Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:37, курсовая работа
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Для мотивации
поведения таких людей
а) ставить перед ними задачу с умеренной степенью риска или возможности неудачи;
б) делегировать им достаточные для развития инициативы полномочия;
в) регулярно и конкретно поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.
2. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей.
Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как энергичные люди. Они не боятся конфронтации и стремятся отстаивать свои позиции, требуют повышенного внимания к себе со стороны других.
Управление привлекает таких людей, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать данную потребность.
Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Если у них отсутствует склонность к авантюризму и к тирании, то они могут быть хорошими руководителями. Таких людей (но не карьеристов) нужно выдвигать на руководящие должности.
3. Потребность
в причастности привлекает
Люди
с такой потребностью заинтересованы
в налаживании дружеских
2.2. Процессуальные теории мотивации
Поведение людей определяется не только желанием удовлетворения той или иной потребности, но и затратами усилий на ее получение. Поэтому удовлетворение потребностей - условие, необходимое для эффективной работы , но не достаточное.
Важно установить "сколько стоит потребность", какие усилия необходимо затратить для ее достижения и на каких условиях можно получить желаемое вознаграждение.
Процессуальные
теории считают, что поведение человека
определяется не только конкретными
потребностями, а также связано
с условиями их получения: с ожиданием
получения желаемого
В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для удовлетворения потребностей в процессе достижения целей и как выбирает конкретный вид поведения (действия).
Здесь
также предполагается мотивирующая
роль потребностей, однако сама мотивация
рассматривается с точки зрения
того, каким образом человек
Теория ожиданий построена на том, что человек желает получить за выполняемую работу вознаграждение, которое удовлетворит его потребности. Отношение полученного вознаграждения к желаемому (ожидаемому) рассматривается как степень удовлетворения потребности.
Человек интенсифицирует свою деятельность, если величины ранее полученных вознаграждений были близки к ожидаемым (закон результата), то есть степень удовлетворения потребностей была близка к единице.
Ожидаемое вознаграждение определяется человеком субъективно на основе оценки затрат усилий и полученных результатов. Отсутствие четкой зависимости между затратами и результатами деятельности, а также между результатами и вознаграждением приводит к ошибке в определении работающим ожидаемого вознаграждения и неправильному поведению его в процессе деятельности.
Отсутствие связи между затраченными усилиями и полученными результатами может произойти из-за неправильной самооценки работающего, плохой его подготовки, отсутствия полномочий и т.д.
Причина несоответствия оценки результатов деятельности может быть в том, что работающим завышена величина ожидаемого вознаграждения или недооценены результаты его деятельности.
Теория справедливости основана на том, что люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Если человек видит, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то он считает, что к нему отнеслись несправедливо. В такой ситуации возникает психическое напряжение, и человек будет стремиться уменьшать интенсивность труда.
Чтобы
снять это напряжение, необходимо
исправить дисбаланс и
Для восстановления чувства справедливости люди могут выбрать один из следующих путей:
1) изменить уровень затрачиваемых усилий;
2) попытаться изменить уровень полученного вознаграждения;
3) прекратить взаимоотношения.
Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что их недооценивают, то они начинают работать менее интенсивно. Если же они считают, что им переплачивают, то они менее склонны изменить свое поведение.
Основной вывод теории справедливости для практики управления состоит в следующем. До тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
Руководитель
должен объяснить, что высокооплачиваемый
коллега получает больше потому, что
он обладает опытом, позволяющим ему
производить больше. Когда будет
достигнута такая же результативность,
вознаграждения сравняются. Попытка
решить проблему возникновения у
сотрудников чувства
2.3 Комплексная модель мотивации
Для понимания механизмов мотивации в некоторых трудах по управлению приводится ряд моделей мотивации. Как лучшую среди них можно назвать комплексную модель Портера-Лоулера. Она увязывает основные факторы теорий ожидания и справедливости с видами вознаграждения, которые приводят к удовлетворению потребностей.
