Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа
В частности, американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
- Физическая и эмоциональная выносливость.
- Понимание назначения организации и направления ее деятельности.
- Энтузиазм.
- Дружелюбие, приязнь и расположение других.
- Порядочность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
1.1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИДЕРСТВА 7
1.2. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 9
1.2.1. ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИЬЕЛЯ 12
1.3. СИТУАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО 16
2. КОМАНДЫ И РАЗДЕЛЕННОЕ ЛИДЕРСТВО 20
2.1. ЗАМЕНИТЕЛИ ЛИДЕРСТВА 20
2.2. «ДВИГАТЕЛЬ» ЛИДЕРСТВА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Однако совокупность лидерских качеств еще не является исчерпывающей характеристикой лидера и его поведения. Важно и то, как эти качества проявляются, каковы их «приоритеты».
1.2. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
Личностные качества лидера, конечно же, играют большую роль в его практической деятельности. Однако в конечном итоге важнее не то, что представляет собой лидер как личность, а то, что эта личность делает и как себя ведет. Поэтому исследователями лидерства было предложено несколько подходов к описанию поведения лидера, которое можно охарактеризовать как стиль лидерства.
Одним из первых описание стилей лидерства дал К. Левин, вьделивший авторитарный, демократический и пассивный стили. Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами. Поэтому были предприняты попытки усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров.
Позднее Р. Танненбаум и У. Шмидт предложили схему, получившую название континуума лидерского поведения (рис. 2), которая показывает, что лидер имеет широкий выбор форм поведения по отношению к своим последователям. Важной особенностью подхода Танненбаума-Шмидта был акцент на том, что стиль лидерства должен выбираться в зависимости от того, каков источник полномочий лидера: формальная власть (т.е. власть, которой обладает лидер вследствие своего формального положения в организации) или личностные качества.
Власть — возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей
Если власть лидера основывается преимущественно на его личностных качествах, то поведение лидера в большей степени демократическое и ориентировано на отношения; лидер при этом предоставляет последователям большую свободу действий.
При
движении к противоположному концу
континуума поведение лидера становится
более авторитарным и ориентированным
на решение задачи, причем последователям
предоставляется все меньше свободы действий.
Рис. 2. Континуум лидерского поведения по Танненбауму и Шмидту
Однако,
пожалуй, наибольшую популярность среди
практиков получила система описания
стилей лидерства, получившая название
«управленческой решетки», предложенная
Р. Блейком и Дж. Моутон. «Управленческая
решетка» — это двумерная схема, горизонтальная
ось которой отражает ориентацию лидера
на выполнение задания, а вертикальная
— его ориентацию на отношения между людьми.
Оси шкалированы (от 1 до 9). На рис. 3 показана
«управленческая решетка» и даны описания
пяти стилей с указанием соответствующих
координат.
Рис.
3. Управленческая решетка Блейка-Моутон
Анализ собственного стиля лидерства чрезвычайно полезен каждому менеджеру. Для его проведения необходимо хотя бы в общих чертах владеть навыками самоанализа и понимать основные особенности своей личности.
Подход Блейка и Моутон, пусть неявно, указывает на существование наилучшего стиля лидерства — группового управления с координатами (9, 9). Между тем, практика свидетельствует, что во многих случаях эффективными оказываются и другие стили лидерства. Более того, изменения в организации могут потребовать смены стилей лидерства. Возникает вопрос: чем следует руководствоваться при выборе стиля лидерства? Ответ на этот вопрос отчасти дают теории ситуационного лидерства.
Возможность
«переключения скоростей» лидерства определяется
во многом тем, какой властью и влиянием
обладает менеджер. Нехватка властных
полномочий может резко снижать эффективность
индивидуальной деятельности менеджера,
в то время как их избыток может приводить
к злоупотреблению властью, как показывает
рис. 4.
Рис. 4. Личная
власть как опора и как камень
преткновения
1.2.1. ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИЬЕЛЯ
Под влиянием понимается процесс, при котором одна из сторон стремится изменить поведение, отношение и восприятие других сторон.
Влияние
— асимметричные отношения
Методы влияния могут быть различны. Один человек может влиять на другого даже с помощью одних лишь идей.
Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другого, в организации разнообразны: от просьбы, высказанной шепотом, до угрозы увольнения. Способность руководителя влиять на подчиненных может определяться как личностными качествами менеджера, так и ситуационными факторами, а также объемом властных полномочий руководителя.
Влияние и власть определяются способностями руководителя и зависят от способностей исполнителя, а также от ситуации, в которой осуществляется управление. Исходя из этого можно утверждать, что подчиненные также обладают властью по отношению к руководителю в таких вопросах, как получение необходимой информации для принятия решения; выполнение заданий к определенному сроку; формирование неформальных контактов в организации; взаимовлияние членов социальной группы.
