Современные тенденции использования информационных технологий в процессе разработки управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:44, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть сущность и процессы инновационного менеджмента.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты использования инновационного менеджмента на предприятии.
2. Рассмотреть технологические аспекты использования методов инновационного менеджмента на примере оценки инновационного потенциала.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………….....3
Управленческое решение и роль информационного обеспечения в его принятии………………………………………………………………………………..5
Новые информационные технологии……………………………………………..…7
Защита экономической информации……………………………………………..…8
Информационные процессы, применяемые при разработке управленческого решения……………………………………………………………………………....11
Значение технологии электронной обработки экономической информации при разработке управленческих решений………………………………………….…..14
Заключение……………………………………………………………………….…19
Список литературы………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Функции и методы инновационного менеджмента.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

     Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

     В реальных инновационных процессах  скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а  также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

     Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

     Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и  отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

     Нужно исходить из того, что внедрение  НВ является трудным и болезненным  процессом для любой организации.

     Во  всех случаях одним из важных критериев  принятия решений каждым субъектом  является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями .На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

     Следовательно, диффузия нововведения зависит как  от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.

     Вместе  с тем трудно оценить относительные  преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

     Для быстрого распространения инновации  нужна развитая инфраструктура.

     Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический  порядок появления новшеств в  различных областях техники. Можно  отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).5

     По  мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся  между собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.

     В общем виде ИП можно представить  в развернутом виде так:

     ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

     где

     ФИ  – фундаментальное (теоретическое) исследование;

     ПИ  – прикладные исследования;

     Р – разработка;

     Пр  – проектирование;

     С – строительство;

     ОС  – освоение;

     ПП  – промышленное производство;

     М – маркетинг;

     Сб  – сбыт.

     Анализ  этой формулы требует абстрагирования  от факторов обратной связи между  различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

     Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

     Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

     Характерно, что количество новых сведений и  информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская  деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

     Рассматривая  ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

     Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

     Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме  (рис. 1)

     

     Рис.1. Развитие ФИ

     Только  некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса(теории вопроса).

     Иную  целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

     В результате разработок создаются конструкции  новых машин и оборудования, что  плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

     Таким образом, инновационный менеджер имеет  дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

     Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

     Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:

     постановка  цели и выбор стратегии

     четыре  цикла.

     Сказанное наглядно представлено на рис.2. 

     

     Рис.2

     1. Планирование: составление плана  реализации стратегии.

     2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

     3. Исполнение: осуществление исследований  и разработок, реализация плана.

     4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.6

     1.2. Изучение основных  методов и техники реализации  инновационной политики

     При всем разнообразии подходов к организации и управлению НИОКР фирмы опираются на небольшое число проверенных практикой принципов [3, 4].

     Сравним принципы организации НИОКР в  большой корпорации, такой как Microsoft, и в малой фирме той же направленности SIL (Академический вычислительной отдел Летнего института лингвистики в г. Далласе, США).

     Каждый  проект, выполняемый по методике SIL, первоначально формируется так  называемой руководящей командой. Благодаря  наличию этой команды, которую можно  назвать руководящим ядром, вся  проектная команда может забыть о внешних обстоятельствах и сосредоточиться непосредственно на проекте. Здесь выполняется принцип: “Хороший менеджер – преодолеватель препятствий и поставщик ресурсов”.

     Зона  ответственности руководящего ядра:

     – идентификация целей проекта;

     – подготовка проектного задания;

     – выбор и комплектование членов команды;

     – определение других необходимых ресурсов и обеспечение ими проектной команды;

     – мониторинг процесса в работе проектной команды;

     – “сигнализация вовне” о результатах, полученных командой проекта;

     – обеспечение совместимости деятельности команды с работой остальной части организации.

     Проектная команда группируется из людей, которые  хотят работать. Она включает группы, состоящие по меньшей мере из трех человек. Старшие группы принимают решения на основе консенсуса. Естественно, что по мере роста зрелости проекта ведущий разработчик будет меньше занят программированием, а больше – руководством разработки.

     Процесс на уровне проекта начинается с составления  ряда исходных документов: спецификации требований, определения проекта (название, цели, этапы, команды), плана проекта.

     Роли  в проектной команде распределяются в зависимости от характера проекта. Команда может включать минимально стратегического менеджера разработки и двух программистов. В проектной команде должны быть выделены три роли:

     – имплементатор (комплексный специалист), который отслеживает программные блоки для всего проекта;

Информация о работе Современные тенденции использования информационных технологий в процессе разработки управленческого решения