Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:57, контрольная работа
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995..
Введение 3
1. Школа научного менеджмента и ее вклад в теорию и практику менеджмента 4
2. Школа делового администрирования и ее вклад в теорию и
практику менеджмента 11
3. Школа человеческих отношений и ее вклад в теорию и практику менеджмента 13
4. Школа социальных систем, количественные методы и
ситуационный подход в менеджменте 17
Заключение. 19
Список литературы. 21
2. Тема: Сущность и содержание функции контроля, его роль и особенности. 22
Введение 22
1. Значение функции контроля. 23
2. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. 26
3. Характеристики эффективного контроля. 30
Заключение 34
Список литературы 36
Исследования в Хоторне (24 серии экспериментов) проводилось под руководством проф. Гарвардского университета Элтона Мейо и Фрица Ротлисберга и продолжалось около 7 лет (с 10 мая 1924 г. по 4 мая 1933 г., по другим данным с 1924 по 1936 – 12 лет.).
ВЫВОД:
Создание неформальных отношений, нормального морально-психологического климата оказывают не меньшее влияние, чем материальные стимулы.
Представители этой школы.
Чарльз Барнард (1886-1961) – исследование формальной и неформальной структур организации.
Формальная организация – система сознательно координированных действий или сил двух и большего количества людей. Такая организация возникает при следующих условиях:
-существуют индивиды, способные общаться друг с другом;
-желающих совместных действий;
-стремящиеся к достижению общей цели.
Абрахам Маслоу (1908-1970)-практикующий физиолог, психолог, психоаналитик.
Наблюдаю за пациентами, пришел к выводу, что многие их проблемы связаны с неспособностью индивидов удовлетворить свои потребности. Анализ и обобщение результатов наблюдения, позволили А. Маслоу построить иерархию человеческих потребностей.
Дугласа Мак-Грегор (1906-1964) - профессор школы индустриального управления Массачусетского технологического института.
Успех менеджмента в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение.
Теория лидерства и стиля управления. Теория Х и У как воззрения на проблемы социального управления.
Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1933) - одна из первых теоретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления. Взгляды Фоллет не были признаны долгое время в США. Теория .управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. Фоллет одна из первых выдвигает идею участия рабочих в управлении и ратует за создание атмосферы подлинной общности интересов.
Школа социальных систем, количественные методы и
ситуационный подход в менеджменте
Школа «социальных систем» пытается критически оценить предшествующие концепции управления и теоретически обобщить новый опыт управленческой деятельности.
Наиболее видными представителями этой школы являются Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник и др., которые разрабатывают системный подход к вопросам организации управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с системой в целом и на взаимозависимости значительного числа переменных факторов. Центральным методологическим понятием оказывается понятие связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель.
Представители этой школы пытаются выявить постоянные элементы всякой организации (организационные универсалии), одинаково присущие как часовому механизму, так и обществу. Это стремление опирается на применение к анализу социальных процессов кибернетики, математических методов и т.д. Однако основная цель, которую преследует школа социальных систем, заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления.
Вместе с тем следует указать на существенные расхождения, имеющиеся во взглядах отдельных ее представителей. Так, Г. Саймон, рассматривая множество подлежащих системному исследованию переменных, придает первостепенное значение изучению их влияния на принятие решения, доходя до отождествления понятий принятие решений и управление.
В отличие от
него Ф. Селзник придает первостепенное
значение влиянию переменных на цели
и задачи организационных систем,
уделяет значительное внимание механизмам,
соединяющим воедино
И, наконец, следует отметить особую группу теоретиков этой школы, занимавшейся исследованиями в области индустриальной социологии. С одной стороны, вопросы конкурентоспособности, экономичности, оперативности производственной организации становятся весьма актуальными, что предопределяет детальный анализ ей положения во внешней, быстро меняющейся среде. Производственная организация рассматривается как система, погруженная в более общую организационную среду, равновесие которой имеет предопределяющее значение для выживания данной организации.
С другой стороны, для производственной организации большое значение имеет исследование роли ее технического и технологического базиса в межличностных отношениях, в частности взаимодействия социальной и технической организации предприятия. Главные исследования в рамках этого подхода были проведены англичанами Е. Тристом и А. Райсом.