Приведенная ниже табл. 4 дает представление о разнообразии возможных стратегий влияния [3; с.316-317]. .
Таблица 4.
Стратегия
влияния
Возмездие (принуждение и запугивание) | ||
Общая форма
Угроза Социальное давление Достаточно Ощущаемый недостаток и давление времени Избегайте причинять боль другим |
"Если вы
этого не сделаете, вы пожалеете!"
"Если вы не подчинитесь, я вас накажу" "Другие члены вашей группы согласны; так какое ваше решение?" "Я перестану к вам придираться, если вы подчинитесь" "Если вы не начнете действовать прямо сейчас, вы упустите возможность/создадите проблемы другим людям" "Если вы не согласитесь, это причинит вред другим" | |
Взаимодействие (обмен и интеграция) | ||
Общая форма
Обещание Уважение "Кредит" Обязательство Взаимный компромисс Рост обязательств |
"Если вы
сделаете X, вы получите Y"
"Если вы подчинитесь, я вас вознагражу" "Люди, мнением которых вы дорожите, будут думать лучше (хуже) о вас, если вы подчинитесь (не подчинитесь)". "Я сделаю для вас что-нибудь, чего вы хотите; вы тогда сделаете это для меня?" "Вы обязаны подчиниться мне, поскольку в прошлом я оказал вам услуги" (Даже если я не беру на себя никаких обязательств в отношении будущего...) "Я снизил
мое первоначальное "Я заинтересован
только в небольшом | |
Обоснование (убеждение, основанное на фактах, потребностях и личных ценностях) | ||
Общая
форма Доказательство Потребность Достижение цели Схожесть ценностей
Готовность Лояльность Альтруизм |
"Я
хочу, чтобы вы сделали X, поскольку
это согласуется с /хорошо для/ "Эти факты /мнение экспертов демонстрируют достоинства моей позиции/ просьбы" "Вот что мне надо, вы поможете ?" "Уступчивость поможет вам достичь своей личной цели" "Это действие
соответствует вашей "Мы бы предприняли эту попытку, если бы могли положиться на ваши способности/опыт" "Поскольку мы друзья, вы сделаете это?" "Группе нужна ваша поддержка, сделайте это для общего блага" |
Однако понимания спектра стратегий влияния еще не обеспечивает лидеру успеха в реализации его задач. Он должен правильно использовать эти стратегии в зависимости от ситуации. Таблица 5 помогает понять взаимосвязь стратегий влияния и ситуационных факторов [3; с.319-320].
Описанные
в таблице формы влияния хороши
каждый в свое время, т.е. в зависимости
от конкретной ситуации. Одним из решающих
факторов выбора стиля лидерства является
этап развития, на котором находится организация
и конкретная группа. Осознание этого
обстоятельства и привело к разработке
целого спектра моделей так называемого
ситуационного лидерства.
Таблица 5.
Сравнение стратегий влияния
|
1.3. СИТУАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО
Существует несколько подходов к ситуационному лидерству, которые различаются по выбору критериев, определяющих управленческую ситуацию. Например, Ф. Фидлер предложил подход, в рамках которого важнейшими ситуационными факторами являются отношения между лидером и последователями, структурированность работы (т.е. ясность в отношении того, что и как делать) и властная позиция лидера в организации. В модели «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла акцент делается на характеристиках последователей и таких организационных факторах, как организационная культура, содержание и структура работы, система формальных властных отношений. И все же наибольшую популярность в последние годы приобрела теория ситуационного лидерства, авторами которой являются американцы П. Херси и К. Бланшар. Согласно теории Херси-Бланшара, выбор стиля лидерства в существенной степени определяется готовностью последователей выполнять задания. При этом авторы теории четко определяют понятие готовности: работник готов к выполнению задания, если он: 1) способен его выполнить; 2) хочет его выполнить; 3) уверен в своих силах. В свою очередь, способность выполнить задание предполагает наличие у работника необходимых знаний, навыков и опыта. Желание справиться с заданием включает мотивацию и убежденность в необходимости выполнить задания. Таким образом, готовность последователей можно охарактеризовать четырьмя возможными комбинациями факторов, как показано на рис. 1.5.
Готовность
последователей
|
|
| |
|
|
|
|
Способны и хотят или уверены в себе | Способны, но не хотят или не уверены в себе | Неспособны, но хотят или уверены в себе | Неспособны и не хотят или не уверены в себе |
РЕГУЛИРУЕТСЯ САМИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ |
НАПРАВЛЯЕТСЯ ЛИДЕРОМ |