Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:54, реферат
Целью работы является изучение способов и методов разрешения конфликтов.
Из цели были выделены следующие задачи: изучить, раскрыть, описать, рассмотреть конфликт и дать рекомендации по устранению конфликтных ситуаций.
Введение
1. Определение термина конфликт, его типология, стадии и структура
2. Возникновение конфликта в процессе делового общения
3. Стили разрешения конфликта
4. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
Заключение
Список литературы
- если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, но необходимо найти общее решение;
- основная цель – приобретение совместного опыта работы;
- существуют длительные,
прочные и взаимозависимые
- необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельности;
- обе стороны не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Стиль компромисса
Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса – Килменна. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.
Этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
- обе стороны имеют одинаково
убедительные аргументы и
- удовлетворения желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;
- возможно временное решение, так как нет времени для выработки другого, или другие подходы к решению проблем оказываются неэффективными;
- компромисс позволит хоть что - то получить, чем все потерять;
- в результате компромисса вам удается сохранить взаимоотношения.
Стиль уклонения
Стиль уклонения реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон. Этот стиль рекомендуется использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.
Конфликтующая сторона может использовать стиль уклонения, если:
- считает, что источник
разногласий тривиален и
- знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;
- обладает малой властью
для решения проблемы
- хочет выиграть время,
чтобы изучить ситуацию и
- считает, что решить проблему немедленно опасно;
- подчиненные могут сами урегулировать конфликт;
- решение проблемы может ухудшить ваше здоровье;
- в конфликте участвуют
трудные с точки зрения
Стиль приспособления
Этот стиль означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы. Томас и Килммен считают, что иногда это – единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важным, чем ваши, или его переживания – более сильными.
Стиль приспособления, может быть, применим в следующих ситуациях:
- восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
- предмет разногласия
не важен для вас или вас
не особенно волнует
- вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
- вы осознаете, что, правда, не на вашей стороне;
- вы чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Надо научиться эффективно, использовать каждый из стилей и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Для этого желательно определить наиболее характерный для вас стиль разрешения конфликтов на основе теста К. Томаса «Ваш способ реагирования в конфликте».
Этот тест поможет вам определить, какой стиль вы используете чаще, какой – реже.
Картография конфликта
Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х. Корнелиусом и Ш. Фейером (11). С ее помощью можно наметить наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. В первую очередь следует определить:
- проблему конфликта в общих чертах;
- истинную причину конфликта;
- действительных участников конфликта;
- подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта;
- существовавшие до
конфликтной ситуации межличнос
- отношение к конфликту
лиц, не участвующих в нем,
но заинтересованных в
По мнению специалистов, такая карта позволит:
- ограничить дискуссию
определенными формальными
- создать возможность
совместного обсуждения
- уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
- возможность увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;
- выбрать наиболее оптимальные пути разрешения конфликта.
Однако прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1) хотите ли благоприятного исхода;
2) что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
3) как бы вы себя
чувствовали на месте
4) нужен ли посредник для разрешения конфликта;
5) в какой ситуации
люди могли бы лучше открыться,
Как же вести себя с конфликтной личностью?
Во-первых: необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые нужды, которые связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом.
Во-вторых, следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
В-третьих, не принимать
на свой счет слова и поведение
данного человека, зная, что удовлетворения
своих интересов трудный
В-четвертых, при выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится.
В-пятых, если считаете необходимым продолжением общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться.
В психологии выделяют следующие типы конфликтных личностей:
1) «Демонстративный» - чаще всего это холерик. Они любят быть на виду, имеют завышенную самооценку, рациональное поведение выражено слабо.
2) «Ригидный» - люди этого
типа не умеют перестраиваться,
3) «Педант»- личность, которая
всегда пунктуальна,
4) «Бесконфликтный» - человек,
сознательно уходящий от
5) «Практик» - действующий
под лозунгом «Лучшая защита
– нападение». Для такого человека
самым важным является
Существуют и другие типологии трудных людей. Такие как:
1) «агрессист» - говорящий грубые колкости, раздражающий людей
2) «жалобщик» - человек, охваченный какой- то идеей и обвиняющий других во всех грехах, но сам ничего не делает для решения проблемы.
3) «разгневанный ребенок»
- человек, по своей природе
не зол, а взрыв эмоций
4) «максималист» - человек, желающий чего – то без промедления, даже если в этом нет необходимости
5) «молчун» - держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом срывает зло на ком- то.
6) «тайный мститель»
- человек, причиняющий
7) «ложный альтруист» - якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться, в виде требования компенсации и т.д.
8) «хронический обвинитель» - всегда выискивающий ошибки других, что он всегда прав, а, обвиняя, можно решить проблему.
4. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения:
- социально – психологический тренинг;
- аутогенная тренировка;
- самоанализ конфликтного поведения;
- индивидуально –
психологические
- посредническая деятельность психолога.
Методы позволяющие снять напряжение.
Метод переключения на другой вид деятельности – связан с двигательной активностью, Так, если находитесь на работе, займитесь любимым видом деятельности: переберите бумаги, полейте цветы, заварите чай, переставьте стол, пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору, зайдите в туалетную комнату и подержите 4-5 минут руки под холодной водой, подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья.
Метод визуализации – мысленно выразите свои чувства и переживания или что – то сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем тогда, когда не можете излить свое раздражение. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.
«Заземление» - представьте: гнев входит в вас от оппонента как пучок отрицательной энергии. Затем представьте себе, как эта энергия опускается в ноги и свободно уходит в землю.
Метод «Умышления оппонента в росте» - представьте себе, что в входе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можете наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.
Метод «настроения» - возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Пишите те слова, которые первыми приходят в голову, долго не думая.
Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его. Скомкайте изорванные куски листа и выбросьте их в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.
Метод «внутренний луч» - можно использовать на начальной стадии раздражения, когда происходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение.
Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки. В верхней части головы возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опускаются плечи, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, освобождается шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойствия, уверенного и благополучного человека.
Упражнение: «мой дом» («моя комната»). Для его реализации необходимо сесть, расслабиться и начать строить в воображении свой любимый дои или комнату с видом на речку, озеро, лес или куда - то еще. Обставьте его, как хотите, представьте свое кресло, любимое место в нем. Запомните его и мысленно уходите в него отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в нем 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил.
Существует еще один способ снятия психологического напряжения, который состоит в том, чтобы не просто взглянуть на ситуацию, которая привела к такому состоянию, а спросить себя: « Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным к аналогичным ситуациям в будущем? Как я могу приобрести уверенность в себе, если столкнусь с подобным случаем снова?» Такой подход поможет освободиться от отрицательных эмоций, поскольку научит поступать правильно в аналогичных ситуациях и избежать стресса.