Современные школы менеджмента: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995..

Содержание

Введение 3
1. Школа научного менеджмента и ее вклад в теорию и практику менеджмента 4
2. Школа делового администрирования и ее вклад в теорию и
практику менеджмента 11
3. Школа человеческих отношений и ее вклад в теорию и практику менеджмента 13
4. Школа социальных систем, количественные методы и
ситуационный подход в менеджменте 17
Заключение. 19
Список литературы. 21


2. Тема: Сущность и содержание функции контроля, его роль и особенности. 22

Введение 22
1. Значение функции контроля. 23
2. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. 26
3. Характеристики эффективного контроля. 30
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Современные школы мененджмента и сущность контроля.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Содержание                                                                                                  Страница

 

1. Тема: Современные школы менеджмента: общая характеристика.                 3 

 

Введение                                                                                                                                                                                                                                                                                     3     

1. Школа научного менеджмента и ее вклад в теорию и практику менеджмента                                                                                                                     4

2. Школа делового администрирования и ее вклад в теорию и

практику менеджмента                                                                                                      11                         

3. Школа человеческих отношений и ее вклад в теорию и практику менеджмента                                                                                                                   13 

4. Школа социальных систем, количественные методы и

ситуационный подход в  менеджменте                                                                          17 

Заключение.                                                                                                            19

Список литературы.                                                                                               21

 

 

2. Тема: Сущность и содержание функции контроля, его роль и особенности.                                                                                                                 22

 

Введение                                                                                                                                                                                                     22               

1. Значение функции контроля.                                                                            23 

2. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.                           26

3. Характеристики эффективного  контроля.                                                       30

Заключение                                                                                                             34

Список литературы                                                                                                36

 

 

 

 

Тема: Современные школы менеджмента: общая характеристика.

Введение

 

Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995..

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в  английском языке еще в прошлом  столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать  определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств  и форм управления, разработанных  и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Проблемы природы  и принципов управления волновали  мыслителей на протяжении многих веков. Особое внимание им уделяется на страницах  специальной печати в период трансформации общественно-экономических отношений. Объективно теория и практика управления развивались в нашей стране и развитых капиталистических странах параллельно, что было обусловлено общественно-экономическими условиями организации и функционирования производства. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение эволюции формирования управленческой мысли в нашей стране и менеджменту как специфической области знаний о законах управления за рубежом. Начало развития управленческой науки связывают с периодом промышленного капитализма, появлением в 1776 г. труда А. Смита «Богатство народов». Характерной чертой эпохи отмечалось значение специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в тот период капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.

Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно  выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это товарная концепция (конец ХIХ - начало ХХ в.), сбытовая (30-50-е гг.) и маркетинговая (с конца 50-х - начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя все перечисленные концепции Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.

Дальнейшее  развитие теории и практики менеджмента  исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся школ в управлении, так как представители различных школ используют теории и концепции других школ.

 

Школа научного менеджмента и ее вклад  в теорию и практику менеджмента

 

Шумера, Египет - трансформация высшей касты священников  в религиозных функционеров (менеджеров). Вместо человеческих жертв стали  преподноситься символические жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые ведали сбором налогов, управляли казной, имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса.

Вавилонский правитель  Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э). Для эффективного управления обширными владениями им впервые был выработан так  называемый свод Хаммурапи, который  содержал 285 законов управления государством, регулировал все многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей.

Царь Навуходоносор 11 (605-562 гг. до н. э.) - автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, применяя, в частности, цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи.

Древний Рим - система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. до н, э.) и административная организация Римской католической церкви, которая сохранилась без изменений до сегодняшних дней.

Великая индустриальная революция XVII – XVIII веков оказала  гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции.

Начальный этап развития индустриального менеджмента (начало и середина XIX века). Основные черты индустриальной революции:

Переход от кустарного производства (единичное производство товаров преимущественно ручным способом) к мануфактурному производству (производство товаров в больших объемах с применением специального оборудования).

Появление первых индустриальных компаний, оснащенных машинами и другим промышленным оборудованием и численностью рабочих в сотни и тысячи человек.

Отделение управления от капитала. В кустарном производстве в одном лице совмещались собственник  капитала, управленец и работник. В  индустриальных компаниях собственник (капиталист) часто делегирует (передает) свои полномочия по управлению производством специальным наемным работникам – мастерам.