Заключение
В своей контрольной работе я подробно рассмотрел вопрос о развитии школ менеджмента и описал их характеристики.
Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента как: 1) школа научного менеджмента - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея – рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) школа делового администрирования - Г. Эмерсон, А. Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений - Э. Мэйо, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) школа социальных систем представители - Ч. Барнард, Г. Саймон, Ф. Селзник - системный подход к вопросам организации управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с системой в целом.
В тот или иной исторический период каждому звену цепи придавалось преобладающее значение. Эволюция управленческой мысли доказала, что все звенья взаимосвязаны и необходимы для формирования научно-обоснованной концепции управления.
В науке современного менеджмента выделяются следующие черты:
1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация менеджмента.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.
Приведенный обзор основных направлений и школ показывает, что не существует общепризнанной теории управления. Более того, наблюдается усиление дифференциации исследований в области проблем управления. Вместе с тем все более отчетливо проявляется тенденция объединения различных школ и направлений на базе определенных единых концепций.
Список литературы
1. В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело ЛТД», 1994.
3. Мотивация
труда и повышение
4. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прынин, Л.В. Прынина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В.
Прынина. - М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 1996.
6. Психология управления. - М.:, 1996/97.
7. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: «Акалис», 1996.
8. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.
Тема: Сущность и содержание функции контроля, его роль и особенности.
Введение
“Когда умный человек видит, почему он
он не повторяет их”
“И Цзинь” (“Книга перемен”)
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
А управление рассматривается
как процесс, потому что работа по
достижению целей с помощью других
- это не какое-то единовременное действие,
а серия взаимосвязанных
Одним из главных факторов создания конкурентоспособности является эффективное управление как в частном, так и в государственном секторах экономики. Для достижения высокого уровня качества управленческих решений нужны профессионализм и ответственность менеджеров всех уровней иерархии. Если профессионализм формируется в процессе обучения и приобретения опыта, то ответственность менеджера - результат не только ментальных факторов и глубокого осознания философских красот корпоративной культуры, но и результат влияния контроля.
1. Значение функции контроля
Какой бы ни была организация, какая бы организационная культура в ней не присутствовала, какого бы уровня развития коллектив не был, важно знать, что "без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможным".
Контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции: планирование, организация, руководство и мотивация. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.
Контроль (control) - слово, которое в английском языке имеет довольно широкий диапазон значений: от “управлять”, “регулировать” до “проверять”, “инспектировать”.
Контроль - это
процесс обеспечения достижения
организацией своих целей. В самом
общем виде, контроль можно определить
как процесс сопоставления
Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
Почему необходим контроль? Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Важной является положительная сторона контроля, состоящая в поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Отвечая на вопрос «Насколько мы продвинулись к поставленной цели?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успеха, а где потерпела неудачу.
Одна из важнейших
причин необходимости осуществления ко
Контроль не только позволяет выявлять проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельность организации.
Можно привести пример из книги Ли Якокки "Карьера менеджера", в которой он описывает как при изменении некоторых параметров (например, при смене руководства) начинают рушиться связи, построенные на принципах саморегуляции и доверия и до этого казавшиеся нерушимыми. И как только происходит разрыв хотя бы в одной из цепочек управления, можно говорить о близкой гибели компании. "Я обнаружил, что в корпорации имеется 35 вице-президентов, и каждый из них бежит по собственной беговой дорожке. Здесь не существовало никакой системы комитетов, не было ничего, что цементировало бы организационную структуру, не было практики совещаний, на которых люди могли бы обменяться мнениями. Я, например, не мог поверить, что менеджер, возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной связи с руководителем производственного отдела". Таким образом, основными причинами необходимости контроля являются:
-неопределенность, сложность и динамичность среды;
-предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред;
-поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов и плановых показателей и оценки темпа продвижения предприятия к намеченным целям.
Можно выделить важные функции контроля:
1. Проверочная - установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений.
2. Информационная - сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта.
3. Диагностическая - изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения и возможностей, скрытых резервов.
4. Прогностическая - создающая основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонений от заданных параметров.
5. Коммуникационная - обеспечивающая установление и поддержание обратной связи.
6. Ориентирующая - подсказывающая, на что нужно обращать особое внимание.
Информация о работе Современные школы менеджмента: общая характеристика