Сравнительный анализ стилей лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

В частности, американский исследователь Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:
- Физическая и эмоциональная выносливость.
- Понимание назначения организации и направления ее деятельности.
- Энтузиазм.
- Дружелюбие, приязнь и расположение других.
- Порядочность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
1.1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИДЕРСТВА 7
1.2. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 9
1.2.1. ВЛИЯНИЕ РУКОВОДИЬЕЛЯ 12
1.3. СИТУАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО 16
2. КОМАНДЫ И РАЗДЕЛЕННОЕ ЛИДЕРСТВО 20
2.1. ЗАМЕНИТЕЛИ ЛИДЕРСТВА 20
2.2. «ДВИГАТЕЛЬ» ЛИДЕРСТВА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

сравнительный анализ стилей лидерства.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Лидерство — понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начала XX в. чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в XVI в., по сути была книгой о лидерстве и власти лидера. Не случайно в наши дни некоторые теоретики менеджмента пытаются применить идеи Макиавелли к объяснению феноменов власти и лидерства в деловых организациях.

     Исследование  лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.

     В частности, американский исследователь  Тид в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства», в которой составил следующий перечень наиболее существенных качеств лидера:

     - Физическая и эмоциональная выносливость.

     - Понимание назначения организации  и направления ее деятельности.

     - Энтузиазм.

     - Дружелюбие, приязнь и расположение  других.

     - Порядочность.

     Однако  теория лидерских качеств не дала значительных практических результатов. Оказалось, что примерно одинаково успешные лидеры могут обладать сильно различающимися и даже взаимоисключающими качествами. Кроме того, составленный исследователями список желательных качеств эффективного лидера чересчур длинный: на практике ни один человек не обладает их полным набором. Иначе говоря, надежда на то, что удастся провести «инвентаризацию» лидерских качеств и на ее основе подбирать лидеров, не оправдалась.

     Цель  данной работы:

  •        сравнительный анализ стилей лидерства.

     Исходя  их цели, мы ставим следующие задачи; 

  • дать представление об основных теориях лидерства;
  • познакомить с особенностями различных стилей лидерства;
  • научить выбирать стиль лидерства, соответствующий ситуации в организации;
  • рассмотреть заменители лидерства;
  • рассмотреть «двигатель» лидерства.

1. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО  В СОВРЕМЕННОМ  МЕНЕДЖМЕНТЕ

 
 

    Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму «менеджер или лидер». Еще не так давно один из исследователей лидерства сформулировал ставшую знаменитой максиму: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Теперь же такое противопоставление уже не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента — инновационной — менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства.

    Далее приведена табл. 1. с описанием свойств менеджера и лидера.

    Однако  можно ли сегодня противопоставлять  качества и виды деятельности, упомянутые в таблице? Менеджер — профессия  массовая, и если раньше, при ограниченной потребности в лидерах, можно было рассчитывать, что лидеры-самородки сами пробьют себе дорогу, то теперь на повестке дня стоит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании навыков лидерства практически у всех менеджеров.

    Одним из важнейших достижений современной  теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства — утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. В целом проблему лидерства в современном менеджменте можно представить в виде «когнитивной карты», показанной на рис. 1 [3; Таблица 1, с.15].

Таблица 1.

Отличие менеджера от лидера  

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает  по целям других Работает по своим целям
Основа  действий — план Основа действий — видение перспекти
Полагается  на систему вы
Использует  доводы Полагается  на людей
Контролирует Использует  эмоции
Поддерживает  движение Доверяет
Профессионален Дает импульс  движению
Принимает решения Энтузиаст
Делает  дело правильно Превращает  решения в реальность
Уважаем Делает правильное дело
 
 
Обожаем
 

 

Рис. 1. "Когнитивная  карта" лидерства 

    Важным  фактором в осуществлении лидером  своих функций являются его личностные качества. Однако не зря говорят, что каждая эпоха выдвигает своих лидеров: конкретная обстановка и динамика внешней среды в существенной степени определяют успех или неудачу того или иного лидера. Поведение лидера и результаты, которых он добивается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности последователей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех.

    Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность лидерства, является национальная культура. Сейчас уже совершенно ясно, что сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это не только почти очевидное утверждение — это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями в условиях глобализации бизнеса, приводящей к использованию человеческих ресурсов без оглядки на национальное происхождение работника.

    Сейчас  много спорят об особенностях российской деловой  культуры. В этих дискуссиях не проходят мимо проблемы лидерства  и отношения к  власти. Ниже приводится суждение Михаила  Делягина, высказанное  во время обсуждения проблемы национальных особенностей российского менеджмента, организованного журналом «Эксперт».

