1.3 Субъекты и объекты управления ……….……………………………….....12
1.4 Система управления организацией, ее функции ……….………………....15
1.5 Требования, предъявляемые к системе управления ……….……………...18
1.6 Основные направления совершенствования систем управления…...……21
Глава 2 Практическое исследование ……………………..…………………....26
2.1 Характеристика организации ……………………….. …………….……....26
2.2 Схема управления организацией ………………….. …………….……....29
2.3 Функциональные обязанности и требования к работникам ……………...29
2.4 Цели функционирования организации ……….……………....……………34
2.5 Предложения по совершенствованию должностной инструкции …….…35
Заключение………………………………………………………………………37
Библиографический список……………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая управление персоналом.docx

— 220.23 Кб (Скачать)

Излишняя централизация  управленческой системы лишает ее мобильности  при принятии решений, приводя порой  к излишней загруженности верхних  иерархических уровней системы  управления, а значит, и к снижению их "пропускной способности".

Поэтому наряду с централизацией деятельности организации находит  достаточно широкое применение и  децентрализация структуры управления.

Целесообразно давать возможность  руководителям, принадлежащим к  одному иерархическому уровню, согласовывать  и принимать совместные решения  по определенному кругу вопросов в процессе непосредственного взаимодействия, не прибегая к помощи руководителей  и структур, принадлежащих к более  высокой управленческой иерархии.

В современной управленческой практике для обеспечения горизонтального  взаимодействия руководителей, принадлежащих  к разным управленческим цепочкам, используется практика системы комитетов для решения возникающих управленческих проблем. Комитеты объединяют руководителей, принадлежащих к разным управленческим цепочкам, и обеспечивают координацию их усилий по решению задач, требующих совместных действий.

Однако произведение комитетов  не разрешает дополнительных проблем, возникающих в тех случаях, когда  управленческие цепочки оказываются  слишком длинными.

Как уже говорилось выше, длинные управленческие цепочки  способствуют снижению достоверности  сведения , поступающей сверху вниз и снизу вверх. Помимо снижения достоверности передаваемой по длинной цепочке информации происходит также увеличение длительности прохождения ее по цепочке.

При иерархической системе  правления, особенно в больших организациях, возникает наряду с проблемой  установления приемлемой нормы управляемости  для руководителя проблема создания рационального числа звеньев  в цепочке управления.

Специалистами подсчитано, что если каждый руководитель высших иерархических уровней будет  иметь всего четырех подчиненных, а в подчинении у мастера будет  находиться 15 рабочих, то при 12-звенных  цепочках управления число рабочих  донесется 251 658 248.

Приемлемой нормой для  современных предприятий являются 4-5-звенные цепочки управления; 6-звенные  управленческие цепочки уже становятся громоздкими и могут быть извиненными  только спецификой очень крупной  организации. Имеются крупные фирмы, например "Шелл", система управления которой ограничивается 4-звенными цепочками.

Однако на тех предприятиях, на которых необходимо производить  научные разработки, готовить производство, производить продукцию, осуществлять контроль за производимой продукцией и т. д. "уложиться" при создании управленческой системы в небольшое количество звеньев оказывается практически невозможным.

Можно заметить, что упомянутые нами проблемы имеют как бы противоположно направленное действие. Снижение нормы  управляемости для руководителя предприятия часто может быть обеспечено лишь за счет удлинения  управленческой цепочки, а ее укорачивание приводит к увеличению нормы управляемости.

Действительно, если мы хотим  снизить число работников, которые подчиняются одному руководителю, мы должны этих работников разбить как минимум на две части, подчинив двум разным руководителям. Но тогда приходится вводить дополнительное управленческое звено общего руководителя для этих двух руководителей. И наоборот, при устранении управленческого звена возрастает число рабочих, управляемых прямо одним руководителем.

Какое сочетание нормы  управляемости и длины управленческой цепочки установить для организации, является делом стратегического  выбора руководителя организации при  формировании ее управленческой структуры.

1.3  Субъекты  и объекты управления

 Субъект управления  направляет объекту управления  импульсы воздействия, которые  содержат в себе информацию  относительно того, как должен  функционировать в дальнейшем  объект управления. Данные импульсы  будем называть управленческими  командами.

