Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:11, реферат
Сравнительный анализ американской и японской систем управления предприятием, занимающих лидирующее положение в мировой экономике, представляется важным потому, что сегодня США и Япония символизируют успех и процветание. В современном мире американская и японская модели управления являются наиболее ярко выраженными. Занимая доминирующее положение сегодня, американский и японский стили менеджмента в значительной мере содержат в себе элементы систем управления будущего, определяют основные тенденции и направления развития теории и практики науки управления и могут быть использованы в Российских условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторически обусловленные различия американской и японской систем управления………………………………………………………………...4
§1. Организационная культура…………………………………………………...4
§2. Организация процесса управления. Традиции……………………………...5
§3. Процесс принятия решений…………………………………………………..6
Глава 2. Характеристика американской модели менеджмента………………..8
§1. Общие принципы стратегии производства………………………………….8
§2. Иерархическая модель управления производством…………….…………10
§3. Рынок труда………………………………………………………………......12
§4. Оплата труда…………………………………………………………………14
§5. Профсоюз в американской компании………………………………………15
Глава 3. Характеристика японской модели менеджмента…………………….17
§1. Общие принципы стратегии производства………………………………...17
§2. Горизонтальная модель управления производством……………………...18
§3. Рынок труда…………………………………………………………………..19
§4. Оплата труда…………………………………………………………………21
§5. Профсоюз в японской компании……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
§3. Рынок труда
В
японской фирме классификатор профессий
является простым и гибким.
Разграничение трудовых обязанностей
непостоянно и расплывчато, а определение
их содержания достаточно условно.13
Японская фирма не имеет специального персонала для подмены основного рабочего в случае отсутствия последнего. Вместо этого она полагается на массовую помощь других работников или специальное переформулирование трудовых заданий по усмотрению мастера. В случае обнаружения большого количества бракованной продукции причину и решение проблемы ищут на месте, прежде чем прибегнуть к помощи извне.
«Тоета» обучает своих работников, используя систему под названием ротация трудовых знаний, при которой работник регулярно меняет свое рабочее место и последовательно выполняет все виды работ в своем цехе. После определенного периода времени отдельный рабочий развивает свою квалификацию по всем специальностям и становится многофункциональным рабочим. Система ротации трудовых знаний состоит из трех основных частей. Во-первых, каждый менеджер должен освоить все профессии и доказать свои способности работающим в этом цехе. Во-вторых, каждый рабочий в цехе попеременно оказывается на всех рабочих местах и учится выполнять соответствующие операции на любом из них. Заключительным элементом данной системы является график смены рабочими своих функциональных обязанностей с частотой несколько раз в день.
Даже на тех японских предприятиях, где существует специализация рабочих, разграничение их обязанностей является менее жестким, чем на американских заводах.
Ротация трудовых знаний позволяет каждому рабочему узнать весь производственный процесс в цехе. При использовании ротации трудовых знаний передача профессиональных навыков от опытных рабочих к молодым может постоянно осуществляться на неформальной основе посредством помощи и советов опытных рабочих и постоянной практики молодых. В одной из ведущих мировых промышленных компаний (электротехническая фирма «Мацусита дэнки») каждый год 5% сотрудников перебрасывается с одного профиля работы на другой. Что касается менеджеров, то эта цифра доходит до 1/3 их численности. Анализ итогов ротации вносит существенный вклад в решение проблемы эффективной расстановки кадров. “Поставить человека на свое место – значит получить от него максимальную отдачу” (К. Мацусита).
Японская фирма акцентирует внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы. Данная способность развивается посредством получения и распространения рабочими знаний непосредственно в ходе работы.
В японской фирме систематически осуществляется ротация опытных рабочих между соседними цехами. Основной задачей этого процесса, несомненно, является более широкое распространение знаний между последними с целью увеличения их возможностей по решению локальных проблем (а также сокращению неэффективных межцеховых дискуссий, основанных на искажении информации). Однако обучение методом активного обмена знаниями может быть достаточно дорого с точки зрения потери времени и первоначального снижения эффективности.
