Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа
Мною была выбрана тема «Сравнительный анализ процесса адаптации персонала тренингового центра «Источник» и «Твой мир». Первая компания – самая первая тренинговая компания в Челябинске. Вторая – недавно открывшаяся. Около года назад обострилась проблема привлечения и адаптации молодых специалистов в организации, так как, с одной стороны, компаниям требовались молодые квалифицированные кадры, с другой стороны, поток клиентов был резко сокращен, и текучесть кадров стала минимальной. Сегодня идет подъем интереса к услугам тренеров, а, соответственно, и происходит рост вакансий в компании.
Целью курсовой работы является выявление сильных и слабых сторон компаний путем сравнения их существующих систем и провести теоретический анализ процесса адаптации персонала в целом.
ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретическая часть.
1.1. Сущность и понятие термина «адаптация»..............................................6
1.2. Цели и факторы, влияющие на адаптацию персонала..........................7
1.3 Виды адаптации...........................................................................................9
1.4 Этапы адаптации и её основные направления.......................................14
ГЛАВА II. Сравнительный анализ систем адаптации персонала тренингового центра «Источник» и тренинговой компании «Твой мир».
2.1 Общее описание тренинговых компаний.................................................19
2.2 Система адаптации тренингового центра «Источник».........................21
2.3 Система адаптации тренинговой компании «Твой мир»......................26
2.4 Сравнительный анализ систем адаптации…………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................................34
Введение в должность - непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичками после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и его основными функциональными обязанностями. Непосредственный руководитель раскрывает основное содержание профессиональной деятельности и то, какой вклад работа нового сотрудника вносит в общий успех подразделения и организации в целом. Непосредственному руководителю следует учитывать, что процессу адаптации к должности мешают трудности, связанные с недостатком необходимой информации, неуверенность и страхи, которые могут возникать в первый день работы. Руководитель должен продумать, какие меры могли бы помочь новичку обрести необходимую уверенность.
При введении в должность важно уделить внимание следующим вопросам:
- Общий тип заданий, которые он будет выполнять в течение первых нескольких дней. Готов ли новый работник к успешному их выполнению?
- Требования, предъявляемые к его работе (качество, производительность и др.), степень его ответственности за результаты работы. Достаточно ли хорошее представление о них имеет новый работник?
- Время начала и окончания работы, время обеденного перерыва и регламентированных перерывов, если они предусмотрены. Насколько хорошо осведомлен новый работник об основных требованиях внутреннего распорядка?
- Размер зарплаты и когда новый работник получит свою первую зарплату.
Следует напомнить, что будет неплохо, если и непосредственный руководитель уделит в конце первого рабочего дня время для беседы с новичком. Это позволит решить три задачи:
1. Работнику дается возможность задать вопросы, прояснить то, что осталось неясным.
2. Подчеркивается
3. Помогает закрепить верные установки и настрой на напряженную работу.
Теплый прием и правильно спланированная и хорошо организованная программа адаптации нового работника позволят ему быстро выйти на необходимый уровень профессиональных показателей, направят его мотивацию и установки в нужное русло - на работу с полной отдачей сил на благо организации [13].
Таким образом, процедура приема и оформления на работу кандидата, первая встреча с непосредственным руководителем являются непосредственной частью адаптации работника. Хорошо известно, что первое впечатление в значительной степени определяет дальнейшее поведение работника и его включение в коллектив предприятия.
Вывод по первой главе:
Важно отметить, что термин «адаптация» трактуется учёными-теоретиками Базаровым и Ерёмина широко: как процесс активного приспособления человека к новой среде. [1] Бычкова конкретизирует данный термин, рассматривая его как постепенное взаимное приспособление работника и организации в новых для сотрудника профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда[2]. Выделяют различные цели адаптации, но главными являются сокращение вероятности увольнения новых сотрудников; формирование у новых работников чувства причастности к организации; правильное понимание новым работником своих задач, развитие у него умений и навыков выполнения своих обязанностей; повышение уровня сплоченности в коллективе;
Учёные выделяют
такие этапы адаптации как оцен
Во II главе данной курсовой работы будут рассмотрены существующие системы адаптации тренинговых компаний в трактовке термина «адаптация» Бычковой - профессиональные, социальные, организационно-экономические условия труда.
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА «ИСТОЧНИК» И ТРЕНИНГОВОЙ КОМПАНИИ «ТВОЙ МИР».
Фонд поддержки
инновационных обучающих
- тренинги личностного
роста (на данный момент
- тренинг «Я – женщина»;
- детские мастерские;
- детский тренинг «Отражение»;
- тренинги командообразования («веревочный курс»);
- семинары по целеполаганию, глубинным установкам;
- мастерские отношений «Мужчина и женщина»;
- тренинги из серии «школа начинающего миллионера»;
- мужские семинары;
- личные консультации координаторов лидерских программ, тренеров.
Основной спецификацией является проведение тренингов личностного роста, первая ступень данного курса проводится каждые полтора месяца, полная программа длится от 4 до 6 месяцев. Последняя ступень (лидерская программа) предусматривает организацию и проведение социально значимых проектов. Среди уже проведенных работ есть такие как: помощь онкобольным детям через ЧГОДПОД «Искорка», сбор средств на лечение детей, больных ДЦП, очистка уральских озер от мусора, приведение в порядок челябинских дворов, проведение праздников для детей и взрослых, проведение мероприятий для привлечения внимания общественности к существующим проблемам и т.д. В данный момент организация занимается преимущественно благотворительной деятельностью.
