Среда деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать среду деятельности организации и ее использование в управлении на примере ОАО «Пинский мясокомбинат».
Задачи исследования: проанализировать теоретические основы внешней и внутренней среды организации и ее использование в управлении; дать организационно-экономическую характеристику предприятия и охарактеризовать внешнюю и внутреннею среду предприятия; предложить пути совершенствования деятельности организации на основе изученного материала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные элементы среды деятельности организации……………………..5
1.1. Внутренняя среда, её составные части…………………………………….5
1.2. Внешняя среда, её характеристика……………………………………….10
2. Анализ среды деятельности предприятия………………………………….18
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации………….18
2.2. Оценка влияния внешней среды на деятельность организации………..24
3. Основные направления совершенствования деятельности предприятия .33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...41
Приложения……………………………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Среда деятельности организации и ее использование в управлении.doc

— 340.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.      Основные элементы среды деятельности организации……………………..5

1.1. Внутренняя среда, её составные части…………………………………….5

1.2. Внешняя среда, её характеристика……………………………………….10

2.      Анализ среды деятельности  предприятия………………………………….18

2.1. Организационно-экономическая характеристика организации………….18

2.2. Оценка влияния внешней среды на деятельность организации………..24

3. Основные направления совершенствования деятельности предприятия .33

Заключение……………………………………………………………………….39

Список используемой литературы……………………………………………...41

Приложения……………………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, определяемых многообразием отношений, складывающихся как внутри его, так и между  ними и другими экономическими субъектами. Совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами предприятия, влияющих на его стратегию, составляет среду предприятия. Она во многом определяет характер деятельности предприятия – поэтому при проведении исследований надо в обязательном порядке детально рассматривать оба ее компонента – внутреннюю и внешнюю среду.

Внешняя среда создает общие условия среды функ­ционирования предприятия. Образуют ее совокупность сил и фак­торов, оказывающих глобальное воздействие на рынок в целом, а значит, и на каждое предприятие в отдельности. В большинстве случаев факторы макросреды не носят специфического характера по отношению к отдельно взятому предприятию. Однако каждое из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею. К мак­росреде можно только приспособиться. Каждое предприятие само­стоятельно решает проблему адаптации, пытаясь усилить ее пози­тивное воздействие и нейтрализовать или хотя бы уменьшить нега­тивное.

Все факторы внешней среды силь­но взаимосвязаны и влияют друг на друга. Степень воздействия отдельных факторов внешней среды  на различные предприятия неодинакова и зависит от их размеров, территориаль­ного расположения, сферы деятельности и т.д.

Кроме того, предприятие должно определить, какие из внешних факторов оказывают на его деятельность наиболее существенное влияние. Важно выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменения которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.

Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что оно может существенно влиять на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении угроз для себя.

Основные составляющие непосредственной внешней среды маркетинга: потребители, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории.

Цель курсовой  работы: исследовать среду деятельности организации и ее использование в управлении на примере ОАО «Пинский мясокомбинат».

Задачи исследования: проанализировать теоретические основы внешней и внутренней среды организации и ее использование в управлении; дать организационно-экономическую характеристику предприятия и охарактеризовать внешнюю и внутреннею среду предприятия; предложить пути совершенствования деятельности организации на основе изученного материала.

Методами исследования являлись методы теоретического и аналитического  исследования.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1  Внутренняя среда, её составные части

 

При рассмотрении внутренней среды нужно учитывать, что организации представляют собой системы, которые созданы людьми. Поэтому внутренняя среда, существующая в организации, в целом является результатом управленческих решений. Это, однако, совсем не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное». Именно это руководство должно преодолеть в своей работе.

Основным элементом внутренней среды в организации является наличие цели, поскольку ни одна из организаций не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена её цель – то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем [1, с. 176].

Организация – это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.

Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.

Вторым элементом в представленной схеме является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги [6, с.189].

Следующим элементом внутренней среды организации является структура организации, без которой не может существовать ни одна организация. Структуру можно определить как форму организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы.

Структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).

Следующий элемент среды организации – финансы. Под финансами как элементом организации чаще всего понимаются не только денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает или которые может привлечь организация для осуществления собственной деятельности.

Другим немаловажным элементом в рассматриваемой схеме является понятие «управление».

