Специфика производства товаров и услуг в ХХI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение специфики производства товаров и услуг в XXI веке.
Задачами написания данной работы является:
Изучить сущность «общества услуг»;
Рассмотреть особенности управления производством товаров и услуг, сходства и отличия;
Рассмотреть сущность системы «точно во время» - Just in time (JIT) и проблемы ее применения;
Проанализировать практику производства товаров и услуг на конкретном предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Сущность «общества услуг» 4
2. Особенности управления производством товаров и услуг: сходства и отличия 11
3. Сущность системы «точно во время» - Just in time (JIT) и проблемы ее применения 15
4. Практика производства товаров и услуг на СЗАО «БелТЭН» 18
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента - Специфика производства товаров и услуг в 21 веке (СЗАО ''БелТЭН'') - курсовая - МЭСИ (2009г).doc

— 162.00 Кб (Скачать)
 
 

Минский филиал государственного 
образовательного учреждения высшего  
профессионального образования 
«Московский государственный университет 
экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
по дисциплине «Основы менеджмента»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент Млынарчик  В.А.                                                                      01.11.2011 

 

Руководитель  
Лукин С.В.                                                                                               __.__.2011
 
 

Зарегистрировано

на кафедре

экономики                                        _________________                      __.__.2011

  
 
 
 
 
 

Минск 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       За последнее десятилетие  деловая активность в мире переместилась  в сферу оказания различных услуг. Из 100 % производимых в мире потребительских стоимостей более 55 % ныне составляют услуги. В наиболее  экономически развитых странах Европы, США и Японии в сфере услуг занято от 60 до 70 % процентов работающего населения.

       Данная сфера характеризуется присутствием потребителя в процессе удовлетворения его потребностей персоналом фирм, что значительно повышает степень индивидуализации продукта или услуги и, тем самым, увеличивает трудоемкость обслуживания.

       Целью написания данной курсовой работы является изучение специфики производства товаров и услуг в XXI веке.

       Задачами  написания данной работы является:

  • Изучить сущность «общества услуг»;
  • Рассмотреть особенности управления производством товаров и услуг, сходства и отличия;
  • Рассмотреть сущность системы «точно во время» - Just in time (JIT) и проблемы ее применения;
  • Проанализировать практику производства товаров и услуг на конкретном предприятии.
 
 
 
 

 
1. СУЩНОСТЬ «ОБЩЕСТВА УСЛУГ»
 

       Сфера услуг является одной из самых  перспективных и развивающихся в экономике. Она охватывает широкий спектр деятельности: от транспорта, туризма, информационных, издательских услуг до финансирования, посредничества различного вида.

       Сфера услуг в большинстве развитых стран мира занимает доминирующее положение. Так, например, в США около 65 % валового национального продукта, 70 % рабочей силы и 50 % бюджета семьи приходится на сферу обслуживания.

       По  мере насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. Товары и услуги часто производятся и продаются  как единое целое. Многие услуги становятся неотъемлемой частью производства товаров.

       Количество  видов услуг на мировом рынке  превышает 600. Наибольшее значение в мировой торговле услугами в настоящее время имеют туризм, транспорт, информационно-коммуникационные и страховые услуги. Расширяется и доля сектора финансовых услуг, в том числе экспортного кредитования. Оно охватывает от 12 до 29 % от всего объема экспорта развитых стран. На сектор информационных услуг приходится около 20 % акционерного капитала США, 18 % — Великобритании, 14 % — Швеции, 11 % — Германии, 8 % — акционерного капитала Японии.

       Развитие  рынка услуг предполагает усиление глобальной конкуренции. Все чаще услуги экспортируются и импортируются.

       Кроме этого, расширяются обратные связи  на рынке услуг с целью строгого контроля их качества. В будущем увеличатся гарантии на оказанные услуги, и они будут рассматриваться как значительная дополнительная услуга для клиентов.

       Компании  все больше признают необходимость  качественных разработок при создании новых услуг.

       Помимо  этого, более распространенной и  действенной становится единая организационная структура исследования, разработки услуг, оценки и изучения рынка. Причем термин «многоуровневый маркетинг» все чаще используется для обозначения ведущей роли на рынке услуг персонала. Продавцы услуг не только оказывают услуги и продают дополнительные, но и проводят исследование рынка, решают возникающие проблемы клиента. Кроме этого, продавцам услуг придется полагаться больше на создание и укрепление отношений с клиентами, чем на ценовые льготы и скидки.

       Социально-экономический, кадровый потенциал, географическое расположение Республики Беларусь являются серьезными предпосылками для развития рынка услуг.

       Рынок услуг неоднороден: некоторые виды услуг развиваются более высокими темпами. Сфера услуг очень динамично реагирует на систему ее регулирования. Наиболее развиты транспортные, туристические, строительные, информационные, услуги по переработке нефти из давальческого сырья.