Оплата труда происходит по принципу оклад + проценты. Проценты начисляются при достижении определенного количества человек, набранных на проводимый курс. Так же отдельно оплачивается работа человека, как тренера и в таком случае оплата является сдельной.
Однако при всем при этом компания «Твой мир» пользуется спросом среди людей. Так же активную поддержку оказывают выпускники обоих компаний.
Отделение талантливого координатора и основание новой компании было во многом обусловлено не схожестью подходов к управлению организацией. В связи с этим в «Твоем мире» изначально хотят организовать структуру с точки зрения «науки», а не «по наитию», как это было в «Источнике».
В Челябинске на данный момент существует 14 тренинговых компаний, специализирующихся на проведение тренингов личностного роста. Отношения их между собой далеки от конкурентных. [21].
Кадровая политика:
Поскольку программа
адаптации очень тесно
В условиях возникшего не так давно кризиса политика фонда в области персонала была направлена на сохранение трудового коллектива. В этот период были приняты ограничения приёма новых служащих. Однако, компания сохранила все социальные гарантии и льготы.
Сейчас размер основного потока, проходящих курсы в компании, снова увеличился, и из-за этого встала проблема пополнения кадрового состава высококвалифицированными специалистами, тем более, что компания заинтересована иметь в штате тренеров проводимых курсов, а не приглашенных, как на данный момент. Кадровая политика теперь направлена на решение задачи обеспечения высококвалифицированным персоналом на долгосрочную перспективу. Интересным решением было вовлечение в деятельность компании выпускников курсов, так как они уже имели высокую лояльность и приверженность, но не все имели нужное образование для работы в «Источнике». Так же времени на адаптацию таким сотрудникам требуется значительно меньше за счет того, что в период реализации общественно-значимых проектов происходит тесное сотрудничество всех работников офиса и студентов.
В «Источнике» нет четко задокументированной системы адаптации, но мероприятия по этому вопросу активно проводятся в компании. То есть система адаптации существует негласно. Ее можно условно разделить на:
1. Профессиональная адаптация:
В целях передачи профессионального опыта в компании внедрен процесс адаптации вновь принятых работников через систему наставничества.
Наставничество осуществляется по трем основным направлениям:
Система стимулирования работы наставников неразрывно связана с успешной работой их подопечных.
Большое влияние
на скорость и успешность протекания
адаптационных процессов в
Важным моментом в скорейшей профессиональной адаптации нового работника играет внимание менеджеров к выявлению наиболее перспективных новичков.
2. Социальная адаптация
Одной из наиболее важных составляющих социальной адаптации, её экономической части, является оплата труда и система стимулирования работников.
Ежемесячная заработная плата работников формируется из:
Благодаря наличию у менеджеров образования для проведения семинаров или тренингов компания успешно решает проблему заинтересованности вновь принятого работника получить дополнительные квалификации, что переводит его в разряд «старичков». Безусловно известно, что фактор времени, влияющий на ход социальной адаптации, является субъективно воспринимаемая людьми возможность реализации своих потребностей («социальные ожидания»), с учетом времени их реализации: чем дальше «во времени» конечная цель работника, реализация его наиболее важной социальной потребности, тем меньше уровень мотивированности на участие в совместной деятельности, труднее его «врастание» в коллектив. В данном случае система надбавок позволяет вновь принятому молодому работнику с первого года работы иметь экономический стимул для скорейшей адаптации на, а также способствует сокращению текучести кадров.
Важным фактором привлечения специалистов является наличие огромного количества «нужных связей». Среди выпускников компании есть работники всех сфер, существующих в городе и, благодаря созданным отношениям взаимопомощи, молодые работники всегда могут обратиться за поддержкой, будь то выгодные приобретения, устройство детей в садик и т.д.
Крайне важным представляется вопрос о дальнейших планах работников: намерены ли они продолжать работать на предприятии в ближайшее время? Ответ на него позволяет выявить категорию социально неадаптированных работников. Именно с этой целью работники проходят испытательный срок в течение 4 месяцев. Данный срок является достаточным для выявления неадаптированных работников.
Исходя из приведенных выше мероприятий по адаптации в компании можно сделать вывод, что процедура адаптации работников направлена на:
- обеспечение более быстрого вхождения в должность нового работника;
- уменьшение количества возможных ошибок, связанных с включением в работу;
- снижение дискомфорта первых дней работы;
- объективную оценку уровня квалификации и потенциала работника.
Продолжительность установленного адаптационного периода – 4 месяцев, по времени совпадает со сроком испытания.
Нередко новый сотрудник приходит в компанию по рекомендации своего родственника или знакомого. Такие работники чувствуют себя более уверенно. Но это порождает проблему «двойных стандартов» по отношению к вновь принятым: одних буквально за ручку вводят в новый коллектив, опекая каждый их шаг, другие самостоятельно преодолевают сложности адаптационного периода. Изначально возникают неравные условия на первых порах, что порождает дискомфорт у новичков, нашедших работу самостоятельно.