Необходимо уделить внимание тому, как происходит процесс управления, рассматривая внутреннюю среду организации как систему с множеством элементов. Современное понятие «управление» означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации [4, с.113-114].

Рассмотрим основные типы управления.

1. Демократический  тип управления, возникший в рамках партисипативной организационной культуры, является относительно новым для отечественных руководителей, он характеризуется демократической формой управления;

2. Коллективистский тип управления. Этот тип управления можно охарактеризовать как коллективистскую управленческую фору, которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива;

3. Рыночный тип управления. Решения принимаются в соответствии с законами рынка, который, в конечном счете, превращается в основной критерий эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал служат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда.

4. Бюрократический тип управления. Этот тип управления характеризуется следующим. Как правило, решения принимаются, вышестоящим руководителем в соответствии с имеющимися у него правами и полномочиями. Главным источником силы руководителя является формальная власть, предоставляющая в качестве рычага воздействия на подчиненных возможность использования методов прямого влияния (приказов, наказаний);

Следующий элемент – персонал. Персонал – это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д.

Для организации эффективной деятельности персонала необходимо учитывать следующие параметры:

- особенности группового поведения;

- особенности индивидуального поведения;

- особенности поведения руководителей.

Проблема коммуникации заслуживает особого внимания. Так, исследования показывают, что трудности в производстве вызваны недостатком общения или неумело организованными способами передачи информации в организации. Как известно, степень взаимопонимания между людьми с разными социальными ролями зависит от того, насколько хорошо отлажен процесс коммуникации, в котором участвуют работники аппарата управления [1, с. 154-156].

На сегодняшний день существует большой опыт коммуникативного анализа в разных сферах человеческого бытия. Коммуникация входит в число постоянно изучаемых объектов науки об управлении. Учёные разработали множество моделей коммуникации, рассматривая её с точки зрения лингвистики, театрального искусства, психологии, философии, менеджмента. Так, языковая коммуникативная проблематика является центральной для психоанализа. Ведь язык, общение с пациентом является единственным способом заглянуть в бессознательное [5, с.81].

Изучением коммуникации в организации занимаются такие ученые, как Б. З. Мильнер, Г. Г. Почепцов, Р. Бландел, С. Блэк. Общим для всех исследований является утверждение о том, что организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам за ее пределами.

Коммуникацию они определяют как использование слов, букв, символов для получения информации об объекте. При передаче подобных символов часто возникают трудности, вызванные недостатком общения, и руководство предприятий вынужденно постоянно призывать к регулярному и своевременному предоставлению информации сотрудникам, ее ожидающим. Западные ученые выявили, что в средней или крупной компании существует определенная и прочно связанная коммуникационная цепочка от высшего руководства вниз к сотрудникам, причем эффективность работы компании существенно зависит от того, насколько четко и быстро осуществляется связь по цепочке. Также было выявлено, что на качество коммуникации могут влиять следующие пункты:

- хорошее личное понимание между отправителем и получателем, основанное на уважении и вере в равенство, неприкосновенности и честности;

- соглашение на процедуре обратной связи. Осуществление обратной связи подразумевает мета-общение (общение об общении). Для этого процесса создан набор простых правил, например: процесс обратной связи имеет более высокие приоритеты, чем основное общение, т.к. во время обратной связи нельзя быть невежливым;

- желание понять друг друга, даже если это требует больших временных затрат и энергии;

- определение ситуации терминами чьих-либо чувств ведет за собой интерпретацию, но не старание объяснить ситуацию объективными терминами.

Исследования зарубежных ученых показали, что существует три способа передачи культурной информации в организации:

1) горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со «сверстниками»;

2) непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его «родителей» как на практике, так и на специальных курсах;

3) вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передаются от «родителей» к «детям» [2, с. 213-215].

Иными словами, информация к сотруднику может поступать несколькими способами: спускаться сверху, передаваться из одного отдела в другой или путем обучения у консультантов.

Данные способы передачи культурной информации позволяют предположить, что в процессе передачи информации задействовано большое количество людей, групп. Их можно условно разделить на несколько групп в зависимости от выполняемых функций:

- «авторитеты» – прививают сотруднику культурные нормы и ценности на собственном примере;

- «опекуны» – осуществляют наблюдение за вновь пришедшими сотрудниками, удовлетворяют его физические и эмоциональные потребности;

Информация о работе Среда деятельности организации