Современные проблемы незаконного использования объектов интеллектуальной собственности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить современные российские проблемы незаконного использования интеллектуальной собственности.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и роли интеллектуальной собственности в современной российской экономике;
- отразить причины существования и возникновения проблемы незаконного использования объектов интеллектуальной собственности;
- выявить и охарактеризовать виды интеллектуальной собственности;
- проанализировать основные методы защиты интеллектуальной собственности;
- охарактеризовать современные способы передачи интеллектуальной собственности.
Объектом исследования является интеллектуальная собственность.
Предмет исследования – незаконное использование интеллектуальной собственности в РФ.
Методы исследования – анализ, изучение литературы.
Источниковедческая база: во время исследования данной темы была использована лишь вторичная информация в виде периодической литературы, учебных пособий, монографий, интернет ресурсов, а также Гражданского Кодекса РФ.

Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ………………………………………. 3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 4
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 6
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………… 19
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ …………………………………………………………. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент 3 КУРС.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

    За  этот промежуток времени сами представления  об интеллектуальном капитале существенно  трансформировались и включают не только человеческие ресурсы, определяющие коллективные знания и способности специалистов фирмы, но и те нематериальные ценности, которые создаются этими специалистами, так же как имидж фирмы и приверженность потребителей ее продукции.

    Однако, несмотря на то, что в передовых организациях интеллектуальный капитал считают главным фактором успехов в новом тысячелетии и сделали его плодотворно работающим, по-настоящему эффективно интеллектуальными ресурсами не управляют. Главной причиной такого положения является отсутствие хорошо разработанных методик количественных оценок уровня развития интеллектуального потенциала организации и получаемой при его реализации прибыли, без чего не могут быть четко определены цели и поставлены соответствующие задачи по созданию, преумножению и реализации различных составляющих интеллектуального капитала организации.

    Современные организации, успешно развивающиеся  в конкурентной борьбе, самостоятельно создают инновационную продукцию, начиная от зарождения в недрах организации инновационной идеи и завершая созданием отработанных и протестированных в отвоеванных нишах рынка образцов продукции, которая быстро внедряется в производство. Циклы разработки и реализации в производстве все новой и новой инновационной продукции являются циклами интеллектуально-инновационной деятельности, в процессе которой создается и преумножается интеллектуальный капитал, а на его основе появляются новые инновации.

    В настоящее время, к сожалению, не сформировалось однозначное толкование понятия "интеллектуальный капитал", поскольку участники дискуссии, как правило, подходят к определению этого понятия с разных позиций и ставят перед собой разные цели.

    Если  ставить задачу разработки количественной оценки уровня развития интеллектуального  капитала организации, то удобнее будет пользоваться следующим понятием: интеллектуальный капитал - это интеллектуальный инструментарий организации, определяющий ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции, который имеет три составляющие: кадровый капитал, интеллектуальная собственность, маркетинговые активы.

    В свою очередь, кадровый капитал делится  на:

    1 человеческие активы;

    2 структурные активы.

    Человеческие  активы - это сотрудники организации; специалисты, наделенные знаниями и  навыками, профессиональными качествами, люди с определенным характером и  способностями, воспитанием и культурой.

    Важнейшей особенностью этой части интеллектуального  капитала является то, что ее нельзя ни продать, ни сдать в наем; ее можно  лишь эффективно или неэффективно использовать для достижения целей организации.

    Весьма  характерным для представителей крупного современного бизнеса является высказывание, которое сделал в интервью журналу "Эксперт" (№ 29 от 13.08.01 г.) руководитель европейского подразделения General Electric (GE) Клаудио Сантьяго: "Люди - это единственное конкурентное преимущество, которое есть сегодня у компаний". На протяжении многих лет таким конкурентным преимуществом было обладание технологиями [7].

    Человеческие  активы играют первостепенную роль в  создании интеллектуального капитала организации. Знания и навыки сотрудников организации, их профессиональные качества являются той частью инструментария, посредством которого создается интеллектуальная продукция, формирующая нематериальные активы организации.

    Структурные активы предопределяют тот потенциал  творческой активности коллектива сотрудников организации, который обеспечивает эффективное использование человеческих активов, что позволяет получить больше, чем сумму усилий отдельных членов организации. Эта составляющая кадрового капитала определяется корпоративной культурой, общей культурой взаимодействий в коллективе и способствует накоплению знаний, приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных качеств специалистов.

    Корпоративная культура является определяющей и в  совершенствовании других составляющих структурных активов: технология коллективной работы; 
принципы руководства коллективом (система мотиваций, подбор специалистов, формирование команды для выполнения различных заданий и т.п.); система обучения специалистов (переподготовка, повышение квалификации и т.п.); бизнес - технологии, определяющие место организации на рынке товаров и услуг.

    Интеллектуальная  собственность создается сотрудниками организации на базе их знаний и  опыта и пополняет нематериальные активы организации. С одной стороны, интеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другой организацией, при этом приобретается право на использование интеллектуальной собственности. С другой стороны, интеллектуальная собственность - это также часть интеллектуального инструментария, которая непосредственно участвует в создании инновации и ее реализации, во многом определяя стоимость продукции и ее цену.

    В состав объектов интеллектуальной собственности  включаются:

    объекты промышленной собственности;

    объекты авторского права;

    ноу-хау.

    Под объектами промышленной собственности  понимают патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и торговые марки. Объектами авторского права  являются научные и литературные произведения, программы ЭВМ и базы данных, топологии интегральных схем и объекты защиты смежных прав (теле- и радио постановки, исполнение художественных произведений и т.п.).