Неограниченный  контроль предпринимателя над принадлежащей  ему собственностью (аксиома буржуазного  общества). Стиль управления – авторитарный деспотизм, бесчеловечная эксплуатация и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. В организации труда выделялась роль мастера – единоличный наем и увольнение рабочих, перемещение рабочих, контроль их обучения, распределение производственных заданий, установление продолжительности рабочего дня норм выработки.

Проблемы контроля качества товарной продукции. Товары изготавливались  из некачественных товаров с произвольными  отступлениями от технологических  стандартов. Отсутствие технологических  требований к методам контроля (объясняется неразвитостью производства). Реально соблюдавшиеся стандарты – размеры, вес. Контроль качества сводился к изучению потребительских свойств товара самими покупателями.

Первая попытка  организации промышленного производства на научной основе относится к 1820 году.

Инженерной  службой литейного цеха компании “Бультон, Уотт энд Со” (Англия) проводились  исследования по рациональному размещению машин и механизмов в цехе с  целью организации линии поточного  производства металлоизделий. Для этого весь производственный процесс расчленялся на серию последовательных операций. Каждому работнику отводилась определенная стандартизированная функция. Определялись требования к организации каждой операции – установление квалификационных нормативов на слесарные, кузнечные, ремонтные и иные работы (прообраз современной аттестации рабочих мест).

Формирование  школы научного менеджмента.

Становление крупного промышленного производства (конец XIX – начало XX века).

Отправной пункт  развития теории индустриального менеджмента - 1886 год.

Г.Таун (1844-1924) президент  мануфактурной компании “Йель энд  Таун” на ежегодном собрании Американского  общества инженеров-механиков (ASME) представил доклад на тему “Инженер как экономист”. Впервые поставлен вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы науки и профессиональной специализации. Менеджмент – особая наука со своим предметом, литературой. Инженеры для обеспечения наилучших производственных результатов возглавляемых ими подразделений должны быть людьми не только специалистами в технической сфере (овладевшими профессией механика), но и быть хорошими администраторами, обладать особыми знаниями и навыками проведения экономических и организаторских работ.

“Существует много  хороших инженеров-механиков, есть также немало отличных бизнесменов, однако оба этих качества весьма редко встречаются в одном человеке”.

Американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) – основатель школы научного менеджмента. После окончания технологического института в 1878 году работал в металлургической компании “Медвейл стил Ко” и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. Автор многочисленных трудов в области металлургии и менеджмента. “Сделочная система” (1895), “Цеховой менеджмент” (1903), “Принципы научного менеджмента” (1911). Похоронен в Филадельфии, где на могиле начертано “Отец научного менеджмента”.

Основные составляющие вклада Ф.Тейлора:

Создание менеджмента как научного направления. Стихийно сложившиеся методы и приемы производства исчерпали себя. Изобретательность и опыт эффективного руководства оставались достоянием отдельных лиц и не выступали предметом научных исследований и обобщений. Формирование делового менеджмента как особого вида профессиональной деятельности. Проведение принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. “Очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен его выполнить”.

Общие принципы системы Ф. Тейлора:

-разделение труда между рабочими и менеджерами (первые – исполнительский труд, вторые – распорядительство и надзор)

Одним из принципов  научного управления является разделение планирования и выполнение, которое  представлено в вышеприведенном  четвертом принципе Тейлора руководство  берет на себя все те работы, которые оно может выполнить лучше, чем рабочие... Он считал, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на уровне рабочих. Это предложение Тейлора реализовывалось в том, что торгово-промышленные фирмы учреждают планирующие отделы, которые занимаются разработкой ежедневных инструкций для рабочих. Однако Тейлор на этом не останавливается и предлагает концепцию функционального руководства группой рабочих. Тейлор рассматривает традиционные функции старшего рабочего (руководителя группой) как состоящие из действий планирования и контроля. Планирование должно осуществляться в плановом отделе чиновниками, которые подготовлены во всех аспектах функции планирования. Он выделяет четыре различные подфункции, которые должны выполняться различными чиновниками. Действия, связанные с контролем, выполнялись бы также четырьмя различными людьми.

-измерение труда - разработка научными методами каждого элементы работы (замена прежних эмпирических методов). Производственные задачи должны быть поминутно расчленены, сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения.

Информация о работе Современные школы менеджмента: общая характеристика