Для того чтобы между двумя  субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности  осуществления управления, так как  именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения  управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие  цели он при этом преследует. В том  случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми  субъектом управления, последний  ориентирован на наиболее эффективное  управление. Для того чтобы это  существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления  не должен иметь возможности  достижения своих целей за  счет управленческой деятельности  в независимости от достижения  целей управления;

2) степень достижения  субъектом управления своих целей  за счет управленческой деятельности  должна находиться в прямой  зависимости от степени достижения  целей управления.

Полная привязка потребности  субъекта управления управлять к  результатам функционирования объекта  управления наблюдается в том  случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать  функцию управления, потребность  управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно  со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана  со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатом.

Объект управления получает управленческие команды и функционирует  в соответствии с содержанием  данных команд.

Необходимым является наличие  у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых  можно побуждать его выполнять  управленческие команды (это условие  определяет принципиальную возможность  или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать  действенностью на протяжении  всего времени функционирования  ОУ и не ослабевать по мере  удовлетворения потребностей объекта  управления. Этого можно добиться  за счет комплексного использования  рычагов воздействия, периодического  чередования методов мотивирования  ориентации, стимулирующих воздействий  на удовлетворение стабильных  долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования  должен увязывать уровень стимулирования  со степенью достижения конечных  целей.

В настоящее время в  мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к  процессам управления различными системами  представляется в виде системы с  управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному  подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Системы с управлением, или  целенаправленные, называются кибернетическими. К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др.

1.4 Система управления  организацией, её функции

Система управления (СУ) –  совокупность всех элементов, подсистем  и коммуникаций между ними, а также  процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Для системы управления организаций  необходимо:

– разработать миссию организаций;

– распределить функции  производства и управления;

– распределить задания  между работниками;

– установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых  ими функций;

– приобрести или модернизировать  технологию производства;

– наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;

– организовать производство.

Осуществление перечисленных  мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована  с системой производства организации (рис.2).

Организация

Система управления

Производством

Обслуживающей деятельностью

Управляемой деятельностью

Система производства


Рис.2. Система управления организаций

СУ состоит из четырех  подсистем: методологии, процесса, структуры  и техники управления (рис. 3).

                        Система управления организацией


                                              Подсистемы


Методология управления


      
Процесс управления

      
Структура управления

       
Теника и технология производства

                                Элементы системы управления


- цели, задачи


- законы и    принципы

- функции

- средства и методы

- школы управления

      - Коммуникации

- Варианты процесса управления

- разработка и реализация  решений

- выбор характеристик  информационного обеспечения

       -Функциональные структуры

- Схемы организационных  отношений

Организационные Структуры

- Системы обучения персонала

 

       - Компьютерная и оргтехника

- офисная мебель

- сети связи

- система документо-оборота

Управленческая деятельность как  процесс

          
Управленческая деятельность как явление

Рис. 3. Структура элементов  системы управления организацией

 Процесс управления  – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы  коммуникаций, разработку и реализацию  управленческих решений, создание  системы информационного обеспечения  управления.

Структура управления –  совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных  формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных  отношений, организационные структуры  и систему обучения или повышения  квалификации персонала. Техника и  технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную  мебель, сети связи, систему документооборота.

Основными группами функций  системы управления являются:

1) функции принятия решений  (преобразования содержания информации)–  выражаются в создании новой  информации в ходе анализа,  планирования (прогнозирования) и  оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки  информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование,  преобразование формы информации  и т.д. Эта группа функций  преобразования информации не  изменяет ее смысл, т.е. это  рутинные функции, не связанные  с содержательной обработкой  информации;

3) функции обмена информацией  связаны с доведением выработанных  воздействий до ОУ и обменом  информацией (ограничение доступа,  получение (сбор), передача информации  по управлению в текстовой,  графической, табличной и иных  формах по телефону, системам  передачи данных и т.д.).

Информация о работе Становление персонала организации: социально-экономический аспект