Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:02, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение специфики производства товаров и услуг в XXI веке.
Задачами написания данной работы является:
Изучить сущность «общества услуг»;
Рассмотреть особенности управления производством товаров и услуг, сходства и отличия;
Рассмотреть сущность системы «точно во время» - Just in time (JIT) и проблемы ее применения;
Проанализировать практику производства товаров и услуг на конкретном предприятии.
Введение 3
1. Сущность «общества услуг» 4
2. Особенности управления производством товаров и услуг: сходства и отличия 11
3. Сущность системы «точно во время» - Just in time (JIT) и проблемы ее применения 15
4. Практика производства товаров и услуг на СЗАО «БелТЭН» 18
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приведенная классификация является основной классификацией услуг в сфере нематериального производства, самый общий подход к классификации услуг. Ее вполне можно дополнять новыми видами услуг и развивать в дальнейшем. Услуги, к примеру, можно классифицировать по степени контакта с потребителем, по степени регулирования законодательными и нормативными актами, по трудоемкости, по сегментам потребителей, подразделять на деловые услуги и услуги личного характера, по другим характеристикам. Классификация услуг может осуществляться по степени их неосязаемости.
Чем меньше выражен признак материальности у услуг, тем меньше их маркетинг похож на маркетинг товаров. Нематериальные услуги можно оценить только после их получения, при этом, в силу различных факторов, оказывающих влияние на сам процесс оказания услуг, поддерживать постоянный уровень обслуживания довольно сложно.
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделив отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления организацией и специфику применения маркетинга. Разнообразные подходы к сегментации услуг могут оказаться полезными при позиционировании услуг на рынке и побудить к поиску новых видов услуг, на рынке не представленных.
Кроме этого, постоянно появляются и новые виды услуг, в которых возникает потребность у общества.
Многие ранее обособленные виды услуг начинают объединяться в рамках одной компании.
Повысить эффективность предоставления услуг можно за счет усиления участия самих потребителей в производстве услуг путем реализации следующих мер - продажи товаров через Internet, по телефонным и почтовым заказам, а также посредством быстрой доставки к конечному потребителю, использования различных вариантов самообслуживания покупателей – АЗС самообслуживания, магазинов самообслуживания, тренажерных залов самообслуживания, установки торговых и игровых автоматов, а также считывающих устройств в кассах магазинов.
Таким
образом, предоставляя потребителю
возможность выполнить часть
какой-либо услуги самостоятельно, мы
фактически изменяем ее природу делая
более привлекательной и доступной для
него.
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
ТОВАРОВ И УСЛУГ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ
Отношения управления — это комплекс сложных всесторонне установленных связей, формирующихся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления. Они могут быть формальными и неформальными, отраслевыми и межотраслевыми, территориальными и международными, временными и постоянными. Отношения управления формируются на основе экономических законов, принципов, методов и функций управления.
Принципы управления — это фундаментальные истины, которые обосновывают, разъясняют связи как между объектом и субъектом управления, так и внутри каждого из них. Они отражают особенности, присущие управленческой системе в целом, отдельным ее элементам, явлениям, процессам, а также содержание и взаимосвязи основных элементов системы управления.
Современный менеджмент базируется на таких основных принципах:
Практика показывает, что на экономическое содержание менеджмента оказывают влияние национальные, исторические, экономические, социальные и др. особенности того или иного государства. В частности это находит выражение в различных видах и формах реализации менеджмента. Среди наиболее часто используемых выделяются: предпринимательский, кооперационный, внутрифирменный, креативный, оперативный, технологический менеджмент, тайм-менеджмент, маркетинг, консалтинг, инжиниринг и др. Указанные виды менеджмента находят широкое применение в сфере услуг различных стран мира. Причем, в ряде стран менеджмент, достигший высокого развития, определяет успех реализации национальных экономических программ как в материальном производстве, так и в сфере услуг.
Так, в Японии менеджмент ориентирован на «мягкие» социально-культурные факторы и имеет следующие характерные черты:
Производство – создание добавленной стоимости основано на переработке ресурсов в качественно новое состояние. Производство может быть материальное (автомобиль, книга, хлеб и т.д.), либо нематериальное (компьютерные программы и т.п.)