В реально заключаемых контрактах нет явного пункта, оговаривающего «пожизненность» найма. Существует только негласное понимание между потенциальным работодателем и работником того, что отношения найма при обоюдном желании будут продолжаться до тех пор, пока не возникнет разумная причина для их прекращения в будущем по инициативе одной из сторон. Такой тип найма называют как квазипостоянный найм.
Пожизненный найм может достигать почти сорока лет, и должностной статус работника во время этого периода может меняться вследствие наличия неопределенных факторов, которые невозможно рационально оценить отдельному человеку.14
§4. Оплата труда
Японская фирма пытается стимулировать способных, высокопроизводительных и высококоммуникабельных работников, отбивая у них желание менять место своей работы в середине карьеры. Такая система имеет три важных элемента: систему заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги работника; продвижение по службе отдельных работников на основе индивидуальных заслуг; единовременные выплаты в момент выхода на пенсию. Понятие «пожизненного найма» не означает ничего, кроме отчасти преувеличенной идеализации относительно долгого периода работы в японской фирме, которая является результатом применение данной системы стимулирования.
Работники, имеющие на протяжении длительного периода времени хорошую репутацию в смысле развития своих навыков, получают лучшие возможности для продвижения по службе. В тоже время менее старательные работники имеют значительно худшие перспективы. Поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации.
Институционализация иерархии рангов как системы стимулирования, которая поощряет работника развивать свои контекстуальные навыки, имеет два важных последствия для рынков труда Японии. Во-первых, рынок, на котором имеется спрос и предложение для заключения долгосрочных трудовых контрактов, развивается бок о бок с рынком, на котором предлагаются краткосрочные контракты на выполнение более специфической работы. Во- вторых, рынок, на котором осуществляются перемещения работников в середине их карьеры, до последнего времени оставался менее формализованным и неструктурированным, хотя здесь наблюдаются признаки изменений.
Условия долгосрочной занятости, определяемые на рынке первого типа, в высшей мере неопределенны и неполны. Несмотря на то, что ожидание пожизненной занятости является достаточно высоким, реальная продолжительность найма в среднем бывает значительно короче ожидаемой. Даже если у человека на протяжении своей жизни имеется один и тот же работодатель, вероятность его продвижения по службе совершенно неопределенна, отчасти потому, что фирма не имеет четкого критерия, как, например, стаж работника, при решении вопроса о продвижении по службе или увольнении, а частично потому, что коммерческие результаты деятельности фирмы в течение всей жизни потенциальных работников в большинстве случаев могут быть предсказаны только наугад. Таким образом, долгосрочный контракт о найме заведомо является далеким от совершенства.
Месячный
заработок рабочих японской фирмы
обычно состоит из трех частей:
- выплат, зависящих от особенностей работника
- выплат, зависящих от должности работника
- различных пособий (строительство жилья,
содержание семьи и т.д.)
Размеры выплат, зависящие от особенностей работника, в принципе определяются на основе его стажа и заслуг. За исключением категорий мастеров и управляющих, ранг оплаты работника обычно не связан с выполняемыми им специфическими функциями, и более высокие ранги просто означают более высокий статус работника и более высокий ежегодный рост его заработной платы.15
Для
вновь устроившихся на работы устанавливается
наименьший ранг, соответствующий их
образованию. Коллективное соглашение
между фирмой и профсоюзом работников
оговаривает минимальную и
Оценка
заслуг работника в целом играет
более важную роль в решении о
продвижении его по службе. Поэтому
некоторые рабочие могут
Одним из наиболее важных компонентов заработка работника японской фирмы является выходное пособие при увольнении. Размер таких выплат резко возрастает с увеличением стажа работы в компании, но зависит также от причин увольнения: либо это увольнение по собственному желанию, либо это увольнение по инициативе компании.