    Наименее  защищенными являются объекты интеллектуальной собственности, попадающие под термин "ноу-хау". Это практические знания по организации процессов, по проведению инновационных мероприятий, обеспечивающих эффективную реализацию новых технологий и создание новых товаров и услуг, а также служебная и коммерческая информация различного вида [3]. Как правило, информация по ноу-хау организации фиксируется в технической, коммерческой и руководящей (организационной) документации для внутреннего пользования. Эта информация является объектом промышленного шпионажа в условиях недобросовестной конкуренции.

    Как любой вид интеллектуальной собственности, объекты ноу-хау являются интеллектуальными  продуктами и имеют рыночную стоимость. Право пользования ноу-хау может  продаваться вместе с оформлением  лицензионного договора на производство патентованной продукции, о чем делаются указания в лицензии.

    Третьей составляющей интеллектуального капитала являются маркетинговые активы. Это  имидж фирмы, известность ее торговой марки и соответствующая клиентская база. Маркетинговые активы определяются также установленными и успешно функционирующими связями организации в рамках национальной инновационной системы (НИС) и ее международными связями и котировками на рынках ценных бумаг.

    Таким образом, важность и значимость каждой из трех составляющих очевидно, а их взаимодействие оказывает существенное влияние на создание и преумножение интеллектуального капитала организации.

    Стоимостная оценка интеллектуального капитала в настоящее время проводится как оценка нематериальных активов  в соответствии с разделом "Учет нематериальных активов" Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2000 и правовыми документами по вопросам защиты охранных прав интеллектуальной собственности.

    Оценка  объектов интеллектуальной собственности (ОИС) чаще всего происходит при внесении их в уставной капитал и включении в нематериальные активы для постановки на баланс предприятия [2].

    Такой подход предопределил оценку стоимости  ОИС как оценку затрат на их создание с учетом морального старения и изменения  индекса цен от момента создания ОИС к моменту оценки их стоимости.

    В то же время оценку стоимости, например, изобретений предлагается производить  на основе расчета прогнозируемой прибыли  от коммерческой реализации продукции, произведенной с использованием патента [4], или определять долю прибыли, которая создается за счет использования ОИС [12]. Более того, эти оценки целесообразно проводить как с позиции продавца (владельца) патента, так и с позиции покупателя, что соответствует рыночным реалиям.

    Нет сомнения в том, что со временем подходы к определению ценности интеллектуальной собственности будут усовершенствованы и стандартизованы, что позволит учитывать стоимость ОИС как инструмента создания инноваций.

    Что касается маркетинговых активов, то их предлагается рассматривать и  оценивать как "деловую репутацию" организации во взаимосвязи с расходами на образование юридического лица, услуги консультантов, рекламные мероприятия, подготовку учредительных документов, включая регистрационные и другие сборы [6].

    Этот  подход к оценке стоимости деловой репутации (имиджа) освобождает от необходимости учитывать долю рыночной стоимости торговой марки в оценке имиджа или всей стоимости интеллектуальной собственности, при этом оценку маркетинговых активов можно производить на основе данных бухгалтерского учета.

    Однако  считается, что существующий подход к оценке интеллектуального капитала как нематериальных активов (интеллектуальной собственности) и деловой репутации  фирмы с использованием бухгалтерских  отчетов не отражает реалий современной  экономики [1]. Вот почему стоимость интеллектуального капитала (J) предлагается оценивать по аналогии с оценкой знаний сотрудников фирмы

    J = Сор - См, (1)

    где Сор - рыночная стоимость всех акций  организации;

    См - стоимость материальных активов  организации.

    Но  данная формула имеет два существенных недостатка:

    1) в этом случае в стоимость  интеллектуального капитала включается  стоимость той доли нематериальных  активов, которые составляют имущественные  права (право на владение землей, право на владение природными  ресурсами и другие) и приобретаются организацией при ее создании и в процессе роста материальных активов;

    2) практически полное отождествление  интеллектуального капитала с  нематериальными активами организации,  поскольку не производится дифференцированной  оценки кадрового капитала и маркетинговых активов.

    Следовательно, чтобы получить объективную оценку интеллектуального капитала организации  необходимо ввести понятие интеллектуальный потенциал организации (Jп), который  учитывает все три составляющих интеллектуального капитала (данные для их расчета берутся из бухгалтерского учета):

    Jп  = Кк х (Сис + Сма), (2)

    где Сис - рыночная стоимость интеллектуальной собственности организации;

    Сма - рыночная стоимость маркетинговых  активов организации;

    Кк - коэффициент качества кадрового капитала.

    В свою очередь, коэффициент качества кадрового капитала определяется как:

    Kk = [Сор - (См + Сн)] / (Сис + Сма), (3)

    где: Сн - рыночная стоимость той доли нематериальных активов, которую составляют имущественные права (право на пользование землей, ресурсами и другие подобные права).

    Важно подчеркнуть, что числитель формулы (3) представляет собой рыночную оценку стоимости интеллектуального потенциала, так как из рыночной стоимости  всего имущества организации  вычитается стоимость всей собственности, кроме нематериальных активов. С другой стороны, коэффициент оценки качества человеческих активов может принимать значения больше и меньше единицы.

    Если  Кк больше единицы, то это означает, что кадровый потенциал надо повышать.

    Интеллектуальный  потенциал имеет тенденцию к росту только тогда, когда создаются новые объекты интеллектуальной собственности, проводятся научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторские работы (НИОКР), когда создаются объекты авторского права (ОАП), объекты промышленной собственности (ОПС) и ноу-хау. Все вместе они собой представляют интеллектуальный актив.

Информация о работе Современные проблемы незаконного использования объектов интеллектуальной собственности России