Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:37, курсовая работа
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Исходным
пунктом формирования и развития
потребностей человека является общество,
конкретно-историческая среда, в которой
протекает жизнедеятельность
На формирование
потребностей и интересов решающее
влияние оказывают
По принадлежности потребности-интересы разделяются на личные, групповые и общественные. Личность - часть общества. Поэтому общественные интересы определяют в значительной степени личные и влияют на поведение человека. Каждый член общества в силу различных причин и обстоятельств по-разному понимает и соотносит личные, коллективные и общественные интересы.
Потребность выражается в цели и сконцентрирована в ее достижении.
Цель в этом смысле - это нечто, что осознается человеком как средство удовлетворения его потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной или частично удовлетворенной, или неудовлетворенной. (Например, потребность в сложной, интересной работе.)
Степень
удовлетворения потребности, полученная
при достижении поставленной цели,
влияет на поведение человека в сходных
обстоятельствах в будущем. В
общем случае люди стремятся повторить
то поведение, которое у них ассоциируется
с удовлетворением потребности,
и избегают такого, которое ассоциируется
с недостаточным
Этот факт известен как закон результата. Если вы видите, что, поставив перед собой какую-то задачу, вы удовлетворяете свою потребность в содержательной и оплачиваемой работе, то вы будете и в будущем искать аналогичные задачи.
Поскольку потребности вызывают стремление к их удовлетворению, то руководитель должен создавать такие ситуации, которые позволили бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством такого поведения, которое приводит к достижению целей фирмы.
Но существует огромное количество конкретных потребностей, специфика удовлетворения которых для каждого человека индивидуальна.
Поэтому для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается пригодным для мотивации одних людей, совершенно не годится для других. Все это усложняет практическую мотивацию. Где нет общности интересов, там не может быть единства целей и, стало быть, единства действий.
Удовлетворение многообразных потребностей и гармоническое их сочетание - это учет человеческого фактора в труде.
Задача
сводится к тому, чтобы поставить
нужного человека на нужное место. Тогда
каждый человек почувствует, что
он полностью использует свои силы
и удовлетворяет свои потребности.
Невнимание к удовлетворению потребностей
может расцениваться
1.4. Вознаграждение
Слово "вознаграждение " (в разговоре о мотивации ) имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия, с которыми оно часто ассоциируется. Вознаграждение - это все то, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфично, а следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительная ценность.
Вознаграждение - это то, что может удовлетворить потребности человека. Руководитель имеет дело с двумя типами вознаграждений: внутренним и внешним.
1. Внутреннее
вознаграждение дает сама
2. Внешнее
вознаграждение дается фирмой, а
не возникает от самой работы.
Например, зарплата, похвалы, признание,
продвижение по службе. Чтобы
определить, как и в каких пропорциях
применять вознаграждение в
Глава 2. Современные теории мотивации
Результаты психологических исследований поведения человека в труде дают некоторые общие объяснения мотивации и позволяют создать теории и модели мотивации.
Основной упор в теориях мотивации делается на выявление мотивов, движущих сил поведения людей в труде. Человеческая деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим, а другие подчиненными, иногда выполняющими функцию дополнительной стимуляции.
Особенность ведущих мотивов состоит в том, что кроме функции побуждения и направленности деятельности они придают деятельности, ее объектам и условиям специфический личностный смысл. Каждая из теорий мотивации стремится отразить эту специфику.
Разработанные к настоящему времени теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные.
1 .Содержательные
теории мотивации. Они
2.Процессуальные
теории мотивации. Они
Хотя
эти теории и расходятся по ряду
вопросов, они не являются взаимоисключающими
и носят эволюционный характер. Важно
понять, что теории мотивации могут
использоваться в решении ежедневно
возникающих задач, побуждая человека
к эффективному труду.
2.1. Содержательные теории мотивации
Содержательные
теории мотивации стремятся
Теория иерархии потребностей, разработанная А.Маслоу, разделяет все множество потребностей на пять категорий (уровней).
1. Физиологические. Они необходимы для выживания человека (еда, отдых и т.п.).
2. Безопасности и защищенности. Необходимы для защиты от опасностей, уверенности в будущем и т.п.
3. Социальные.
Необходимы для социальных
4. Уважения.
Потребности в уважении
5. Самовыражения.
Заключаются в реализации
Все эти потребности можно расположить в виде иерархической пирамиды, в основании которой положены физиологические потребности.
В вершине
пирамиды будут потребности
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной и важной (доминирующей).
Прежде
чем потребность следующего уровня
станет наиболее мощным, определяющим
фактором в поведении человека, должна
быть удовлетворена потребность
более низкого уровня. Для того
чтобы следующий, более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, необязательно
удовлетворять полностью
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации через потребности бесконечен.
Теория иерархических потребностей внесла важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе.
Руководители
разных рангов стали понимать, что
мотивация поведения людей
Руководителю
нужно тщательно наблюдать за
своими подчиненными, чтобы решить,
какие активные потребности движут
ими. Он должен удовлетворять важнейшие
потребности подчиненных
Со временем потребности меняются. Поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.
Конечно,
в принципе четкой пятиуровневой
иерархической структуры
Удовлетворение потребностей одного уровня приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня.
На человека
большое влияние оказывает
Поэтому на практике нет такой стройной пирамиды потребностей для каждого человека. Это также необходимо учитывать руководителю.
Для удовлетворения
потребностей высшего уровня могут
быть рекомендованы следующие
А. Социальные потребности.
1.Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.
2.Создавайте на рабочих местах дух единой команды.
3.Проводите с подчиненными периодические совещания.
4.Не
старайтесь разрушать
5.Создавайте
условия для социальной
Б. Потребности в уважении.
1.Предлагайте
подчиненным более
2.Обеспечьте
им положительную обратную
3.Высоко
оценивайте и поощряйте
4.Привлекайте
подчиненных к формулировке
5.Делегируйте
подчиненным дополнительные
6. Продвигайте
подчиненных по служебной
7.Обеспечьте
обучение подчиненных, которое
повысит уровень их
В. Потребности в самоуважении.
1.Обеспечивайте
подчиненным возможности для
обучения и развития, которые
позволили бы полностью
2.Давайте
подчиненным важную и сложную
работу, требующую их полной
3.Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Вторичные потребности в той или иной мере руководят каждым из нас. Если руководителю удастся хоть немного расширить возможности их учета и реализации, а также связанные с ними мотивы деятельности в коллективе, то он увеличит активность деятельности своего коллектива.
С развитием
трудовых и экономических отношений
появилась необходимость
Теория мотивации по МакКлелланду расширяет иерархию вторичных потребностей, предлагая между третьим и пятым уровнями три вида дополнительных потребностей: успеха, власти, причастности.
1. Потребность
в успехе удовлетворяется
Люди с такой потребностью рискуют умеренно. Они любят ситуации, в которых можно взять на себя ответственность за поиск решения проблемы. Но они хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.