Из
анализа структуры оплаты труда
и поощрений можно сделать
следующие выводы:
1. крупные фирмы принимают работников
сразу после окончания ими школы или колледжа
и обучают их на фирме контекстуальным
навыкам
2. большинство работников имеют стимул
трудиться в одной фирме до момента выхода
на пенсию, в этом случае их ожидает большой
размер выходного пособия
В
иерархии рангов работников японской
фирмы каждый ранг соответствует определенному
уровню выполняемой работы и оплаты за
нее. Если работник достигает определенных
стандартов, он может продвинуться на
один ранг вверх. Работа такой иерархии
рангов не следует путать с другим типом
рангового порядка, в котором заранее
предопределено количество мест для каждого
ранга, и работники получают соответствующие
ранги согласно
«относительным» преимуществам (по сравнению
с другими работниками), а не абсолютным
стандартам.
Издержки работника при увольнении в середине карьеры выступают как средство для укрепления дисциплины в фирме.
В
случае если иерархия рангов является
результатам конкуренции на рынке
рабочей силы, она должна отвечать
с точки зрения мотивации следующим
двум условиям 1) фирма должна быть заинтересована
не расторгать контракт, имея в виду возможность
превышения работником стандартных требований
(другими словами, работник данного ранга
должен производить продукции больше,
чем необходимо в соответствии с уровнем
оплаты этого ранга). 2) При наличии потенциала
для сокращения издержек от потери репутации
в обществе она должна в интересах работников
каждого ранга, добросовестно исполняющих
свои обязанности, поддерживать соответствующий
уровень оплаты труда.16
Забота
о репутации имеет важное значение
и для работника, и для работодателя
в процессе разрешения проблемы морального
риска и для сдерживания квалифицированного
работника от преждевременного увольнения.
Существуют два важных аспекта, касающихся
роли репутации в японской фирме.
Первый затрагивает репутацию работника,
который увольняется сразу после окончания
обучения, и репутацию фирмы, которая в
условиях ухудшения деловой конъюнктуры
ее деятельности увольняет преимущественно
пожилых работников.
Уволенные работники могут испортить
свою репутацию и понести большие издержки,
связанные с увольнением. Другие фирмы,
которые позже берут их к себе на работу,
рассматривают их только как низкопроизводительных
работников. Это не только предостерегает
рабочих от уклонения от работы, но также
сдерживает квалифицированных работников,
обученных в фирме, от увольнения.
§5. Профсоюз в японской компании
Для того, чтобы коллектив был способен представлять свои интересы в вопросах определения общего уровня оплаты и формирования управленческой политики, связанной с их благосостоянием, и смог эффективно договориться об этом с администрацией, необходимо наличие коллективного соглашения на уровне предприятия. Вот почему профсоюз работников предприятия играет важную роль в японской фирме: он представляет коллективный интерес работников предприятия и интегрирует его в процесс решения вопросов внутрифирменного распределения и выработки управленческой политики.
Профсоюз объединяет всех постоянных работников неуправленческих должностей. Создание этого уникального института трудовых соглашений не было предписано законом, а произошло в процессе индустриализации после второй мировой войны.
Однажды определенная как независимая, любая организация работников или их представителей имеет право вести переговоры с администрацией, какой бы малочисленной она ни была. Теоретически возможно, чтобы работники одной фирмы были представлены в нескольких конкурирующих профсоюзах или одним отраслевым профсоюзом. Соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.
Несмотря
на то, что японские законы позволяют
группам работников одной фирмы
быть членами в различных организациях,
руководство профсоюза предпочитает отстаивать
интересы всех работников одной фирмы
таким образом, чтобы он мог быть эффективным
представителем интересов в переговорах
с администрацией. Появление конкурентного
профсоюза определенным образом ослабляет
его в торгах с менеджментом. Однако, так
как поддержка большинства не гарантирует
эксклюзивных представительских прав,
руководство профсоюза должно уметь находить
консенсус, с тем чтобы обеспечить себе
поддержку различных категорий рядовых
членов. В противном случае последовательное
пренебрежение интересами меньшинства
может привести к формированию конкурентной
организации, выражающей их интересы.
Следовательно, руководство профсоюза
работников предприятия должно прилагать
большие усилия с целью сбалансировать
интересы различных групп, что требует
больших политических навыков у профсоюзных
лидеров. Последние должны быть в основном
работниками компании, не получающими
в ней заработной платы, а не профессиональными
политиками, хорошо разбирающимися в юридических
формальностях.
Информация о работе Сравнительный анализ американской и японской модели менеджмента