    Яркой российской особенностью является парадоксальное сочетание безусловной, априорной враждебности к власти с чувством кровного родства с этой властью и готовностью ее защищать по отношению ко всем внешним воздействиям. То есть мой начальник плох уже просто потому, что он начальник. Но я и мои сослуживцы — единственные, кто может говорить об этом. Это как бы внутрисемейное дело, которое касается только членов семьи — трудового коллектива. И если кто-то посторонний повторит мне мои собственные слова — это будет наглость, это будет оскорбление мне. То есть мой начальник плох, но это мой начальник...

    И при этом коллектив, как правило, наглухо  закрыт для своего руководителя. Когда кто-то становится начальником, он принадлежит уже к другому, более высокому уровню, он уже не первый среди равных, а чужой. Он ушел, «ушел на повышение» — так ведь и говорят. Он может быть хорошим, может с вами водку пить и чай, поздравлять с днем рождения, вы можете к нему заходить домой или открывать ногой дверь в кабинет, и вы любите его — но он уже чужой, и вы сто раз подумаете, прежде чем рассказать ему реальную ситуацию.

1.1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИДЕРСТВА

 
 

    Со  времен создания теории лидерских черт неоднократно предпринимались попытки определения областей компетенции эффективного лидера. Эти попытки вполне оправданы, поскольку с их помощью исследователи пытаются ответить на вопрос: что же именно должен уметь делать лидер? Понятно, что с усложнением задач, стоящих перед лидерами бизнеса, расширяется и спектр навыков, которыми они должны обладать [3; Таблица 2, с.20]..

   Таблица 2. 

Качества, наиболее часто встречающиеся у  успешного лидера 

Интеллектуальные  способности Черты характера  личности Приобретенные умения
• Ум и логика • Инициативность • Умение заручаться поддержкой
• Рассудительность

• Проницательность

• Гибкость

• Бдительность

• Умение кооперироваться 

• Умение завоевывать  популярность и престиж

• Оригинальность • Созидательность и творчество • Такт и дипломатичность
• Способность  к концепуализации  • Честность • Умение брать  на себя риск и ответственность
• Образованность

• Знание дела

• Умение выражать свои мысли

• Целостность  личности

• Смелость

• Уверенность  в себе

• Умение организовывать

• Умение убеждать

• Умение изменять себя

• Любопытство  и способность осваивать новые  знания и навыки • Уравновешенность • Надежность
• Острая интуиция • Независимость

• Самостоятельность

• Амбициозность

• Потребность  в достижениях

• Настойчивость  и упорство

• Энергичность

• Властность

• Работоспособность

• Агрессивность

• Стремление к  превосходству

• Обязательность

• Участливость

• Умение шутить и понимать юмор

• Умение разбираться  в людях

 

    Данный  перечень вовсе не означает, что успешному лидеру необходимо обладать всеми перечисленными выше качествами. Однако важно подчеркнуть, что многие из этих качеств можно развить с помощью целенаправленной работы. Основное условие при этом — овладение навыком самоанализа, который позволяет определять области самосовершенствования. Полезно, в частности, представлять, в какой степени вы на сегодняшний день обладаете необходимыми лидерскими качествами. Например,  для выяснения этого нужно ответить на вопросы анкеты [3; с.211].. 
 
 
 
 

   Анкета

   Тест  на наличие лидерских качеств 

 
 
 
 
 
 
Никогда Иногда Всегда
1 Фокус Когда вы учите  других, вы сосредоточиваетесь на общей картине лидерства — как трудных, аналитических вопросах, так и на более легких, например, как вы стимулируете к действию людей и как принимаете решения 1 2 3 4 5
2 Передаваемая  точка зрения У вас четко  сформулированная точка зрения относительно идей, ценностей, энергии и готовности к риску, необходимых, чтобы быть успешным лидером в вашей компании 1 2 3 4 5
3 Преданность Вы лично  рассматриваете воспитание других как  важную часть вашего лидерства. Возможности  воспитания лидерских качеств у  других людей не ограничиваются только формальными образовательными программами 1 2 3 4 5
4 Ролевая модель Когда вы учите  других, вы сами открыты для научения. Вы можете указать, чему научились от тех людей, у которых вы были наставником. Люди свободно выражают собственную точку зрения, обсуждают ее с вами, а также предлагают свое видение перспективы 1 2 3 4 5
Если  по всем четырем параметрам вы оценили себя на 5, то вы — выдающийся лидер.
Но  и если оценки меньше 5, то и это  неплохо: самосовершенствование начинается с осознания собственных недостатков.

Информация о работе Сравнительный анализ стилей лидерства