       Сфера услуг имеет ряд важных характеристик:

  • потребитель обычно присутствует при производственном процессе, т.е. имеется более тесный контакт с потребителем, чем в сфере промышленности;
  • в сфере услуг более высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями клиента. Причем, чем выше степень взаимодействия с потребителем, тем более высокая степень индивидуализации продукта;
  • работа в сфере услуг более трудоемка, чем в промышленности. Чем выше степень индивидуализации продукта, тем больше трудоемкость;
  • услуга не существует до ее предоставления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги. Это делает невозможным сравнение предложения конкурирующих фирм там, где продукты кажутся идентичными, например, финансовые фирмы. Сравнение возможно только после получения услуги, в то время как товары можно сравнивать различными способами: тестированием, пробными покупками, испытаниями и т.д. На рынке услуг возможно сравнение ожидаемых выгод и полученных;
  • услугам присуща высокая степень неопределенности, которая ставит клиента в невыгодное положение, может вызвать чувство обиды, подозрения. Возможны пути повышения осязаемости услуг, снижения покупательского риска: лицензии, сертификаты, рекомендации.
  • часто клиент стремится работать с одним и тем же «продавцом услуг»: врачом, парикмахером, аудитором. Эта инерция работает на продавца; клиенты склонны прощать на рушения;
  • услуги не подлежат хранению, производятся и потребляются одновременно. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг, поэтому в сфере услуг в основном применяется синхромаркетинг для стабилизации спроса. Фирма, применяя этот вид маркетинга, сознательно закладывает цикличность рыночного спроса в свои планы и при прогнозировании старается, возможно, точнее определить амплитуду колебаний спроса. Чтобы стабилизировать сбыт или свести к минимуму колебания спроса, предприниматель особенно четко должен представлять конкретные потребности, методы активизации одних и «приглушения» других;
  • услуги часто противопоставляют промышленности, хотя и в промышленности возрастает роль обслуживания (послепродажное обслуживание). Во многих случаях и в услуге присутствует элемент продукции, например, туристический продукт.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Отличительные особенности товара и услуги

Товар Отличительная особенность Услуга
1 2 3
Благодаря приобретению Как покупатель получает стоимость? Благодаря опыту  или случаю
Да Имеет ли продукт  зрительный образ? Обычно нет
Да Можно ли продемонстрировать товар или взять его назад? Обычно нет
Да Можно ли произвести товар заранее до начала потребления? Обычно нет
Да Сохраняет ли товар 

стоимость длительное

время?

Зависит от типа услуги
Да Поддается ли товар  стандартизации или массовому производству? Обычно нет, хотя маркетологи стремятся к этому
Да Можно ли отделить товар от производителя? Обычно нет
 

       Иногда  может создаться впечатление, что  товары и услуги — совершенно разные категории. В действительности же они существуют в неразрывной связи, а большинство продуктов являются смешанными категориями, имея черты как товаров, так и услуг;

  • сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранных конкурентов, чем материальная сфера. Кроме того, во многих странах транспорт, связь, наука, здравоохранение, образование находятся в полной или частичной собственности государства или строго регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих
  • стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету;
  • многие виды услуг рассматриваются с учетом географических критериев, которые иногда являются определяющими, например, транспортные, туристические услуги.

       В связи со специфичностью рынка услуг  целесообразно рассмотреть сущность услуг и их классификацию.

       Понятию "услуга" всегда было тяжело дать определение. Дело осложняется и тем, что способ, с использованием которого услуги создаются и предоставляются потребителям, также довольно тяжело описать вследствие такой их характеристики, как неосязаемость.

       Большинство людей без труда даст определение производственного процесса, горнодобывающей промышленности или сельского хозяйства, но определить услугу многим оказывается не под силу. Ниже представлено два подхода к определению услуги:

  • Услуга — это действие или процесс, предлагаемый одной стороной другой. Хотя в ходе этого процесса нередко используются физические объекты (товары), выполнение действия, по сути, носит неосязаемый характер и, как правило, не приводит к получению права собственности на что-либо,
  • Услуги — вид экономической деятельности, создающей ценность и обеспечивающей определенные преимущества для потребителей в конкретном месте и в конкретное время, в результате осязаемых или неосязаемых действий, направленных на получателя услуги или его имущество.

       Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с присущими только ей особенностями. Сама же сфера услуг, представлялась, как совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению.

       Обычное перечисление отраслей услуг может только показать их разнообразие. Специфику же услуг, их экономическую сущность, а, следовательно, и специфику методов управления в маркетинге услуг простое перечисление раскрыть не в состоянии.

       Всю совокупность услуг можно подразделить на однородные группы, подгруппы, виды и разновидности по достаточно большому количеству независимых и взаимосвязанных классификационных признаков. Это требует применения различных методов классификации.

       Классификация услуг и совершенствование их учета – важная проблема во всех странах мира.

       Главное в классификации – на кого (на что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет. 

       Классификация услуг

Основные  классы услуг Сферы услуг
Осязаемые действия, направленные на тело человека Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты  и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе
Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека Образование, радио  и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами Банки, юридические  и консалтинговые услуги, страхование, операции с ценными бумагами

Информация о работе Специфика производства товаров и услуг в ХХI веке