Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:14, курсовая работа
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарного владения конфликтологией. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всём при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.
Введение…….…………………………………………………………… 3
1. Определение конфликта…….………………………………………. 5
1.1. Мнение социологов и философов….……………………………. 5
1.2. Модель конфликта как процесса……..…………………………. 7
1.3. Функции конфликта……………………………………………… 8
1.4. Классификация конфликтов…………………………………….. 9
1.5. Основные типы конфликтов по отношению к субъектам…….. 10
2. Причины конфликта в организации………………………………… 12
2.1. Группы работников по приверженности к конфликтам……….. 14
2.2. Типы работников по Роберту Брамсону………………………… 14
3. Управление конфликтными ситуациями…………………………… 16
3.1. Прогнозирование конфликта…………………………………….. 16
3.2. Предупреждение и регулирование конфликта………………….. 17
3.3. Методы управления конфликтом………………………………… 19
3.4. Задачи руководителя при разрешении конфликта……………… 22
3.5. Цена конфликта…………………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………. 25
Список используемой литературы……………………………………… 27
Регулирование - это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализацию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний:
производственной системы;
технологической дисциплины;
трудовой дисциплины;
финансовой и плановой дисциплины;
системы стимулирования и мотивации труда;
системы снабжения и сбыта;
маркетинговой системы.
К причинам, обусловливающим необходимость регулирования деятельности организации, относятся:
отклонения от плановых показателей состояния внутренней среды организации (ухудшение производственной или технологической дисциплины, старение оборудования, сбои, поломки, аварии и т.д.);
отклонения от плановых показателей, вызванные изменениями внешних факторов среды, (отношения с поставщиками, клиентами, рынками сбыта, государственными структурами, резкие изменения курсов валют, экономические кризисы и т.д.);
отклонения, связанные с организационными конфликтами.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Из графика (рис. 2) видно, что бесконфликтность (безразличие всех ко всему) и очень высокая конфликтность обусловливают снижение эффективности деятельности организации. Таким образом, существует оптимальный уровень конфликтности (зона от точки А до точки В), обеспечивающий нормальное функционирование организации. Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для неё (диапазон АВ). Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию. Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведёт к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.
Рис.
2. График конфликтности
3.3.
Методы управления
конфликтом
К структурным методам управления конфликтом относятся:
• приказы, распоряжения, директивы и т.д.;
• методы «разведения» участников конфликта по ресурсам, целям, средствам труда и т.д.;
• методы «страхования» от конфликтов (через создание резервных запасов финансовых и материальных средств);
• методы объединения участников конфликта;
•
методы с использованием интеграционных
механизмов (антикризисные комитеты,
введение постов заместителей, кураторов,
координаторов и т.д.).
Межличностные стили разрешения конфликтов:
уклонение (зона 3);
сглаживание (зона 4);
принуждение (зона 1);
через сотрудничество и решение проблемы (зона 2);
через
поиск компромисса (зона 5).
Рис.
3. Межличностные стили разрешения
конфликтов
Причины сопротивления переменам:
страх потери функции;
страх потери заработка;
страх появления новых проблем.
Методы преодоления сопротивления:
• образование, переквалификация, переподготовка сотрудников;
• привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен, создание у сопротивляющихся мотивации к переменам;
эмоциональная и психологическая поддержка;
«покупка» работников с помощью материальных стимулов;
переговоры
(обоснование необходимости
кооптация (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во введении новшеств);
маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы);
принуждение (угроза лишить работы, продвижения по службе, снижения заработка и т.д.);
увольнение
работника.
Завершение конфликта - заключительный этап управления. Возможные формы завершения конфликта:
Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта:
разделение оппонентов, например, прекращение отношений участников конфликта (увольнение с работы);
устранение (уничтожение) одной из сторон или обеих сторон конфликта;
исчезновение или изъятие объекта конфликта;
устранение дефицита объекта конфликта.
Неразрешённый конфликт часто ведёт к стрессу сотрудников.
Стресс - это значительно отклоняющееся от нормы состояние чувственной и эмоциональной сферы человека, когда его восприятие окружающей среды и поведенческие реакции неадекватны ситуации.
Основные причины стресса:
организационные факторы (недогрузка, перегрузка, плохие физические условия работы, конфликт и неопределенность ролей);
личностные факторы (смерть близких, конфликты в семье, плохие материальные условия и др.);
неправильное соотношение между властными полномочиями и ответственностью.
Угасание или затухание конфликта - временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную:
снижение значимости объекта конфликта, потеря мотива к борьбе, переориентация мотивов;
истощение сил, ресурсов;
перерастание в другой конфликт при смене объекта конфликта;
подавление или отмена конфликта.
Урегулирование конфликта:
выработка
соглашения в результате переговоров
(изменение поведения в
разрешение конфликта (изменение установок, эффективно приводящих к окончанию конфликта), устранение основных противоречий или различий, являющихся причинами конфликта или минимизация проблем.
Отметим,
что формы завершения конфликта
чаще всего подразделяются на самостоятельные
или вмешивающиеся, т.е. с использованием
третьих лиц. В последнем случае
на современном этапе говорят
об использовании переговоров
3.4.
Задачи руководителя
при разрешении конфликта
Большое значение, по мнению психологов, в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.
Предполагая
провести беседу со своим оппонентом,
руководитель (если он сам является
одной из сторон конфликта) должен предварительно,
по возможности полно
Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
Цель конфликтующих. В чём конкретно заключаются цели конфликтующих? Всё ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для её достижения?
Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, конечно, проблемы деловой и эмоциональной атмосферы, способствующей установлению благоприятного психологического климата в организации.
Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, руководитель должен сохранить контроль над ситуацией, т.е. Направить ход разговора в нужное русло, в соответствие со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с её участниками, способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей.
3.5. Цена конфликта
А.С. Кармин определяет понятия цены конфликта и цены выхода из конфликта.
Цена конфликта складывается из суммы трёх величин:
затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность;
ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны;
потерь, связанных с ухудшением общей ситуации.
Цена
выхода из конфликта в свою очередь, это
разность между утратами, с которыми сопряжён
выход из конфликта (статуса, перспектив,
каких-то приобретений, затрат на реорганизацию,
нахождение новых возможностей и т.д.)
и приобретениями, которые даст выход
(освобождение сил для другого поля деятельности,
открытие новых возможностей и т.д.). Если
приобретения больше, чем утраты, то выгода
от прекращения конфликта очевидна. Но
чаще выгоды представляются туманными
и гипотетическими, тогда как утраты отчётливо
заметны. Для такого случая работает схема
сравнения цены конфликта и цены выхода
из него: если цена выхода превышает цену
участия, имеет смысл продолжить противостояние,
в обратной ситуации разумнее прекратить
конфликт, остановив бессмысленное увязание
в нём.
Заключение
Изменить
отношение к конфликтам практически
означает изменить взгляд на жизнь. В
трудных ситуациях не всегда нужно
искать безупречное решение. Такой
поиск не только может поставить
в безвыходное положение, но и
сам по себе может оказаться
Информация о работе Способы разрешения конфликтов на предприятии