Упрощенная комплексная модель мотивации, построенная на базе модели Портера-Лоулера показана на рис.1
Рис.1 . Комплексная модель мотивации
В рассматриваемой модели следует отметить две особенности.
Первая
особенность состоит в том, что
любой вид деятельности рассматривается
как процесс, протекающий во времени.
Его целесообразно представить
в виде отдельных временных
Результаты прохождения каждой стадии характеризуются определенными показателями. Цель деятельности рассматривается как средство и возможность удовлетворения первичных и вторичных потребностей. На этой основе определяются усилия, необходимые для выполнения работы.
В результате сочетания прилагаемых усилий, способностей исполнителя и выполняемой им в процессе труда роли достигаются определенные результаты, за которые выдаются внутреннее и внешнее вознаграждение.
Субъективно оценивая затраты усилий и соответствующие результаты, исполнитель ожидает получить вознаграждение, которое способно удовлетворить его потребности.
Вторая
особенность модели заключается
в том, что блок мотивации деятельности
рассматривается как некоторый
регулятор усилий деятельности. Их
величины зависят не только от необходимых
потребностей и интересов, но и от
степени удовлетворенности
Удовлетворенность работой зависит от двух основных факторов: степени ожидания вознаграждения и степени справедливости вознаграждения.
Степень
ожидания вознаграждения определяется
как отношение полученного
Степень
справедливости вознаграждения определяется
как отношение полученного
Зависимость мотивации от потребностей и от указанных факторов можно представить в виде формулы :
где
МД - мотивация деятельности;
ПТ - потребность;
ВП - полученное ранее вознаграждение;
ВО - ожидаемое вознаграждение;
ВА - вознаграждение, полученное коллегами за аналогичные работы.
Комплексная модель мотивации основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия справедливости вознаграждения.
Модель включает основные понятия процесса мотивации и
показывает, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, роль в процессе труда, результаты, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы. Она демонстрирует необходимость учета всех особенностей мотивации, которые ведут к удовлетворению работника.
Анализ приведенной модели позволяет сделать вывод о том, что вознаграждение и удовлетворенность работника - дело сложное и многоплановое. При вознаграждении работника за труд нужно учитывать не только достигнутые им результаты, но и его потребности, и ожидание получения справедливого вознаграждения.
Какая-либо неудовлетворенность в процессе работы должна стать объектом пристального внимания руководителя и быть подвергнута тщательному изучению. Ибо неудовлетворенный работник - это "узкое место" в системе фирмы.
Комплексная модель показывает, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению ее результативности. Один из наиболее важных выводов из комплексной модели состоит в том, что результативный труд через вознаграждение порождает удовлетворенность. Именно результативный труд является причиной удовлетворения, а не его следствием.
Основным
недостатком комплексной модели
мотивации является невозможность
понять психологические факторы
мотивации и на основе этого более
правильно подобрать работнику
вознаграждение.
2.4 Мотивация и компенсация труда
Мотивация труда (деятельности) работника всегда сопряжена с компенсацией труда, то есть с общей системой вознаграждений.
Существует большое число факторов и способов воздействия на мотивацию труда человека.
Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать "отключению" того же самого человека.
Каждая
фирма может предложить большое
разнообразие видов компенсации. При
этом желательно наличие связи между
видами компенсации и достигнутыми
трудовыми результатами. Любой вид
вознаграждения должен "подключать"
работника к системе
Наиболее
очевидный способ, которым фирма
может вознаградить своих работников
- это деньги (зарплата), которые могут
удовлетворить целый ряд
Рост зарплаты тогда обязательно должен вести к увеличению производительности труда. Для того чтобы установить взаимосвязь между зарплатой и результатами, достигнутыми в итоге трудовой деятельности, предлагается следующая система оплаты труда. Заработная плата любого работника разбивается на три части.