Оказание услуг – создание добавленной стоимости за счет проведения работ, удовлетворяющие потребности потребителя (клиента). Все услуги можно условно разделить на потребительские (где клиентами выступают люди – конечные потребители, например: парикмахерские, туристические, переводческие и т.п.) и деловые (клиенты – как правило – организации, заинтересованные в обеспечении и сопровождении своей деятельности, например: бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые и т.п.) Некоторые виды услуг (например, юридические, брокерские) могут быть оказаны как частным лицам, так и организациям.
Многие виды работ на большинстве предприятий относятся к сфере обслуживания производства и прямо зависят от него. Если производственный сектор имеет тенденцию к сокращению, то связанная с производством сфера услуг (например, технический сервис, обеспечение безопасности, финансовые услуги и др.) тоже уменьшится.
Естественно, что системы по предоставлению услуг и производству товаров принципиально различны. Но они имеют много общего: каждая из них требует планирования действий, стимулирования персонала, управления ресурсами, эксплуатации оборудования, обеспечения стандартов качества, прежде всего удовлетворения потребностей заказчиков.
Производство
и обслуживание часто совпадают
в том, что сделано, но различаются
в том, как это сделано.
Основные различия между производством и сферой услуг
Характеристика | Производство | Сфера услуг |
Конечный
результат
(материальный) |
Осязаемый | Неосязаемый (нематериальный) |
Уровень контакта | Низкий с потребителем | Высокий |
Трудоемкость | Низкая | Высокая |
Измерение | Легко производительности | Трудно |
Возможность | Высокая исправить неполадки | Низкая |
В действительности большинство производственных и сервисных систем представляет собой смешанные типы. Например, обслуживание и ремонт техники и оборудования — это услуги, которые предоставляет практически каждая производственная организация. Одновременно большинство предприятий сферы обслуживания обычно продают товары, дополняющие их услуги.
Развитие сектора обслуживания и сектора производства важно для экономики Беларуси. В настоящее время темпы роста сектора обслуживания во много раз опережают темпы роста производства.
В результате рационализации промышленности неизбежно должно высвобождаться большое количество рабочей силы, для которой нужно срочно создавать новые рабочие места, мировая практика показывает, что альтернативу занятости в промышленности составляет сфера услуг. Гостиницы, рестораны, розничная торговля способны «вобрать» людей с минимальными навыками. В то же время для Беларуси очень важно развивать те отрасли, в которых может использоваться высокая профессиональная квалификация.
Процесс перетока трудовых ресурсов уже начался, но скорость ничтожно мал.
Сектор
производства важен тем, что он обеспечивает
производство предметов потребления и
значительную часть экспорта Беларуси.
3. СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ «ТОЧНО ВО ВРЕМЯ» -
JUST IN TIME (JIT) И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Канбан – метод, разработанный в Японии (в рамках подхода “Just in Time”), обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.
Суть системы заключается в том, что на все производственные участки завода, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, которое действительно необходимо для ритмичного выпуска точно определенного объема продукции.
Средством для передачи приказа о поставке определенного количества конкретных изделий служит сигналом – ярлык в виде специальной карточки в пластиковом конверте. При этом используется карточка отбора и карточка производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа указано количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке.
Эти карточки циркулируют как внутри завода, так и между многочисленными фирмами поставщиками. Они содержат информацию о количестве необходимых деталей, обеспечивая тем самым функционирование производства по системе “точно во время”.
Канбан является
Система
канбан позволяет выпускать продукцию
высокого качества с минимальными затратами.
Это существенно повышает ее конкурентоспособность,
особенно на внешних рынках. Рост производительности
труда на предприятиях японской промышленности
во многом обязан не столько внедрению
новых технологий и использованию большого
числа роботов, сколько хорошо продуманным
методам управления производством и снабжением.
Суть
метода системы «КАНБАН»
Склад деталей
Маршрут
карточки
заказа
Канбан
Информация о работе Специфика производства товаров и услуг в ХХI веке